Математическое образование в дореволюционной провинциальной гимназии (на примере Елецкой мужской гимназии)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируются новые исторические факты преподавания математики в Елецкой гимназии. С этим учебным заведением связана судьба не только великих писателей и мыслителей И.А. Бунина, М.М. Пришвина, С.Н. Булгакова, В.В. Розанова, но и видных деятелей математического образования А.С. Бутягина (ректора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова) и И.А. Калинникова (ректора Московского высшего технического училища, ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана).Прочный фундамент математического образования у будущих ректоров был заложен их гимназическими учителями. Установлено, что почти все преподаватели математики Елецкой гимназии имели университетское образование. Большинство из них окончили физико-математический факультет Московского университета, где преподавали выдающиеся ученые того времени Н.В. Бугаев, Н.Е. Жуковский, Д.Ф. Егоров и др. Профессиональная карьера всех елецких учителей математики складывалась успешно. Практически все они дослужились до высоких чинов и имели награды.

Ключевые слова:
история математического образования, учителя математики Елецкой гимназии
Текст

В 1871 г.  произошло пересечение двух знаковых событий в жизни уездного города Ельца Орловской губернии: открытие мужской гимназии и совпавшее с ним утверждение нового Устава гимназий Российской Империи. 

Елецкая гимназия подарила миру ярчайшее созвездие имён. Судьба свела в одном месте, примерно в одно и то же время «учащих и учащихся», в творческом пути которых отчетливо проступали знаки истории русской культуры. История Елецкой гимназии уже неоднократно привлекала внимание исследователей, особенно в связи с изучением наследия великих русских писателей и мыслителей И.А. Бунина, М.М. Пришвина, С.Н. Булгакова, В.В. Розанова, в свое время учившихся или преподававших в гимназии. Литературно-краеведческий контекст истории Елецкой гимназии отражен в работах Н.В. Борисовой, А.М. Подоксенова и др. 

В дореволюционной системе образования гимназия служила своего рода ступенью к университету. Воспитанники Елецкой мужской гимназии внесли значительный вклад в формирование национального интеллектуального потенциала. Те из них, которые стали студентами Московского университета, явили собой то, что современные московские исследователи В.П. Пушков, Л.В. Пушков, С.М. Завьялов назвали «елецким интеллектуальным феноменом». Введение в научный оборот такого понятия московские ученые обосновывали так: «Подсчёт количества будущих студентов, получавших среднее образование в разных городах России, позволяет установить, что Орловская губерния занимает по этому показателю второе место среди регионов Российской Империи (1063 чел.), а Елец с большим отрывом выходит на первое место среди всех уездных городов [12, с. 9]. Деятельность Елецкой мужской гимназии обеспечила подготовку 337 выпускников Московского университета. Особенности образовательного процесса в этой гимназии показаны в публикациях Т.Г. Кирющенко, В.П.  Кузовлева, М.В. Леонова, В.В. Перцева, О.А. Саввиной и др. [8],[9], [10], [13], [14]. 

Однако вне поля зрения ученых до сих пор остается вопрос о преподавании математики в Елецкой мужской гимназии, что нельзя признать справедливым. Как свидетельствуют документы, выпускники Елецкой гимназии нередко выбирали для продолжения образования физико-математический факультет. Так, выпускник Елецкой гимназии И.А. Калинников стал ректором Московского высшего технического училища (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана), а учившийся в ней А.C. Бутягинвпоследствии стал ректором Московского университета. И А.С. Бутягин, и И.А. Калинников блестяще окончили физико-математический факультет Московского университета [10]. Понятно, что именно в Елецкой мужской гимназии были заложены первые «кирпичики» для основательной математической подготовки будущих ректоров. Закономерно возникает целый ряд вопросов. Какой объем математических знаний получали выпускники Елецкой гимназии? Какими были учителя математики Елецкой гимназии, заложившие прочный фундамент математического образования у учащихся во время «охранительной политики государства»? 

О том, что к математической подготовке гимназистов предъявлялись высокие требования, свидетельствуют принятые в 1872 г. программы. В приготовительный класс принимались дети, «знающие первоначальные молитвы и умеющие читать и писать по-русски и считать до тысячи, а также производить сложение и вычитание над этими числами» [16, Стб. 437]. 

