УДК 61 Медицина. Охрана здоровья
Статья посвящена анализу роли командиров воинских подразделений в организации и проведении профилактической работы с военнослужащими. Приводится специфика организационно-управленческой деятельности в области совершенствования дисциплинарной системы в подразделении. Детализируются перспективные направления профилактического воздействия на подчиненных. Материал направлен на совершенствование работы с военнослужащими, снижение числа нарушений воинской дисциплины в частях и соединениях Вооруженных Сил Российской Федерации.
воинская дисциплины, профилактика, психологическое воздействие, организационно-управленческая деятельность, военнослужащий.
Реформирование военной службы сопряжено с совершенствованием учебно-боевой деятельности, подходов к воспитанию военнослужащих, развитию их личности. Среди актуальных направлений этого процесса одно из первых мест занимает улучшение состояния воинской дисциплины [8]. В этой сфере можно выделить два принципиально различных направления [5]:
- развитие позитивных начал (например, формирование у военнослужащих профессионально важных качеств, психологизация личности, сплочение воинских коллективов и т.п.);
- преодоление негативных тенденций (девиаций, деструкций и деформации). Реализация указанных направлений возможна различными субъектами.
Особая роль в профилактической работе с военнослужащими отводится командному составу. Всякий руководитель одновременно является и организатором этого направления деятельности, и его главным исполнителем. В силу наличия властных полномочий им априори обеспечивается максимальная степень влияния на организационно-управленческие и социально-психологические процессы, протекающие в воинских коллективах, широта охвата личного состава, доступность различных форм реализации психопрофилактической работы. Именно на этом уровне осуществляется как стимулирование правомерного поведения, так и наказание за делинквентное поведение. Без преувеличения, можно утверждать, что состояние соблюдения воинской дисциплины в подразделении – это оценка деятельности его командира. Не случайно, согласно действующий практике, в настоящее время в случае возникновения какого-либо происшествия с подчинёнными к соответствующей ответственности привлекается их командир.
Значимость организационно-управленческой деятельности подчеркивается тем, что в одиночку, пусть даже опытный и работоспособный психолог или воспитатель объективно не сможет преодолеть проблему нарушения воинской дисциплины. Поэтому лишь совместные усилия всех субъектов психолого-воспитательного воздействия на личный состав, координируемые командирами, позволят достичь желаемого результата в области дисциплинирования и профессиональной деятельности [2, 7].
В отличие от специалистов узкого профиля (психологов, медицинских работников, воспитателей и т.п.) командиры вносят свой вклад в профилактику нарушений воинской дисциплины, имеют свои формы и методы работы [3, 6]. Их участие в профилактической работе может быть следующим:
- расстановка приоритетов в учебно-боевой и иных видах деятельности, создание чёткой системы оценки успешности несения службы, труда и этики поведения личного состава;
- создание условий несения службы, исключающих совершения подчиненными дисциплинарных проступков, однозначно регламентирующих межличностные отношения военнослужащих, снижающих вероятность возникновения конфликта интересов;
- надзор за состоянием дисциплины в подразделении, а также анализ дисциплинарной практики и актуальных психолого-воспитательных проблем учебно-боевой деятельности;
- предъявление командиром к самому себе исключительно высоких требований к нормативному поведению, формирование и демонстрация собственного поведения как образца отношения к службе, коллегам, подчиненным, соблюдению установленных предписаний;
- проявление принципиальности командиром в оценке собственного поведения (например, командир подразделения, находящийся на службе в гражданской форме одежды, вряд ли имеет моральное право делать замечания военнослужащим по поводу их внешнего вида);
- проведение лично занятий по психологическим аспектам воспитательно-профилактической работы (например, лекций по профилактике нарушений воинской дисциплины, по приемам и механизмам формирования исполнительской дисциплины);
- выступление на совещаниях руководящего состава по темам, связанным с дисциплинированием личного состава, но не в форме нравоучений, а с конкретными методами влияние на подчинённых;
- проведение индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими, нуждающимися в дополнительном психолого-педагогическом внимании (в первую очередь, при нарушении ими воинской дисциплины);
- привлечение к работе с личным составом наставников, ветеранов и общественности.
Особое внимание следует уделять изучению личности военнослужащих при их выдвижении на руководящие должности (например, на должности младших командиров). По мнению В.Е. Петрова, акцент в диагностике может делаться на склонности к коррупционно опасному поведению, низкой исполнительской дисциплины, прокрастинации [1, 4]. При установлении соответствующего маркера «риска» целесообразно еще раз внимательно рассмотреть кандидатуру военнослужащего, оценить возможность его назначения на руководящую должность, провести с претендентом дополнительные профилактические мероприятия в течение 3-6 месяцев (с повторным рассмотрением вопроса о назначении).
