Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматриваются возможности психологического тренинга в профилактической работе с личным составом правоохранительных органов. В качестве инновационного предлагается использовать метод моделирования профессиональных ситуаций. Анализируется специфика предлагаемого подхода, детализируются задачи и формы профилактического тренинга. Подход позволяет активно внедрять в деятельность сотрудников правоохранительных органов тренинговые технологии.
психологический тренинг, моделирование профессиональных ситуаций, проблемная ситуация, профилактика, профилактическая работа, правоохранительные органы.
Повышение эффективности исполнительской деятельности личного состава правоохранительных органов, профилактика межличностных конфликтов, улучшение имиджа правоохранителя во многом связывается с совершенствованием психологической работы. Она варьируется как направлениям, так и по формам и методам. Среди них выделяется психопрофилактическая деятельность.
Особая роль в профилактической работе отводится психологическому (социально-психологическому) тренингу [3]. Однако наиболее продуктивным средством профилактики конфликтного взаимодействия в служебных коллективах, выработки у сотрудников нормативных (адаптивных) моделей поведения, укрепления копинг-ресурсов личности выступает психологический тренинг на основе моделирования профессиональных ситуаций. Именно акцент на реальном аспекте межличностного взаимодействия позволяет приблизить психоэмоциональное состояние участников тренинга к фактическому, придать практическую значимость работы с психологом, соответственно, повысить успешность коррекционного влияния на сотрудников. Речь идёт о профилактическом влиянии на личный состав в ходе моделирования профессиональной деятельности.
Согласно подходу, предложенному В.Е. Петровым и Н.Ю. Филипенковой, метод моделируемых ситуаций – это осмысленная профессионально-обучающая деятельность сотрудников, руководимая психологом, реализуемая с помощью специально смоделированных ситуаций и широкого использования различных инновационных технологий, направленная на овладение новыми паттернами поведения, умением общаться в конфликтных ситуациях, преодолевать девиации поведения, профессионально-грамотно действовать в сложных условиях [1, 2, 7, 8].
Метод моделируемых ситуаций как инновационная форма профилактики и профессионального обучения отличается от других форм психологической работы, прежде всего, тем, что в нём наилучшим образом воспроизводится реальная служебная (в некоторых случаях, внеслужебная) обстановка и деятельность специалистов во всем комплексе условий и особенностей службы. Тренинг может применяться для различных категорий личного состава, например, как для сотрудников [4], так и военнослужащих или работников [6]. Особая роль отводится психологическому тренингу в деле профилактики межличностных конфликтов, сплочения служебных коллективов [5].
Ситуативный метод – это имитация определённых ситуаций, отражающих процессы профессиональной деятельности сотрудников Госавтоинспекции, где каждый из участников выполняет действия, предусмотренные его ролью (должностью). Такая взаимообусловленная деятельность психолога и участников способствует формированию у сотрудников сложных профессиональных навыков и умений, стимулирует их внимание и повышает интерес к занятиям. Метод развивает у личного состава способность к анализу профессиональных и сложных жизненных задач и, как следствие, самостоятельному принятию решений. Ситуационный метод позволяет сотрудникам активно использовать полученные теоретические и практические знания на практике.
Сущность метода состоит в том, что он является методом продуктивной профилактики. Метод эмоционально-позитивно влияет на сотрудников, повышает уровень их мотивации, инициативности, готовности к сопереживанию, расширяет диапазон воображения и креативного мышления, тем самым делает его более эффективным.
Источником творческой активности индивида, его своеобразной интеллектуальной и эмоциональной основой являются проблемные ситуации. При этом под ситуацией понимается такая динамическая система взаимоотношений сотрудников в процессе тренинга, которая, будучи отражённой в сознании человека, порождает его личную потребность в целенаправленных игровых действиях и повышает познавательную деятельность каждого участника. В профилактической деятельности, имеющей свою конкретную цель, воображаемая ситуация и игровое поведение становятся дидактическими средствами достижения этой цели и фактором активизации познавательной активности.
Моделируемая профессиональная деятельность, будучи обличённая в форму игры и ограниченная тематическими рамками, а также коммуникативной и профессиональной задачей, объединяет участников игры для совместного группового сотрудничества, речевого и предметного взаимодействия, направленного на решение конкретных ситуативных задач.
