РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ О СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОТЧЁТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье исследована взаимосвязь между направлениями социальной ответственности, которые имеют финансовый характер и показателями финансовой отчетности, вследствие чего обосновано, что главное место в социальной отчетности должны занимать показатели социально ответственной деятельности предприятия, которые не находят своего самостоятельного отражения в финансовой отчетности. На основе анализа международных стандартов социальной ответственности сформированы направления реализации социальных мероприятий отечественных предприятий, что позволило определить перечень расходов на социальную ответственность в рамках каждого направления и проанализировать их раскрытые в финансовой отчётности предприятия. Полученные результаты направлены на формирование показателей состояния и результатов финансирования социальных программ в соответствии с положениями международных стандартов социальной ответственности.

Ключевые слова:
международные стандарты социальной ответственности, финансовая отчетность, социальная отчетность, социальная ответственность бизнеса, социальная ответственность предприятия.
Текст

Деятельность любого предприятия в определенной степени опирается на готовность общества к поддержке такого рода деятельности. Для того, чтобы иметь постоянную общественную поддержку, предприятия должны проводить определенные социальные мероприятия (финансирование благотворительных проектов, социальная поддержка работников, забота об экологической ситуации) и, конечно, сообщать о такой деятельности общества, тем самым подчёркивая  свою социальную значимость.

О повышенном интересе общества к социальной ответственности предприятий свидетельствует тот факт, что по состоянию на начало 2015 г. в национальный  регистр корпоративных нефинансовых отчётов Российского союза промышленников и предпринимателей внесена 151 компания и 561 отчет (с 2000 по 2014 г.). В свою очередь, в  декабре 2015 г. в национальный регистр нефинансовых отчетов уже внесены 158 компаний и зарегистрировано 620 отчетов [1].  Нельзя не отметить указанную положительную тенденцию роста количества социальных отчетов на 10,5%  за 2015 г.  (с 561 в начале г. до 620 в конце 2015 г.).

Отечественным предприятиям, которые хотят эффективно функционировать на рынке и соответствовать современным экономическим, социальным, экологическим требованиям ведения бизнеса необходимо постоянно информировать общество о результатах своей социальной деятельности. В связи с этим процесс формирования информации о социальной ответственности в отчетности предприятия приобретает особую актуальность.

Среди ученых, посвятивших работы отдельным проблемам формирования и отражения информации о социальной ответственности предприятий, следует выделить Е.М. Алигаджиеву, Ф.Ф. Бутынца, М.А. Вахрушину, И.В. Жиглей, А. Колота,  В.С. Карагода, М. Проданчука, Л.В. Чижевскую и др. Учитывая исследования указанных ученых следует отметить, что определенный круг основополагающих вопросов остался нерешенным, а именно: определение объектов учета, которые должны быть отражены в социальной отчетности; исследования взаимосвязи между финансовой и социальной отчетностью и т.п. 

 Отметим, что отдельные вопросы в исследуемой проблематике были рассмотрены нами в [1, 5].

            Цель работы заключается в исследовании процесса формирования информации о социальной ответственности в отчетности предприятия (финансовой и социальной).

            Социальная ответственность бизнеса – это самостоятельная, инициативная, систематическая деятельность предприятия, осуществляемая ради удовлетворения интересов всех групп заинтересованных пользователей на взаимовыгодных условиях с целью достижения как экономических, так и социальных результатов [4].

            Эффективным инструментом информирования заинтересованных пользователей о результатах социально ответственной деятельности является социальная отчетность. При этом практика функционирования ведущих отечественных предприятий в сфере социализации бизнеса находится на этапе активного развития.

            Составление социальных отчетов на данном этапе развития отечественной экономики, к сожалению, не является обязательным требованием освещения информации о деятельности компаний в отличие от финансовой отчетности. Вместе с тем, ведение бухгалтерского учета дает возможность наряду с финансовой, налоговой, статистической отчетностью (которые используют денежный измеритель и основываются на данных бухгалтерского учета) внедрить социальную отчетность.

            Многие европейские компании публикуют социальные отчеты, в которых предоставляют информацию о реализованных ими социальных мероприятиях. Однако формат предоставления такой отчетности является в большинстве стран произвольным и носит описательный характер, что не позволяет сравнивать результаты социальной деятельности различных компаний и управлять процессом социализации бизнеса.

            Анализ международных стандартов социальной ответственности позволяет определить основные преимущества их применения отечественными предприятиями (табл. 1).

 

Таблица 1

Основные преимущества применения международных стандартов социальной отчётности отечественными предприятиями

Международный

стандарт

Сфера и принципы применения стандарта

Основные преимущества применения стандарта отечественными компаниями

Серия стандартов

АА 1000

Стандарт касается всех направлений деятельности компании.

Основные принципы:

  •  
  • полнота представления информации;
  •  
  • позволяет повысить информативность социально ориентированного учета в соответствии с принципами социальной ответственности;
  • предоставляет возможность добавлять в единый отчет о своей деятельности социальную составляющую;
  • может применяться компаниями вне зависимости отразмеров, видов деятельности и форм собственности.

GRI

«Глобальная инициатива отчетности»

Касается всех направлений деятельности компании.