С учётом рабочей нагрузки на психолога, отношения к работе с личным составом со стороны командиров, материально-технической обеспеченности и т.п. необходимо разрабатывать планы-графики проведения работы по укреплению законности и воинской дисциплины. По возможности мероприятия реализуются максимально интенсивно («плотно»), в первую очередь, при проведении индивидуальной работы на вторичном и третичном уровнях профилактики. Особое внимание следует уделять таким организационным аспектам как: помещение (аудитория, кабинет психологической регуляции, отдельный кабинет), материально-методическое обеспечение профилактических мероприятий (например, ароматические средства, писчая бумага, карандаши и т.п.), конфиденциальность, удобство посещения.
Организация профилактической работы должна в обязательном порядке на систематической основе включать в себя:
- Проведение углубленного психологического обследования призывников, военнослужащих, проходящих службу, как по призыву, так и по контракту (с акцентом на оценку склонности девиантным и делинвентным формам поведения, а также личностных особенностей, потенцирующих нарушение воинской дисциплины, например, слабая воля, личная неорганизованность, низкий интеллект и др.).
- Проведение дополнительного психологического обследования военнослужащих при их назначении на должности, требующие неукоснительного выполнения воинских предписаний, нормативов и т.п. (например, при работе со сложной техникой или вооружением, хранением материальных ценностей и т.п.).
- Превентивная диагностика нерешённых межличностных конфликтов, психологических причин и условий совершения дисциплинарных проступков, наличия в воинском коллективе негативных традиций и явлений (например, моббинг, ненормативная лексика, уничижение личности военнослужащего).
- Изучение личности будущих командиров.
- Повышение психолого-управленческой культуры командиров в части организации и проведения профилактической работы с личным составом.
- Проведение в исчерпывающем объеме психологической работы с военнослужащими, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании.
- Обеспечение комплексного профилактического воздействия на дисциплинирующие начала военнослужащих, с применение различных форм и методов дисциплинирования, с привлечением всех субъектов влияния (в т.ч. наиболее опытных военнослужащих, психологов, наставников, представителей общественных организаций и формирований).
- Оздоровление морально-психологического климата в воинских коллективах, создание атмосферы нетерпимости по отношению к нарушителям воинской дисциплины.
- Участие психолога в проведении служебных проверок (расследований) по всем фактам нарушения воинской дисциплины, выявление психологических причин и условий девиаций поведения.
Таким образом, роль командиров в организации и проведении профилактической работы с военнослужащими трудно переоценить. Важно, чтобы это направление деятельности не только не оставалось без внимания соответствующего командного состава, но и было одним из центральных слагаемых служебно-боевой подготовки войск. Минимальным условием качественно проводимой профилактической работы является психолого-управленческая компетентность командиров различного звена управления, их желание применять современные формы и методы работы с личным составом.
1. Петров В.Е. Исследование исполнительской дисциплины сотрудников органов внутренних дел с помощью опросника оценки прокрастинации // Научно-практический журнал «Психология, социология и педагогика». М., 2016. № 5 (56) [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/05/6725 (дата обращения: 29.12.2016).
2. Петров В.Е. Психологическое обеспечение дисциплинарной практики // Психопедагогика в правоохранительных органах / Омская академия МВД России. Омск, 2004. № 2 (22). С. 54-57.
3. Петров В.Е., Абасов М.М. Сравнительный психологический анализ методов работы по поддержанию служебной дисциплины среди сотрудников органов внутренних дел // Полицейская деятельность. М., 2015. № 3 (25). С. 171-181.
4. Петров В.Е., Кокурин А.В., Кокурина И.В. Исполнительская дисциплина и прокрастинация сотрудников правоохранительных органов: проблема и диагностика // Современные подходы в оказании экстренной психологической помощи: сб. мат. IV Всеросс. научно-практ. конф. М.: Изд-во «Экон-Информ», 2016. С. 51-56.
5. Петров В.Е., Ратова И.В., Поляков С.П. Психологическая профилактика нарушений служебной дисциплины среди сотрудников органов внутренних дел // Вестник ВИПК МВД России. Домодедово, 2015. № 2 (34). С. 71-76.
6. Сепиашвили Е.Н., Мальцева Т.В. Психолого-педагогические проблемы формирования управленческого кадрового резерва \\ Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2016. Т. 5. № 2. С. 45-49.
7. Сомов А.В., Мальцева Т.В. Психологo-управленческое воздействие руководителя на подчиненных в правоохранительных органах // Прикладная юридическая психология. 2012. № 1. С. 125-129.
8. Утлик Э.П. Психологические основы дисциплины. М.: ГУРС МО, 1993. 240 с.