Профессиональная психологическая подготовка личного состава правоохранительных органов, построенная на основе метода моделирования проблемных ситуаций, в отличие от других форм профилактики обладает той психологической особенностью, что моделируемая деятельность сотрудников становится внутренним организующим «стержнем», вокруг которого формируются профессиональные знания, умения и навыки. При этом сама логика «проигрывания» служебной деятельности порождает потребность в приобретении новых знаний. Происходит не механическое накопление информации, а деятельностное «опредмечивание» определённой сферы человеческой реальности. Наряду с этим в процессе проведения профессиональной подготовки каждый сотрудник, соизмеряя свои действия в конкретной должности (ситуации) с реакцией коллег, вырабатывает и линию своего поведения в служебном коллективе. Поэтому здесь совместно с обучающей функцией широко проявляется и общевоспитательная и профилактическая функция. Это обусловлено тем, что коллективный характер относительно самостоятельных действий личного состава во время проведения игры предполагает усвоение сотрудниками не только знаний и способов действий, но и понимание высокой ответственности перед коллегами за коллективный труд, а также осознание и оценку существующих нравственно-этических и профессиональных норм служебного коллектива.
В свою очередь и информационно-обучающая функция при анализе проблемных ситуаций проявляется по-особенному: здесь активным образом происходит переход от организации и регуляции познавательной деятельности, осуществляемой психологом в этой форме обучения, к самоорганизации и саморегуляции деятельности самими сотрудниками. Такие действия позволяют в полной мере реализовать дидактический принцип активности личности обучающегося сотрудника в системе профессиональной подготовки.
Задача психолога сводится к тому, чтобы умело создать психологические, профилактические и методические условия для включения каждого сотрудника в процессы познания и развития, протекающие в особой игровой форме моделируемой деятельности. Особенно высокая эффективность обучения достигается тогда, когда моделируемая деятельность в ходе игры подобна (или близка) по структуре профессиональной деятельности или актуальным жизненным ситуациям.
Моделируемая деятельность порождает специфические социально-психологические условия, обладающие повышенным профилактическим «потенциалом». Существенным компонентом воспитательного потенциала игры в моделируемых проблемных ситуациях является её диалогизм. При этом в хорошо подготовленной и организованной игре диалог должен быть не только словесным, но и диалогом действий, за счёт широкого использования реальных служебных ситуаций, прежде всего, из деятельности сотрудников Госавтоинспекции. В них важно воспроизвести процесс выявления и согласования интересов сторон путём взаимодействия, состязания, соперничества или борьбы мнений и действий участников.
Организованный психологом способ активного взаимодействия сотрудника с проблемно представленным содержанием профилактирования, в ходе которого он «приобщается» к объективным противоречиям научного знания и практическим способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания, успешно применять их в профессиональной деятельности.
Метод включения сотрудников в проблемную профессиональную ситуацию имеет своей целью:
- активизировать интеллектуальную деятельность сотрудников;
- сформировать и развить до уровня как первоначальных, так и отработанных (автоматических) психологических навыков;
- овладение психологическими методами и приемами для повышения эффективности правоохранительной деятельности;
- обеспечить применение на практике знаний, усвоенных как в теоретической форме на лекциях, так и на практических занятиях (в моделируемых служебных ситуациях).
В качестве дополнительной цели и общепсихологической составляющей данного метода предусматривается:
- активизация мотивации и способностей сотрудников (в первую очередь, коммуникативных);
- развитие навыков аналитическо-синтетического мышления и творческого воображения;
- воспроизведение и перенос на поведенческий уровень не только усваиваемого содержания предметной деятельности, но и содержания внутреннего мира личности сотрудника, имеющихся внутренних планов действий и представлений;
- актуализация собственного опыта сотрудника, что позволит ему быть более компетентным в профессиональном взаимодействии.
Важными задачами метода моделируемых ситуаций являются:
- развитие умения анализировать;
- формирование способности к выработке и принятию самостоятельных решений;
- профилактировать возникновение девиаций поведения, нервно-психических срывов.
