В статье на примере деятельности сельских школ Сарапульского района Удмуртской Республики обсуждается проблема усиления внимания к изучению немецкого языка как основного и второго иностранного. Характеризуются общие причины, побуждающие изучать немецкий язык, рассматриваются способы формирования мотивации учащихся к выбору немецкого языка в качестве основного иностранного, а также условия его успешного преподавания в школе.
мотивация к изучению иностранных языков, немецкий язык, конкурентоспособность, образовательная среда, педагогические условия
На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознается все большими слоями населения:
- с каждым годом расширяются контакты с зарубежными странами (деловые поездки, встречи, туризм);
- в условиях рыночной экономики страна нуждается в высококвалифицированных специалистах, владеющих иностранным языком, а лучше - двумя иностранными языками. К тому же это резко повышает конкурентоспособность самого работника;
- изучение иностранного языка не только формирует общую культуру растущего человека, но и существенно влияет на его коммуникативную грамотность - способствует умению выражать свои мысли и чувства средствами языка, развивает навыки связной речи, диалогической и монологической речи.
Формирование у школьников мотивации к изучению немецкого языка
В массовой прессе широко обсуждается целесообразность изучения немецкого языка в современной общеобразовательной школе. Вот несколько причин, подтверждающих важную роль использования немецкого языка в мировом сообществе:
- Немецкий язык – самый распространенный язык в Европе, для многих европейцев он является родным языком. В самой Германии проживает 82,5 млн человек, немецкий – государственный язык Австрии, Швейцарии, Люксембурга и Лихтенштейна, на немецком языке также разговаривает значительная часть населения северной Италии, восточной Бельгии, Нидерландов, Дании, восточной Франции, части Польши, Чешской Республики и Румынии.
1. Бим И.Л. Пути совершенствования профессиональной компетенции учителя иностранного языка // Методическая мозаика: приложение «Иностранные языки в школе». - 2003. - № 1. - С. 86-90.
2. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы организации обучения иностранным языкам // Иностранный язык в школе. - 1998. - № 6. - С. 4-10.
3. Вебер И. Немецкий - детям. Весёлое природоведение / Lustige Naturwissenschaft. - М.: АСТ, 2008. - 128 с.
4. Денисов М.К. Практическая методика обучения немецкому языку: учебно-методическое пособие для студентов-педагогов. - Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2009. - 127 с.
5. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика. - М.: Академия, 2004. - 336 с.