Донецк, Украина
Государственная организация высшего профессионального образования "Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского" (Кафедра бухгалтерского учёта, Ассистент)
Донецк, Украина
В статье исследована взаимосвязь между направлениями социальной ответственности, которые имеют финансовый характер и показателями финансовой отчетности, вследствие чего обосновано, что главное место в социальной отчетности должны занимать показатели социально ответственной деятельности предприятия, которые не находят своего самостоятельного отражения в финансовой отчетности. На основе анализа международных стандартов социальной ответственности сформированы направления реализации социальных мероприятий отечественных предприятий, что позволило определить перечень расходов на социальную ответственность в рамках каждого направления и проанализировать их раскрытые в финансовой отчётности предприятия. Полученные результаты направлены на формирование показателей состояния и результатов финансирования социальных программ в соответствии с положениями международных стандартов социальной ответственности.
международные стандарты социальной ответственности, финансовая отчетность, социальная отчетность, социальная ответственность бизнеса, социальная ответственность предприятия.
Деятельность любого предприятия в определенной степени опирается на готовность общества к поддержке такого рода деятельности. Для того, чтобы иметь постоянную общественную поддержку, предприятия должны проводить определенные социальные мероприятия (финансирование благотворительных проектов, социальная поддержка работников, забота об экологической ситуации) и, конечно, сообщать о такой деятельности общества, тем самым подчёркивая свою социальную значимость.
О повышенном интересе общества к социальной ответственности предприятий свидетельствует тот факт, что по состоянию на начало 2015 г. в национальный регистр корпоративных нефинансовых отчётов Российского союза промышленников и предпринимателей внесена 151 компания и 561 отчет (с 2000 по 2014 г.). В свою очередь, в декабре 2015 г. в национальный регистр нефинансовых отчетов уже внесены 158 компаний и зарегистрировано 620 отчетов [1]. Нельзя не отметить указанную положительную тенденцию роста количества социальных отчетов на 10,5% за 2015 г. (с 561 в начале г. до 620 в конце 2015 г.).
Отечественным предприятиям, которые хотят эффективно функционировать на рынке и соответствовать современным экономическим, социальным, экологическим требованиям ведения бизнеса необходимо постоянно информировать общество о результатах своей социальной деятельности. В связи с этим процесс формирования информации о социальной ответственности в отчетности предприятия приобретает особую актуальность.
Среди ученых, посвятивших работы отдельным проблемам формирования и отражения информации о социальной ответственности предприятий, следует выделить Е.М. Алигаджиеву, Ф.Ф. Бутынца, М.А. Вахрушину, И.В. Жиглей, А. Колота, В.С. Карагода, М. Проданчука, Л.В. Чижевскую и др. Учитывая исследования указанных ученых следует отметить, что определенный круг основополагающих вопросов остался нерешенным, а именно: определение объектов учета, которые должны быть отражены в социальной отчетности; исследования взаимосвязи между финансовой и социальной отчетностью и т.п.
Отметим, что отдельные вопросы в исследуемой проблематике были рассмотрены нами в [1, 5].
Цель работы заключается в исследовании процесса формирования информации о социальной ответственности в отчетности предприятия (финансовой и социальной).
Социальная ответственность бизнеса – это самостоятельная, инициативная, систематическая деятельность предприятия, осуществляемая ради удовлетворения интересов всех групп заинтересованных пользователей на взаимовыгодных условиях с целью достижения как экономических, так и социальных результатов [4].
Эффективным инструментом информирования заинтересованных пользователей о результатах социально ответственной деятельности является социальная отчетность. При этом практика функционирования ведущих отечественных предприятий в сфере социализации бизнеса находится на этапе активного развития.
Составление социальных отчетов на данном этапе развития отечественной экономики, к сожалению, не является обязательным требованием освещения информации о деятельности компаний в отличие от финансовой отчетности. Вместе с тем, ведение бухгалтерского учета дает возможность наряду с финансовой, налоговой, статистической отчетностью (которые используют денежный измеритель и основываются на данных бухгалтерского учета) внедрить социальную отчетность.
Многие европейские компании публикуют социальные отчеты, в которых предоставляют информацию о реализованных ими социальных мероприятиях. Однако формат предоставления такой отчетности является в большинстве стран произвольным и носит описательный характер, что не позволяет сравнивать результаты социальной деятельности различных компаний и управлять процессом социализации бизнеса.
