Глазов, Удмуртская республика, Россия
Рассмотрены методика и результаты оценки абстрактности более 20 современных школьных учебников по биологии, географии, физике и химии методом парных сравнений. При этом предполагается, что дидактическая сложность учебника в основном определяется уровнем абстрактности изложенного в нем материала и зависит от разнообразия и абстрактности качественных объяснений, их оторванности от повседневной жизни (A), а также от сложности математических методов и моделей, разнообразия решаемых количественных задач (B). Определены уровни абстрактности каждого учебника, изучено их распределение в двумерном пространстве признаков A и B. Полученные результаты позволяют ранжировать учебники по их дидактической сложности
дидактика, квалиметрия, математические методы, метод парных сравнений, педагогика, педагогическая экспертиза, сложность, теория обучения
Уровень образования во многом определяется качеством используемого учебника,его сложностью и понятностью для ученика.Не следует путать сложность текста с количествомсодержащейся в нем информации, которая зависит от объема (количества слов, формул, рисунков). Существуют различные подходы к проблеме анализа учебных текстов, определения ихсложности, информативности и других характеристик [1, 4, 7]. В книге Я.А. Микка [8] выделяются следующие компоненты сложности текста:
· информативность;
· лингвистическая сложность;
· ясность структуры;
· абстрактность изложения [8].
1. Аванесов В.С. Теория квантования учебных текстов // Педагогические измерения. - 2014. - № 1. - С. 62-77.
2. Беспалько В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. - М.: Педагогика, 1988. - 160 с.
3. Битинас Б. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии. - Вильнюс, 1971. - 347 с.
4. Иудин А.А., Рюмин А.М. Контент - анализ текстов: компьютерные технологии : учеб. пособие. - Нижний Новгород, 2010. - 37 с.
5. Лаврушина Е.Г., Слугина Н.Л. Теория систем и системный анализ : учеб. пособие. - Владивосток: Издательство ВГУЭС, 2007. - 171 с.
6. Майер Р.В. Автоматизированный метод оценки количества различных видов информации и ее сложности в физическом тексте с помощью ПЭВМ // Известия высших учебных заведений. - 2014. - № 3(31). - C. 200-209.
7. Майер Р.В. Классификация тем школьного курса физики на основе оценки их физической и математической сложности // Инновации в образовании. - 2014. - № 9. - С. 29-38.
8. Микк Я.А. Оптимизация сложности учебного текста: в помощь авторам и редакторам. - М.: Просвещение, 1981. - 119 с.
9. Оборнева И.В. Автоматизированная оценка сложности учебных текстов на основе статистических параметров: дис. … канд пед наук: 13.00.02 Специальность: Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). - М., 2006. - 165 с.