Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматриваются метапредметные результаты международного мониторингового исследования математической грамотности младших школьников TIMSS, проведенного в 2015 г. Охарактеризованы три основные группы заданий для оценки общеучебных достижений российских учащихся четвертых классов, соответствующие трем группам универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, коммуникативные). Приведены примеры заданий для каждой возрастной группы учащихся. Перечислены типичные трудности, с которыми столкнулись российские младшие школьники в ходе выполнения заданий, и их ошибки, выявленные в процессе первичного анализа результатов исследования TIMSS-2015 по математике.
международное мониторинговое исследование TIMSS, учащиеся четвертых классов, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, универсальные учебные действия, математика, типичные трудности общеучебного характера.
Вмеждународном исследовании TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), проводимом с периодичностью раз в четыре года, в 2015 г. принимали участие российские школьники четвертых классов, которые обучались в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2009 г. [5]. Обучение по этому стандарту в российской начальной школе началось в 2011/12 учебном году, поэтому тест выполняли первые выпускники, изучавшие курс математики по новым программам и учебникам. В 2015 г. российские школьники показали более высокие результаты, чем в 2011 г.: средний балл выполнения всех заданий международного теста в 2015 г. составил 564, тогда как в 2011 г. он равнялся 542.