В статье доказывается значимость деловой репутации как необходимого фактора повышения конкурентоспособности компаний, рассмотрены этапы формирования деловой репутации компании. Репутация рассматривается как одна из важнейших составляющих нематериальных активов компании. Описываются примеры повышения деловой репутации современных организаций, выделяются основные преимущества, которые дает положительная деловая репутация компании, описываются внешние и внутренние факторы и риски, оказывающее значительное влияние на репутацию компании.
деловая репутация, имидж, управление деловой репутацией, положительная и отрицательная деловая репутация, оценка деловой репутации компании, репутационные рейтинги, корпоративная социальная ответственность, конкурентные преимущества компании
В современных экономических условиях деловая репутация является одним из важнейших факторов, влияющих на долговременное и устойчивое развитие компаний. Положительная деловая репутация компании определяет принятие контрагентами решения по вопросам сотрудничества с ней, помогает привлечь высококвалифицированные кадры, обеспечивает доступность к инвестиционным ресурсам и высококачественным профессиональным услугам, выступает своеобразным кредитом доверия для своих потребителей. Таким образом, положительная деловая репутация, ее «доброе имя» становится источником дополнительных выгод как для самой компании, так и для всех заинтересованных в успешном взаимодействии с ней сторонами. Являясь важной составляющей нематериальных активов, она служит значимым экономическим рычагом в стратегическом развитии компании. Более того, в условиях нестабильности экономики и усиления конкурентной борьбы на рынках положительная деловая репутация является устойчивым конкурентным преимуществом компании, которое не может быть имитировано конкурентами. В эпоху глобализации и усиления борьбы за ресурсы в качестве важнейшей репутационной характеристикой выступает корпоративная социальная ответственность, которая предполагает учет и минимизацию негативных воздействий компании не только на экономику, но и на общество и окружающую среду. Поэтому формирование и укрепление деловой репутации компании должно рассматриваться в зависимости от восприятия ее деятельности всеми заинтересованными группами влияния (стейкхолдерами).
1. Антонов В.Г. Факторы и тенденции развития менеджмента [Текст] / В.Г. Антонов, Е.Ю. Кузьмина // Вестник университета. - 2015. - № 3. - С. 90-93.
2. Калинский О. Имидж и репутация компаний сегодня [Электронный ресурс] / О. Калинский // Промышленник России. 2012. - URL: http://www.promros.ru/ magazine/2012/jun/imidzh-i-reputaciya-kompanijsegodnya.phtml
3. Козлова Н.П. Особенности формирования репутации современной компании [Текст]: монография / Н.П. Козлова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. - 376 с. - ISBN 978-5-394-02437-5.
4. Коротков Э.М. Деловая репутация промышленного предприятия в системе рыночной экономики [Текст] / Э.М. Коротков // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. - 2012. - № 2.
5. Корпоративная социальная ответственность [Текст]: учебник и практикум для бакалавров; под ред. Э.М. Короткова. - М.: Юрайт, 2015. - 445 c.
6. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации [Текст] / под ред. А.Н. Гусева. - М.: Инфра-М., 2001. - 787 c.
7. Соклакова И.В. Формирование деловой репутации организации [Текст] / И.В. Соклакова // Вестник университета ГУУ. - 2013. - № 22. - С. 173-178.
8. Управление организацией: Энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / под ред. проф. А.Г. Поршнева, А.Я. Кибанова, В.Н. Гунина. - М.: ИД ИНФРА-М, 2001. - 822 с. - ISBN 5-16-000555-2.
9. Шмаров А. Как работает хорошая репутация (по результатам интервью с топ-менеджерами [Текст] /А. Шмаров, В. Аузан // Эксперт. - 2016. - № 8 (976).