В 1872 г. был утвержден учебный план математики и математической географии (в современном понимании — программа по математике). Елецкая гимназия сразу начала жить по этому плану.

Итак, по учебному плану на математику, математическую географию, физику и естествоведение отводилось в неделю по всем классам 37 уроков, из которых 6 уроков – на физику и 2 урока – на естествоведение. Число уроков по математике и математической географии планировалось не менее 29-ти (заметим, что урок в 1871–1898 гг. длился 55 мин., а в 1898–1917 гг. – 50 мин.) [15, с.18]. Эти уроки были распределены следующим образом: в I классе все пять уроков отводились на арифметику, во II классе также четыре урока было выделено для арифметики. Уже в III классе – один урок отводился на окончание арифметики и два урока на алгебру. Начиная с IV класса, преподавалась алгебра и геометрия, на которые было выделено три урока, разделенные поровну. Причем в первое полугодие –два урока геометрии и один урок алгебры, а во втором полугодии наоборот: два урока на алгебру и один урок на геометрию. В V классе отводилось два урока на изучение алгебры и два урока на геометрию. В VI классе один урок посвящался алгебре и один урок – геометрии. VII класс в гимназии был поначалу двухгодичным, поэтому один год изучались два урока тригонометрии и два урока на повторение арифметики и алгебры, другой год – один урок на окончание алгебры, один урок на математическую географию и два урока на повторение геометрии.

В Государственном архиве Липецкой области сохранились отчеты письменных выпускных испытаний по математике. Эти отчеты свидетельствуют о том, что требования к проведению выпускных экзаменов были высочайшими. Например, в 1876 г. в экзаменационных текстах по математике встречаются такиезадачи:

Задача по геометрии. В круг вписан квадрат, площадь коего равна 8 кв. метров.  Около круга описан равносторонний треугольник, одна сторона коего параллельна стороне квадрата. Вся фигура вращается около продолженного диаметра круга, проходящего через вершину треугольника. Вычислить объемы трех тел вращения.

Задача по алгебре. Длинная цилиндрическая стеклянная трубка, запаянная с одного конца, наполнена воздухом. Находившаяся подбарометрическим давлением равным 30 см. рт. ст. и вертикально погружена в ртуть, которая в трубке и в сосуде находится на одном уровне; длина трубки над уровнем ртути в сосуде равна 10 см. Какую длину трубки будет занимать воздух, если поднять трубку еще на 10 см так, чтобы вся высота трубки над уровнем ртути в сосуде была равна 20 см (на основании закона Мариотта относительного постоянства произведения объема газа на давление)» [2].  

Как видим, для решения этих задач требовались знания не только по математике, но и по физике. И большинство елецких гимназистов с такими задачами справлялись успешно. Более того, рецензент письменных работ по математике Московского учебного округа А.Ю. Давидов в своем отчете за 1876 г. утверждал: «Хотя письменные работы свидетельствуют вообще о хорошем математическом образовании испытуемых и о умении их прилагать приобретенные познания, но самое изложение решаемых задач весьма часто страдает неясностью, неточностью и непоследовательностью. Это замечание в особенности относится к ученикам иногородних гимназий; между письменными работами последних встречаются даже такие, которые содержат одни формулы без всяких объяснений, притом написаны небрежно. … Похвальным исключением в этом отношении были ученики Елецкой гимназии и частной гимназии Креймана в Москве, письменные работы которых оказались безукоризненными во всех отношениях» [11, с.532]

За время существования Елецкой гимназии преподавательский состав в ней неоднократно обновлялся и был высокопрофессиональным. Знания преподавателей сочетались с их широким кругозором и энциклопедизмом. Нередко преподаватели замещали учительские вакансии по разным предметам. 

Исследователями М.В. Леоновым и О.А. Саввиной было установлено, что на протяжении существования гимназии в ней преподавали 12 учителей математики: Н.А. Барбашин, И.И. Демидов, М.Ф. Диесперов, Д.И. Довгаль, В.В. Клушин, П.И. Ладовский, А.И. Петров, И.М. Покровский, В.П. Попов, И.И. Романов, С.А. Сокольский, И.Ф. Яхонтов [13]. 

Все учителя математики были православными. Интересно заметить, что такое единообразное мировоззрение не было характерно для всех учителей гимназии. Например, среди учителей иностранного языка, русского языка и словесности были католики, лютеране.

