Московский государственный психолого-педагогический университет (факультет экстремальной психологии, декан)
Аннотация. В статье рассмотрена психологическая установка на противодействие полиграфным проверкам на примере обучающихся образовательных учреждений правоохранительной системы, представлен анализ психологической готовности к использованию способов противодействия психофизиологическим исследованиям с применением полиграфным устройств.
полиграф, психофизиологическое исследование с применением полиграфных устройств, противодействие, обследуемое лицо, установка, анкетирование.
В настоящее время полиграф является комплексной системой, регистрирующей психофизиологические реакции человека. Проблема повышения точности полиграфных исследований возникла параллельно с созданием данного направления. Изначально предполагалось, что во время тестирования на полиграфе испытуемые выполняют все требования, но это не всегда так. Иногда обследуемые лица стараются повлиять на результат теста и демонстрируют физиологические реакции, которые, по их мнению, заставят полиграфолога прийти к выводу, что они говорят правду. Как отмечает О.Фрай в своих исследованиях, способы достижения подобного результата называются «противодействиями» 5.
В.А.Варламов и Г.В.Варламов систематизировали опыт работы большого коллектива полиграфологов по проблеме противодействия полиграфу и обозначили пути его нейтрализации: «Во всем мире самой сокровенной тайной были и остаются вопросы, связанные с техникой проведения противодействия полиграфным проверкам…Противодействия, вовремя не замеченные, приводят к неверным заключениям по материалам полиграфных проверок…» [2, С. 254].
Успешность выявления противодействия напрямую зависит от уровня профессиональной квалификации специалиста. Уже на этапе проведения предтестовой беседы полиграфологу следует обращать внимание на индивидуальность обследуемого, его психологический портрет, интеллектуально-образовательный уровень, нужно уметь выявлять различные виды противодействия, а также использовать дополнительные каналы получения информации. Все это необходимо для того, чтобы в ходе проверки на полиграфе противодействие не осталось незамеченным и в итоге не привело к ошибочному заключению.
Кроме того, важно понимать, что обследуемое лицо часто находится в состоянии установки к оказанию противодействия. Уместно напомнить определение установки, данное Д.Н. Узнадзе: «Установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией» [6].
Данный феномен готовности относим и к обследуемой категории лиц в ситуации полиграфной проверки. В системе МВД России проведение психофизиологических исследований с применением полиграфных устройств нашло широкое применение при приеме на службу и на обучение, при перемещении сотрудников на другие должности, в рамках проведения служебных проверок, а также при расследовании преступлений. Опыт практического использования психофизиологических исследований с применением полиграфных устройств, показывает, что желание исказить информацию с целью получения положительных результатов в ходе обследования возникает достаточно часто и способы противодействия широко используются при проведении полиграфа.
Специалисты все чаще и чаще сталкиваются с попытками обследуемых использовать различные способы для искажения своих физиологических реакций: психологические, поведенческие, химические, фармакологические, механические. Проблема повышения точности полиграфных исследований возникла более ста лет назад параллельно с созданием данного направления и является весьма актуальной на сегодняшний день, так как в открытой печати и сети Интернет появилось множество информации как о самом методе полиграфных проверок, так и о способах обмана (противодействия) полиграфа.
По мнению группы исследователей, в качестве противодействия процедуре психофизиологического исследования следует рассматривать «осознанные, целенаправленные действия, совершаемые обследуемым, умышленно скрывающим интересующую инициатора и полиграфолога информацию, с тем, чтобы исказить естественную динамику своих психофизиологических реакций и в результате избежать разоблачения». [4, С. 46]
Важно понимать, что противодействие как некое пассивное сопротивление процедуре полиграфного обследования в конечном счете обуславливает ее исход.
В настоящее время в рамках профессионального психологического отбора при поступлении на обучение в вузы правоохранительной системы России, одним из этапов является прохождение психофизиологического исследования с применением полиграфных устройств. Успешность данного этапа во многом предопределяется выявлением использования тестируемыми тех или иных методов и средств изменения своего функционального состояния. Наблюдение за поведенческими реакциями субъекта перед началом тестирования на полиграфе и в момент его проведения в значительной мере способствует установлению самого факта противодействия и позволяет определить наиболее эффективные приемы его нейтрализации.
Применение обследуемыми различных способов противодействия зависит, прежде всего, от уровня их знаний, а также от психологической установки на использование различных средств противоборства полиграфной проверки.
С целью объективного исследования данного обстоятельства, мы осуществили эмпирическое обследование учащихся одного из вузов правоохранительной системы. Проведенное исследование на выборке обучающихся показало, что психологическая готовность к возможности искажения информации при проведении психофизиологических исследований с применением полиграфных устройств имеет место, и использование различных способов противодействия может быть зарегистрировано в рамках мониторинга поведенческих и физиологических реакций в процессе исследования на полиграфе.
