ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА НА ОСНОВЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются возможности психологического тренинга в профилактической работе с личным составом правоохранительных органов. В качестве инновационного предлагается использовать метод моделирования профессиональных ситуаций. Анализируется специфика предлагаемого подхода, детализируются задачи и формы профилактического тренинга. Подход позволяет активно внедрять в деятельность сотрудников правоохранительных органов тренинговые технологии.

Ключевые слова:
психологический тренинг, моделирование профессиональных ситуаций, проблемная ситуация, профилактика, профилактическая работа, правоохранительные органы.
Текст

Повышение эффективности исполнительской деятельности личного состава правоохранительных органов, профилактика межличностных конфликтов, улучшение имиджа правоохранителя во многом связывается с совершенствованием психологической работы. Она варьируется как направлениям, так и по формам и методам. Среди них выделяется психопрофилактическая деятельность.
Особая роль в профилактической работе отводится психологическому (социально-психологическому) тренингу [3]. Однако наиболее продуктивным средством профилактики конфликтного взаимодействия в служебных коллективах, выработки у сотрудников нормативных (адаптивных) моделей поведения, укрепления копинг-ресурсов личности выступает психологический тренинг на основе моделирования профессиональных ситуаций. Именно акцент на реальном аспекте межличностного взаимодействия позволяет приблизить психоэмоциональное состояние участников тренинга к фактическому, придать практическую значимость работы с психологом, соответственно, повысить успешность коррекционного влияния на сотрудников. Речь идёт о профилактическом влиянии на личный состав в ходе моделирования профессиональной деятельности.
Согласно подходу, предложенному В.Е. Петровым и Н.Ю. Филипенковой, метод моделируемых ситуаций – это осмысленная профессионально-обучающая деятельность сотрудников, руководимая психологом, реализуемая с помощью специально смоделированных ситуаций и широкого использования различных инновационных технологий, направленная на овладение новыми паттернами поведения, умением общаться в конфликтных ситуациях, преодолевать девиации поведения, профессионально-грамотно действовать в сложных условиях [1, 2, 7, 8].
Метод моделируемых ситуаций как инновационная форма профилактики и профессионального обучения отличается от других форм психологической работы, прежде всего, тем, что в нём наилучшим образом воспроизводится реальная служебная (в некоторых случаях, внеслужебная) обстановка и деятельность специалистов во всем комплексе условий и особенностей службы. Тренинг может применяться для различных категорий личного состава, например, как для сотрудников [4], так и военнослужащих или работников [6]. Особая роль отводится психологическому тренингу в деле профилактики межличностных конфликтов, сплочения служебных коллективов [5].
Ситуативный метод – это имитация определённых ситуаций, отражающих процессы профессиональной деятельности сотрудников Госавтоинспекции, где каждый из участников выполняет действия, предусмотренные его ролью (должностью). Такая взаимообусловленная деятельность психолога и участников способствует формированию у сотрудников сложных профессиональных навыков и умений, стимулирует их внимание и повышает интерес к занятиям. Метод развивает у личного состава способность к анализу профессиональных и сложных жизненных задач и, как следствие, самостоятельному принятию решений. Ситуационный метод позволяет сотрудникам активно использовать полученные теоретические и практические знания на практике.
Сущность метода состоит в том, что он является методом продуктивной профилактики. Метод эмоционально-позитивно влияет на сотрудников, повышает уровень их мотивации, инициативности, готовности к сопереживанию, расширяет диапазон воображения и креативного мышления, тем самым делает его более эффективным.