Социальное происхождение учителей не было однородным. Только один учитель В.В. Клушин происходил из семьи дворян. Три учителя (И.И. Романов, А.И. Петров, В.П. Попов) родились в мещанских семьях. П.И. Ладовский, М.Ф. Диесперов и Д.И. Довгаль родились в семьях военных. Из семьи священника происходил И.Ф. Яхонтов и из семьи чиновника – С.А. Сокольский. Таким образом, закономерно вытекает утверждение, что почти все учителя математики родились в семьях с достатком. 

Самыми первыми учителями математики были директор гимназии П.И. Ладовский и В.В. Клушин [1], [3]. Оба преподавателя окончили Харьковский университет. Этот же университет окончил еще один учитель математики Н.А. Барбашин [13]. Санкт-Петербургский университет окончил  лишь один из учителей математики –  И.И. Демидов. Семь преподавателей были выпускниками Императорского Московского университета. Только один учитель–  М.Ф. Диесперов –  не имел университетского образования, но он и не был принят в штат гимназии, а работал в течение недолгого времени на условиях «оплаты по найму» [4], [5]. 

В университете все будущие елецкие преподаватели учились успешно. Более того, С.А. Сокольский, В.П. Попов, И.И. Романов, В.В. Клушин, И.М. Покровский окончили университет со степенью кандидата (сегодня бы мы сказали: «с отличием»). Таким образом, образовательный ценз у учителей математики Елецкой гимназии был высокий. 

По источникам и архивным документам было установлено, что почти все учителя математики начинали служебную карьеру с чина коллежского секретаря. И это понятно, потому что окончившему университет со степенью кандидата (или получившему диплом 1-й степени по Уставу 1884 г.) молодому человеку присваивался сразу Х класс (коллежский секретарь) «Табели о рангах». Работая в гимназии, учителя постепенно проходили вверх по служебной лестнице в такой последовательности: коллежский секретарь, титулярный советник, коллежский асессор, надворный советник, коллежский советник, статский советник.

Не обнаружено данных о продвижении по службе А.И. Петрова, С.А. Сокольского, И.Ф. Яхонтова и др. Однако, если принять во внимание положения университетских уставов (1863 и 1884 гг.), можно с уверенностью сказать, что И.Ф. Яхонтов начал службу губернским секретарем (как получивший по окончании университета звание действительного студента). Также можно утверждать, что в 1909 г. А.И. Петров имел чин коллежского секретаря, поскольку окончил университет с дипломом 1-й степени. С другой стороны, известно, что П.И. Ладовский сразу после окончания гимназии получил чин коллежского секретаря, следовательно, он окончил университет со степенью кандидата. Таким образом, ряд пробелов в биографиях учителей математики можно восстановить не только по архивным источникам, но и по сопоставлению известных фактов с нормативно-правовыми документами, принятыми на официальном государственном или министерском уровне, о чем мы уже писали раньше [7].

Приобретая ценный педагогический опыт, все учителя математики без препятствий продвигались в карьерномросте. Звания «надворного советника» удостоились П.И. Ладовский и И.И. Романов. С.А. Сокольский, И.Ф. Яхонтов и В.В. Клушин прошли еще дальше –  дослужились до звания «статского советника» [4], [5]. 

Беззаветный труд учителей поощрялся не только переводом с низшей на более высшую ступень по служебной лестнице, но и награждением орденами. Почти все учителя имели ордена Св. Станислава 3-й степени.  Самую высокую награду –орденСв. Владимира 4-й степени – получили С.А. Сокольский и И.Ф. Яхонтов. 

Продолжительность службы учителей в Елецкой гимназии не была одинаковой. Привычным делом было то, что учителя математики постоянно переводились из учебного заведения одного города в другой, что говорит об их профессиональной мобильности. Самое продолжительное время (23 года) в гимназии прослужил В.В. Клушин. П.И. Ладовский до перевода в Елец преподавал в ряде учебных заведений Харькова, Корочанской Александровской мужской прогимназии, Сумской прогимназии. И.И. Романов до перевода в Елецкую гимназию преподавал в Вознесенском реальном училище, Лубенской гимназии, Раменском реальном училище. 

