Автор анализирует процессы глобализации культуры, в которых стандартизация и унификация противоречат традиционной идентичности. Превалирует процесс стандартизации культуры, он определяется влиянием средств массовой информации и распространением новых моделей потребления. Массовые культуры шире внедряют новые формы высоких культур, то есть технологичные или научные, которые способствуют унификации и стандартизации. Содержание материала куль- туры является более равномерным, чем в прошлом, многие новейшие практики получают широкое применение на больших территориях. В результате процессов глобализации высокая культурная концентрация и мобильность все чаще провоцируют межкультурные столкновения. В сфере не- материальных компонентов в сложившейся культурной ситуации наблюдается цивилизационное столкновение традиционализма и глобализации, в то время как в сфере материальных компонентов культуры современный человек все больше становится приверженцем продуктов глобализации. Пищевая культура как метод изучения социокультурных трансформаций указывает на то, что происходит культурная диффузия и исламизация глобальной культуры. Исследования потребления пищевых продуктов выявили, что существует прочная связь между религией и выбором потребительских продуктов питания. Мотивация и поведение каждого человека различаются, поскольку они основываются на культурных особенностях, что наиболее проявляется в потребительском поведении покупок. В современной потребительской культуре символы зачастую предстают в виде логотипов фирменных знаков. Зачастую в качестве логотипов выбираются модификации широко известных традиционных культурных символов, которые на основе узнаваемых культурных смыслов конструируют современное мировидение и мировоззрение, создавая современные мифы на основе традиционных. Наиболее востребованным товарным знаком современности выступает логотип Apple, или «откусанное яблоко». Современное прочтение данного символа основано на том, что традиционализм силен, но активная деятельность человека выходит за локальную территорию. В результате человек чувствует себя одиноким вследствие ослабевания традиционных связей, ищет замещения утраченных форм идентичности.
традиционализм, глобализация, культурная диффузия, исламизация
1. Вигель Н.Л. Foodism как эстетизм XXI века // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61155 (дата обращения: 17.12.2015).
2. Вигель Н.Л. Культ еды в глобальной монокультуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13598 (дата обращения: 29.12.2015).
3. Вигель Н.Л. Персонализированное питание как феномен пищевой культуры // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13573 (дата обращения: 21.12.2015).
4. Ницше Ф. Между равными. СПб., 1902. 270 с.
5. Бубер М. Два образа веры. М., Наука, 1995. 186 с.