В исследовании психологической установки обучающихся на противодействие в рамках проведения психофизиологических исследований с применением полиграфных устройств приняли участие обучающиеся 1-го курса вуза правоохранительной системы, которые уже проходили психофизиологическое исследование с применением полиграфа при поступлении на обучение. Уровень интеллектуального развития достаточно высокий, средний возраст - 18 лет, пол - мужской и женский.
В результате анализа психологической готовности курсантов к противодействию в рамках проведения психофизиологических исследований с применением полиграфных устройств было проведено анкетирование, в рамках которого удалось определить ориентацию курсантов на противодействие.
Полученные ответы на вопрос № 1: «Как Вы считаете можно ли «обмануть» полиграф?» представлены на Рис.1.
Рис. 1. Распределение ответов обследуемых на вопрос: «Как Вы считаете можно ли «обмануть» полиграф?»
Большинство курсантов - 39 % считают, что «обмануть» полиграф возможно, 32 % обследуемых затрудняются ответить и 29 % отмечают ответ «нет».
Полученные ответы на вопрос № 2: «Знакома ли Вам процедура противодействия ПФИ с применением полиграфных устройств?» представлены на Рис. 2.
Рис. 2. Распределение ответов среди обследуемых на вопрос: «Знакома ли Вам процедура противодействия ПФИ с применением полиграфных устройств?».
Большая часть курсантов - 58 % имеют информацию о противодействии, 42 % курсантов отвечают отрицательно.
Полученные ответы на вопрос № 3 об источниках получения информации о способах противодействия ПФИ с применением полиграфных устройств, представлены на Рис. 3.
Рис. 3. Распределение ответов среди обследуемых на вопрос: «Какие источники вы использовали для получения информации о способах противодействия ПФИ с применением полиграфных устройств?»
Большинство курсантов - 37 % считают, что при необходимости получить информацию о способах противодействия полиграфному исследованию возможно из нескольких источников; 26 % нашли бы информацию в СМИ и сети Интернет; 21 % - спросили бы у друзей и знакомых и 16 % у родителей.
Полученные ответы на вопрос № 4 о возможном использовании известных средств противодействия при необходимости сокрытия информации и введения в заблуждения полиграфолога представлены на Рис. 4.
Рис. 4. Распределение ответов среди обследуемых на вопрос: «С целью искажения результатов полиграфной проверки, попытались бы Вы использовать известные способы противодействия?»
Так, 45 % обследуемых ответили, что при проведении полиграфного исследования, в случае наличия умысла на искажение результата попытались бы использовать способы противодействия; 45 % затруднились ответить на этот вопрос и лишь 10 % испытуемых отказались бы от противодействия.
Полученные ответы на вопрос № 5 о возможностях выявления специалистом противодействия в процессе проведения ПФИ с применением полиграфных устройств представлены на Рис. 5:
Рис. 5. Распределение ответов среди обследуемых на вопрос: «Как Вы считаете, специалист способен выявить противодействие в процессе проведения ПФИ с применением полиграфных устройств?»
Так, 53 % обследуемых ответили, что специалист не всегда способен выявить противодействие в процессе проведения полиграфного исследования; 26 % считают, что да и 21 % ответили - нет.
Исследование психологической готовности курсантов к противодействию в рамках проведения психофизиологических исследований с применением полиграфных устройств показало, что процесс «противодействия» полиграфным исследованиям не является неизвестным обследуемым. Возможность использования способов противодействия в процессе проведения психофизиологических исследований с применением полиграфных устройств не исключена, что может накладывать значительный отпечаток как на процесс, так и на результаты полиграфного исследования.
Таким образом, особое значение в рамках подготовки к проведению психофизиологических исследований с применением полиграфа представляет учет специалистом потенциальной психологической установки обследуемых на противодействие.
1. Варламов В.А., Варламов Г.В. Компьютерная детекция лжи. - М., 2010. - 683 с.
2. Варламов В.А., Варламов Г.В. Противодействия полиграфу и пути их нейтрализации. - Краснодар: ООО «Картика», 2007. - 358 с.
3. Плотников В.А. Противодействие при проведении СПФИ и контрпротиводействие в практике психологической службы. - Психопедагогика в правоохранительных органах. - Изд.: Омская академия МВД РФ, 2015. - № 2 (61). - С. 101-106.
4. Сошников А.П., Комиссарова Я.В., Пеленицын А.Б., Федоренко В.Н. Полиграф в практике расследования преступлений. Методические рекомендации. - М., 2008. - 69 с.
5. Фрай О. Детекция лжи и обмана. 2-е международное издание.- СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2005. - 320с.
6. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования / Д.Н. Узнадзе. - М.: Наука, 1966. - С. 345