Анализ международных стандартов социальной ответственности позволяет определить основные преимущества их применения отечественными предприятиями (табл. 1).
Таблица 1
Основные преимущества применения международных стандартов социальной отчётности отечественными предприятиями
Международный стандарт |
Сфера и принципы применения стандарта |
Основные преимущества применения стандарта отечественными компаниями |
---|---|---|
Серия стандартов АА 1000 |
Стандарт касается всех направлений деятельности компании. Основные принципы:
|
|
GRI «Глобальная инициатива отчетности» |
Касается всех направлений деятельности компании. Принципы составления отчета [6]:
|
|
Глобальный договор ООН |
Определяет 10 принципов глобального договора по направлениям социальной ответственности:
|
|
Стандарт SA 8000 |
Стандарт охватывает один аспект – соблюдение компанией прав работников. Основан на принципах и нормах Международной организации труда, Декларации ООН о правах человека и Конвенции ООН о правах ребенка. |
|
Серия стандартов ISO 14000 |
Направлены на соблюдение экологических требований на производстве. Основные принципы:
|
|
Стандарт ISO 26000 |
Стандарт касается всех направлений деятельности компании. Принципы:
|
|
Анализ данных, представленных в табл. 1, позволяет утверждать, что наиболее привлекательными для отечественных предприятий является международный стандарт GRI, Глобальный договор ООН и ISO 26000, так как именно они позволяют сформировать перечень показателей социальной ответственности и использовать направления социальной ответственности в качестве структуры социального отчета. Анализ содержания международных стандартов социальной ответственности позволяет выделить направления социальной ответственности, которые имеют финансовый характер и определить их взаимосвязь с показателями финансовой отчетности (табл. 2).
Таблица 2
Направления социальной ответственности, имеющие финансовый характер и их взаимосвязь с показателями финансовой отчётности
Направления СОБ |
Расходы на социальную ответственность предприятия |
Отражение показателей в финансовой отчётности |
---|---|---|
Трудовые отношения |
|
Баланс: с. 1625 – расчеты по страхованию; с. 1630 – расчеты по оплате труда. Отчет о финансовых результатах: с. 2505 – расходы на оплату труда; с.2510 – отчисления на социальные мероприятия. Отчет о движении денежных средств: с. 3105 – расходы на оплату труда; с. 3110 – отчисления на социальные мероприятия. |
Охрана труда и безопасность на рабочем месте |
|
Показатель самостоятельно не отражается в финансовой отчетности (только в совокупности расходов: общепроизводственных, административных на сбыт, на производство). |
Обучение работников |
|
Показатель самостоятельно не отражается в финансовой отчетности (только в совокупности расходов: общепроизводственных, административных на сбыт, на производство). |
Забота об экологии |
|
Показатель самостоятельно не отражается в финансовой отчетности (только в совокупности расходов: общепроизводственных, административных на сбыт, на производство). |
Забота об обществе |
|
Отчет о финансовых результатах: с. 2510 – отчисления на социальные мероприятия. Отчет о движении денежных средств: с. 3110 – отчисление на социальные мероприятия. |
Следовательно, можно утверждать, что большинство расходов на социальную ответственность предприятия не раскрывается в финансовой отчетности, и, следовательно, не позволяет удовлетворить информационные потребности заинтересованных пользователей.
Проанализируем раскрытия финансовых показателей в социальной отчетности ведущих российских компаний (табл. 3).
Итак, социальная отчетность в России имеет форму доклада компании, где текстовая часть превалирует над числовой. Предоставление общей информации без указания количественных и стоимостных показателей делает невозможным осуществление комплексной оценки деятельности компании и определения эффекта от реализации социальных мероприятий. Именно поэтому, составляя социальные отчеты в свободной форме, российские компании акцентируют внимание заинтересованных пользователей на тех направлениях их социальной деятельности, в которых достигнуты положительные результаты, отражая всю полноту информации.