Процесс непосредственной выработки решения составляет основу рассматриваемого метода и имеет гораздо большее значение, чем само решение сотрудника, поскольку ему необходимо выявить и сформулировать значимые факты, помогающие разрешить ситуацию, для чего необходимо детально рассмотреть и «взвесить» каждый факт, обстоятельства, ограничивающие решение, разработать несколько альтернативных способов действий, провести анализ положительных и отрицательных последствий каждого варианта, обосновать лучший способ решения.
В этой связи в ходе применения метода моделируемых ситуаций важнейшим является использование таких заданий, которые:
- помогут освоить сотрудникам Госавтоинспекции личностно-регулятивную, смыслополагающую деятельность;
- приобщат участников тренинга к многообразию видов познания человеческой психики и форм преобразования человеческих отношений в системе деятельности правоохранительных органов;
- могут дать возможность каждому сотруднику стать сопричастным к профессиональной деятельности и действительности, научиться сотрудничеству и управлению собственной деятельностью;
- скорректируют психоэмоциональное состояние и поведение личного состава;
- сформируют тенденции к личностному росту сотрудника.
В качестве форм использование проблемных ситуаций на профилактических занятиях, при организации самостоятельной подготовки сотрудников, а также в качестве предмета коррекции личности целесообразно применять:
- коллективное решение ситуативной задачи;
- письменное (индивидуальное) высказывание;
- групповую дискуссию;
- использование формы диалога – с целью оживления подачи ряда важных проблем, которые в других формах выглядели бы менее эффектно;
- письменное выполнение задачи – построение внутреннего плана действий и его включение в ценностное ориентирование личности сотрудника, способствующего усвоению и практических знаний.
Применение психологического тренинга требует от психолога особого творческого подхода, активности, эмпатии, умения организовать совместную (внутригрупповую) деятельность сотрудников. Особая роль отводится получению обратной связи от участников тренинга, в которой может раскрываться психологическая и иная проблематика, как отдельного сотрудника, так и целого служебного коллектива.
Таким образом, психологический тренинг на основе моделирования профессиональных ситуаций позволяет преодолевать основные проблемы дисциплинирования, формировать внутреннюю готовность к успешной работе, профилактировать срывы психической деятельности. Его можно рассматривать как эффективный инструментарий психопрофилактической работы с личным составом правоохранительных органов.
1. Байдиков В.В., Филипенкова Н.Ю., Петров В.Е. Психологическая подготовка методом моделирования ситуаций: учебно-методическое пособие. М., 2006. 112 с.
2. Мальцева Т.В. Практики трансперсональной психологии в тренинговых формах работы с курсантами в русле интегративной трансметодической модели // Вестник экономической безопасности. 2016. № 1. С. 328-333.
3. Мальцева Т.В., Петров В.Е. Концептуальная модель психологического тренинга с оперативными сотрудниками полиции // Современные образовательные технологии в подготовке специалистов правоохранительных органов : сб. мат. Всеросс. науч.-практ. конф. / Московский областной филиал Московского университета МВД России. Руза, 2015. С. 103-106.
4. Марьин М.И., Мальцева Т.В., Петров В.Е., Сафронов А.Д. Психологическая подготовка сотрудников полиции к профессиональной деятельности: учебно-методическое пособие. Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2014. 195 с.
5. Петров В.Е., Просвирин А.В. Сплочение служебных коллективов органов внутренних дел Российской Федерации: психологический тренинг: учебно-методическое пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2012. 73 с.
6. Петров В.Е., Сметанина Н.В. Интеллектуальный социально-психологический тренинг: учебно-методическое пособие. М.: Группа АБСОЛЮТ, 2010. 32 с.
7. Петров В.Е., Филипенкова Н.Ю. Проведение психологического тренинга с сотрудниками полиции с использованием метода моделирования профессиональных ситуаций: учебно-методическое пособие. 2-е изд. перераб. и доп. Домодедово: ВИПК МВД России, 2011. 125 с.
8. Филипенкова Н.Ю., Петров В.Е., Байдиков В.В. Проведение психологического тренинга с использованием метода моделирования профессиональных ситуаций: учебно-методическое пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2007. 160 с.