Таким образом, высокий уровень математического образования в Елецкой гимназии – это заслуга высококвалифицированных педагогов– настоящих подвижников, относившихся к своей работе как к службево благо Отечества. Все преподаватели математики Елецкой гимназии были православными и имели университетское образование. Большинство из них окончили физико-математический факультет Императорского Московского университета,где в это время блистали своими научными успехами Н.В. Бугаев, Н.Е. Жуковский, Д.Ф. Егоров, С.А. Чаплыгин и др. Профессиональная карьера учителей складывалась успешно. Практически все они дослужились до чина надворного советника и выше, что говорит о высоком статусе учителей. Большинство из них имели награды. Профессиональная мобильность дореволюционных учителей математики была беспрецедентной. На протяжении своей профессиональной карьеры они преподавали не только в разных учебных заведениях г. Ельца, но и далеко за пределами Орловской губернии.

Список литературы

1. Государственный архив Липецкой области (ГАЛО). Ф.119. Оп.1. Д. 41. Краткие списки о службе преподавателей Ладовского, Леонова и др. Списки лиц, служивших в гимназии, и переписка о нравственных качествах учителей. 1874 г.

2. ГАЛО. Ф.119. Ф.119. Оп. 68. Журнал письменного испытания зрелости в Елецкой гимназии по арифметике и геометрии 25 мая 1876 г.

3. ГАЛО. Ф.119. Оп.1. Д. 93. Список преподавателей Елецкой гимназии и расписание уроков. Переписка с попечителем округа за 1878 г.

4. ГАЛО. Ф.119. Оп.1. Д. 125. Списки лиц, состоящих на службе в гимназии, и сведения о лицах, служивших в гимназии. 1881 г.

5. ГАЛО. Ф.119. Оп.1. Д. 283. Списки лиц, состоящих на службе Елецкой гимназии. 1894 г.

6. Бабаян А.В. Официально-охранительная педагогика первой половины XIX века о воспитательной работе в учебных заведениях [Текст] / А.В. Бабаян // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2013.- №5. - С.12-20.

7. Бахвалова Т.С.Учителя математики Елецкой гимназии: коллективный портрет[Текст] / Т.С. Бахвалова // Современные тенденции развития науки в молодежной среде. Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ. Сб. статей участников. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2016. - С.461-469.

8. Кирющенко Т.Г. Елецкие гимназии [Текст] / Т.Г. Кирющенко // Становление культурно-образовательной среды Липецкой области. (Елецкий край). Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2004. - С. 279-298.

9. Кузовлев В.П. Развитие гимназического образования в Орловской губернии [Текст] / В.П. Кузовлев, О.А. Саввина, В.В. Перцев.- Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006. - 235 с.

10. Леонов М.В. Электронная картотека елецких студентов физмата Московского университета до 1918 года [Текст] / М.В. Леонов, Е.А. Киселева // Сборник трудов Всероссийской конференции по истории математики и математического образования, посвященной 130-летию со дня рождения Н.Н. Лузина. 9-10 декабря 2013 г. - Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2013. - С. 174-179.

11. ПрудниковВ.Е. Русские педагоги математики XVIII - XIX веков [Текст] /В.Е. Прудников. -М.: Учпедгиз, 1956. - 640 с.

12. Пушков В.П. Елецкий интеллектуальный феномен (воспитанники Елецкой гимназии - выпускники Московского университета, 1881 - 1916 гг.) [Текст] / В.П. Пушков, Л.В. Пушков, С.М. Завьялов// Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.-2004. -№4. -С. 8-12.

13. Саввина О.А. История Елецкой мужской гимназии. Люди и факты. Ч.1. Преподаватели: монография [Текст] / О.А. Саввина, М.В. Леонов. - Елец: ЕГУ им. Бунина, 2015. - 178 с.

14. Саввина О.А. Сюжеты для составления коллективного портрета учителей дореволюционных учебных заведений г. Ельца [Текст] / О.А. Саввина, В.В. Перцев // Концепт. - 2014. - № 05 (май). - ART 14118. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14118.htm.

15. Саввина О.А. Урок математики в дореволюционной средней школе [Текст] : монография / О.А. Саввина, И.А. Марушкина. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 80 с.

16. Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения [Текст] // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. -1877. -Т.5. -Стб. 431- 452.

Войти или Создать
* Забыли пароль?