Источником творческой активности индивида, его своеобразной интеллектуальной и эмоциональной основой являются проблемные ситуации. При этом под ситуацией понимается такая динамическая система взаимоотношений сотрудников в процессе тренинга, которая, будучи отражённой в сознании человека, порождает его личную потребность в целенаправленных игровых действиях и повышает познавательную деятельность каждого участника. В профилактической деятельности, имеющей свою конкретную цель, воображаемая ситуация и игровое поведение становятся дидактическими средствами достижения этой цели и фактором активизации познавательной активности.
Моделируемая профессиональная деятельность, будучи обличённая в форму игры и ограниченная тематическими рамками, а также коммуникативной и профессиональной задачей, объединяет участников игры для совместного группового сотрудничества, речевого и предметного взаимодействия, направленного на решение конкретных ситуативных задач.
Профессиональная психологическая подготовка личного состава правоохранительных органов, построенная на основе метода моделирования проблемных ситуаций, в отличие от других форм профилактики обладает той психологической особенностью, что моделируемая деятельность сотрудников становится внутренним организующим «стержнем», вокруг которого формируются профессиональные знания, умения и навыки. При этом сама логика «проигрывания» служебной деятельности порождает потребность в приобретении новых знаний. Происходит не механическое накопление информации, а деятельностное «опредмечивание» определённой сферы человеческой реальности. Наряду с этим в процессе проведения профессиональной подготовки каждый сотрудник, соизмеряя свои действия в конкретной должности (ситуации) с реакцией коллег, вырабатывает и линию своего поведения в служебном коллективе. Поэтому здесь совместно с обучающей функцией широко проявляется и общевоспитательная и профилактическая функция. Это обусловлено тем, что коллективный характер относительно самостоятельных действий личного состава во время проведения игры предполагает усвоение сотрудниками не только знаний и способов действий, но и понимание высокой ответственности перед коллегами за коллективный труд, а также осознание и оценку существующих нравственно-этических и профессиональных норм служебного коллектива.
В свою очередь и информационно-обучающая функция при анализе проблемных ситуаций проявляется по-особенному: здесь активным образом происходит переход от организации и регуляции познавательной деятельности, осуществляемой психологом в этой форме обучения, к самоорганизации и саморегуляции деятельности самими сотрудниками. Такие действия позволяют в полной мере реализовать дидактический принцип активности личности обучающегося сотрудника в системе профессиональной подготовки.
Задача психолога сводится к тому, чтобы умело создать психологические, профилактические и методические условия для включения каждого сотрудника в процессы познания и развития, протекающие в особой игровой форме моделируемой деятельности. Особенно высокая эффективность обучения достигается тогда, когда моделируемая деятельность в ходе игры подобна (или близка) по структуре профессиональной деятельности или актуальным жизненным ситуациям.
Моделируемая деятельность порождает специфические социально-психологические условия, обладающие повышенным профилактическим «потенциалом». Существенным компонентом воспитательного потенциала игры в моделируемых проблемных ситуациях является её диалогизм. При этом в хорошо подготовленной и организованной игре диалог должен быть не только словесным, но и диалогом действий, за счёт широкого использования реальных служебных ситуаций, прежде всего, из деятельности сотрудников Госавтоинспекции. В них важно воспроизвести процесс выявления и согласования интересов сторон путём взаимодействия, состязания, соперничества или борьбы мнений и действий участников.
Организованный психологом способ активного взаимодействия сотрудника с проблемно представленным содержанием профилактирования, в ходе которого он «приобщается» к объективным противоречиям научного знания и практическим способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания, успешно применять их в профессиональной деятельности.
Метод включения сотрудников в проблемную профессиональную ситуацию имеет своей целью:

  • активизировать интеллектуальную деятельность сотрудников;
  • сформировать и развить до уровня как первоначальных, так и отработанных (автоматических) психологических навыков;
  • овладение психологическими методами и приемами для повышения эффективности правоохранительной деятельности;
  • обеспечить применение на практике знаний, усвоенных как в теоретической форме на лекциях, так и на практических занятиях (в моделируемых служебных ситуациях).

В качестве дополнительной цели и общепсихологической составляющей данного метода предусматривается:

  • активизация мотивации и способностей сотрудников (в первую очередь, коммуникативных);
  • развитие навыков аналитическо-синтетического мышления и творческого воображения;
  • воспроизведение и перенос на поведенческий уровень не только усваиваемого содержания предметной деятельности, но и содержания внутреннего мира личности сотрудника, имеющихся внутренних планов действий и представлений;
  • актуализация собственного опыта сотрудника, что позволит ему быть более компетентным в профессиональном взаимодействии.

Важными задачами метода моделируемых ситуаций являются:

  • развитие умения анализировать;
  • формирование способности к выработке и принятию самостоятельных решений;
  • профилактировать возникновение девиаций поведения, нервно-психических срывов.

Процесс непосредственной выработки решения составляет основу рассматриваемого метода и имеет гораздо большее значение, чем само решение сотрудника, поскольку ему необходимо выявить и сформулировать значимые факты, помогающие разрешить ситуацию, для чего необходимо детально рассмотреть и «взвесить» каждый факт, обстоятельства, ограничивающие решение, разработать несколько альтернативных способов действий, провести анализ положительных и отрицательных последствий каждого варианта, обосновать лучший способ решения.
В этой связи в ходе применения метода моделируемых ситуаций важнейшим является использование таких заданий, которые:

  • помогут освоить сотрудникам Госавтоинспекции личностно-регулятивную, смыслополагающую деятельность;
  • приобщат участников тренинга к многообразию видов познания человеческой психики и форм преобразования человеческих отношений в системе деятельности правоохранительных органов;
  • могут дать возможность каждому сотруднику стать сопричастным к профессиональной деятельности и действительности, научиться сотрудничеству и управлению собственной деятельностью;
  • скорректируют психоэмоциональное состояние и поведение личного состава;
  • сформируют тенденции к личностному росту сотрудника.

В качестве форм использование проблемных ситуаций на профилактических занятиях, при организации самостоятельной подготовки сотрудников, а также в качестве предмета коррекции личности целесообразно применять:

  • коллективное решение ситуативной задачи;
  • письменное (индивидуальное) высказывание;
  • групповую дискуссию;
  • использование формы диалога – с целью оживления подачи ряда важных проблем, которые в других формах выглядели бы менее эффектно;
  • письменное выполнение задачи – построение внутреннего плана действий и его включение в ценностное ориентирование личности сотрудника, способствующего усвоению и практических знаний.

Применение психологического тренинга требует от психолога особого творческого подхода, активности, эмпатии, умения организовать совместную (внутригрупповую) деятельность сотрудников. Особая роль отводится получению обратной связи от участников тренинга, в которой может раскрываться психологическая и иная проблематика, как отдельного сотрудника, так и целого служебного коллектива.
Таким образом, психологический тренинг на основе моделирования профессиональных ситуаций позволяет преодолевать основные проблемы дисциплинирования, формировать внутреннюю готовность к успешной работе, профилактировать срывы психической деятельности. Его можно рассматривать как эффективный инструментарий психопрофилактической работы с личным составом правоохранительных органов.

Список литературы

1. Байдиков В.В., Филипенкова Н.Ю., Петров В.Е. Психологическая подготовка методом моделирования ситуаций: учебно-методическое пособие. М., 2006. 112 с.

2. Мальцева Т.В. Практики трансперсональной психологии в тренинговых формах работы с курсантами в русле интегративной трансметодической модели // Вестник экономической безопасности. 2016. № 1. С. 328-333.

3. Мальцева Т.В., Петров В.Е. Концептуальная модель психологического тренинга с оперативными сотрудниками полиции // Современные образовательные технологии в подготовке специалистов правоохранительных органов : сб. мат. Всеросс. науч.-практ. конф. / Московский областной филиал Московского университета МВД России. Руза, 2015. С. 103-106.

4. Марьин М.И., Мальцева Т.В., Петров В.Е., Сафронов А.Д. Психологическая подготовка сотрудников полиции к профессиональной деятельности: учебно-методическое пособие. Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2014. 195 с.

5. Петров В.Е., Просвирин А.В. Сплочение служебных коллективов органов внутренних дел Российской Федерации: психологический тренинг: учебно-методическое пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2012. 73 с.

6. Петров В.Е., Сметанина Н.В. Интеллектуальный социально-психологический тренинг: учебно-методическое пособие. М.: Группа АБСОЛЮТ, 2010. 32 с.

7. Петров В.Е., Филипенкова Н.Ю. Проведение психологического тренинга с сотрудниками полиции с использованием метода моделирования профессиональных ситуаций: учебно-методическое пособие. 2-е изд. перераб. и доп. Домодедово: ВИПК МВД России, 2011. 125 с.

8. Филипенкова Н.Ю., Петров В.Е., Байдиков В.В. Проведение психологического тренинга с использованием метода моделирования профессиональных ситуаций: учебно-методическое пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2007. 160 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?