Таблица 3
Сравнительная характеристика раскрытия финансовых показателей в социальной отчетности ведущих российских компаний
№ |
Компания |
Финансовые показатели в социальной отчетности |
|||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Расходы на трудовые отношения |
Расходы на охрану труда и безопасность на рабочем месте |
Расходы на обучение работников
|
Расходы на экологию |
Расходы, связанные с защитой прав потребителей |
Расходы на социальные мероприятия |
||
1 |
ОАО «Лукойл» |
+;- (описательный характер) |
+;- (описательный характер) |
+;- (описательный характер) |
+ |
+ |
+ |
2 |
АФК «Система» |
+ |
+;- (описательный характер) |
+ |
+;- (описательный характер) |
+;- (описательный характер) |
+ |
3 |
«Евраз» |
+;- (описательный характер) |
+;- (описательный характер) |
- |
+;- (описательный характер) |
+;- (описательный характер) |
+;- (описательный характер) |
4 |
ГМК «Норильский никель» |
+ |
+;- (описательный характер) |
+ |
+ |
+;- (описательный характер) |
+ |
5 |
Объединенная компания «Русал» |
+ |
+;- (описательный характер) |
- |
+ |
- |
+ |
6 |
«Ростелеком» |
+ |
+ |
+ |
- |
+;- (описательный характер) |
+;- (описательный характер) |
7 |
ОАО «РусГидро» |
+;- (описательный характер) |
+ |
- |
+ |
- |
- |
8 |
Группа «Мегафон» |
+ |
- |
+;- (описательный характер) |
+;- (описательный характер) |
+;- (описательный характер) |
+ |
9 |
«Сибур» |
+ |
+ |
+ |
+ |
+;- (описательный характер) |
+ |
10 |
«Вымпелком» |
+ |
- |
+ |
- |
+;- (описательный характер) |
+ |
На сегодня отсутствуют законодательно утвержденные формы социальной отчетности в ДНР, России и Украине. Это подтверждает необходимость разработки единой формы социального отчета, в котором, по нашему мнению, необходимо углубить информацию о показателях состояния и результатов финансирования социальных программ (в количественной, так и в качественной единицы).
Результаты взаимодействия предприятия и общества, через призму бухгалтерского учета требуют постоянного и полного отражения в соответствующих формах отчетности (как финансовой так и социальной). Важно отметить, что главное место в социальной отчетности должны занимать показатели социально ответственной деятельности компании, которые не находят своего самостоятельного отражения в финансовой отчетности.
Таким образом, по результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы и предложения:
- проанализированы международные стандарты социальной ответственности, вследствие чегосформированы направления реализации социальных мероприятий отечественными предприятиями;
- исследована взаимосвязь между направлениями социальной ответственности, имеющими финансовый характер и показателями финансовой отчетности, который доказывает, что главное место в социальной отчетности должны занимать показатели социально ответственной деятельности компании, которые не находят своего самостоятельного отражения в финансовой отчетности;
- предопределены перспективные направления дальнейших исследований, которые должны быть ориентированы на формирование четкого перечня показателей состояния и результатов финансирования социальных программ, которые дополняют и детализируют финансовую отчетность, а также позволяют определить эффект от их реализации.
1. Аналитический обзор корпоративных нефинансовых отчётов // Российский союз промышленников и предпринимателей - Режим доступа: http://www.rspp.ru/
2. Бессарабов В.О. Расходы на социально ответственную деятельность предприятия: сущность и классификация// Экономика. - 2016. - Т. 4. - №. 4.
3. Бочкарева Н.Г., Проданова Н.А. Институциональная среда подготовки интегрированной отчетности // Журнал экономических исследований. 2016. - № 10.
4. Воробей В. Нефінансова звітність: інструмент соціально відповідального бізнесу // Ініціатива Глобального договору в Україні. Київ: Представництво ООН в Україні. 2010. 84 с.
5. Колот А. Корпоративная социальная ответственность, социальная отчетность и аудит как современные институты и технологии социального развития // Украина: аспекты труда. 2010. - № 3. - С. 3-9.
6. Омельченко Е.Ю. Гармонизация методологии учета финансовых результатов РФ с МСФО// Синергия учета, анализа и аудита в обеспечении экономической безопасности бизнеса и государства. Сборник материалов II международной межвузовской научно-практической конференции, посвященной памяти проф. Петровой В.И. и проф. Баканова М.И. 201- С. 202-208. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25556944
7. Петренко С.Н. Стандарты социальной ответственности бизнеса: недостатки и преимущества адаптации к украинским предприятиям // Электронный научный журнал «Мир науки и образования». 2015. - № 4.
8. Проданчук М.А. Нефинансовая отчетность - эффективный инструмент в реализации управленческих решений // Сборник научных трудов Таврического государственного агротехнологического университета (экономические науки). - 2013. - № 2 (2). - С. 202-214.