Принципы  составления отчета [6]:

  •  
  • охват заинтересованных пользователей;
  • контекст устойчивого развития;
  • полнота информации;
  •  
  • сопоставимость, точность и своевременность;
  • качество и надежность.
  • поэтапное использование достаточно четких рекомендаций при составлении отчетности;
  • возможность подготовки отчета только по одной или нескольким сферами деятельности компании;
  • возможность сравнения результатов деятельности компаний по экономическим, социальным и экологическим показателям;
  • определение перечня показателей экономической, социальной и экологической деятельности.

Глобальный договор ООН

Определяет 10 принципов глобального договора по направлениям социальной ответственности:

  • принципы прав труда;
  • принципы работы;
  • экологические принципы;
  • антикоррупционные принципы.
  • придерживаясь принципов Глобального договора, компания демонстрирует свое положительное отношение и лидирующую позицию в отношении социальной ответственности бизнеса;
  • определяет структуру социальной отчетности в соответствии с 10 принципами социальной ответственности, приведенными в договоре.

Стандарт

SA 8000

Стандарт охватывает один аспект – соблюдение компанией прав работников. Основан на принципах и нормах Международной организации труда, Декларации ООН о правах человека и Конвенции ООН о правах ребенка.

  • позволяет повысить репутацию компании в сфере реализации социальных мероприятий по соблюдению прав работников;
  • позволяет демонстрировать заинтересованным пользователям соответствие деятельности компании требованиям трудового законодательства.

Серия стандартов

ISO 14000

Направлены на соблюдение экологических требований на производстве.

Основные принципы:

  • предотвращение негативного воздействия на экологию;
  • последовательное улучшение результатов экологической деятельности;
  • соответствие требованиям экологического законодательства и другим природоохранным требованиям.
  • позволяет демонстрировать стейкхолдерам соответствие системы экологического менеджмента современным мировым требованиям и требованиям экологических нормативных актов;
  • позволяет демонстрировать государственным органам власти систематичность и системность в реализации мероприятий по охране окружающей среды.

Стандарт

ISO 26000

Стандарт касается всех направлений деятельности компании.

Принципы:

  • подотчетность и прозрачность;
  • этичное поведение;
  • уважение к заинтересованным сторонам;
  • соблюдение верховенства законодательства;
  • соблюдение международных норм поведения;
  • соблюдения прав человека.
  • возможность выделить направления социальной ответственности, которые имеют финансовый характер;
  • возможность формирования отчетности, которая опирается на бухгалтерский учетрасходов на социальные мероприятия;
  • возможность формирования структуры социального отчета в соответствии с приведенными в стандарте направлениями социальной ответственности.

 

            Анализ данных, представленных в табл. 1, позволяет утверждать, что наиболее привлекательными для отечественных предприятий является международный стандарт GRI, Глобальный договор ООН и ISO 26000, так как именно они позволяют сформировать перечень показателей социальной ответственности и использовать направления социальной ответственности в качестве структуры социального отчета. Анализ содержания международных стандартов социальной ответственности позволяет выделить направления социальной ответственности, которые имеют финансовый характер и определить их взаимосвязь с показателями финансовой отчетности (табл. 2).

 

Таблица 2

Направления социальной ответственности, имеющие финансовый характер и их взаимосвязь с показателями финансовой отчётности

Направления

СОБ

Расходы на социальную ответственность предприятия

Отражение показателей в  финансовой отчётности

Трудовые

отношения

  • расходы на выплату основной заработной платы;
  • расходы на выплату дополнительной заработной платы (премий, поощрений и т.д.);
  • расходы на оплату отпусков;
  • расходы на оплату другого неотработанного времени (время вынужденных простоев и т.п.);
  • расходы на социальное и пенсионное страхование (государственное и негосударственное);
  • расходы на удовлетворение социальных, духовных, культурных потребностей работников;
  • расходы на функционирование столовых, медпунктов, профилакториев и т.п.

Баланс:

с. 1625 – расчеты по страхованию;

с. 1630 – расчеты по оплате труда.

Отчет о финансовых результатах:

с. 2505 – расходы на оплату труда;

с.2510 – отчисления на социальные мероприятия.

Отчет о движении денежных средств:

с. 3105 – расходы на оплату труда;

с. 3110 – отчисления на социальные мероприятия.

Охрана труда и безопасность на рабочем месте

  • расходы на мероприятия по охране труда и средства индивидуальной защиты;
  • расходы на профилактику и предотвращение случаев производственных аварий, требующих ликвидации их последствий (взрывов, пожаров и т.д.);
  • расходы, связанные со спецификой функционирования и т.д.

Показатель самостоятельно не отражается в финансовой отчетности (только в совокупности расходов: общепроизводственных, административных на сбыт, на производство).

Обучение работников

  • расходы на повышение квалификации работников;
  • расходы на издание обучающих материалов для работников;
  • расходы на выявление и развитие творческих способностей работников и т.д.

Показатель самостоятельно не отражается в финансовой отчетности (только в совокупности расходов: общепроизводственных, административных на сбыт, на производство).

Забота об экологии

  • расходы на внедрениеприродозащитных и ресурсосберегающих технологий;
  • расходы, связанные со спецификой функционирования и т.д.

Показатель самостоятельно не отражается в финансовой отчетности (только в совокупности расходов: общепроизводственных, административных на сбыт, на производство).

Забота об обществе

  • расходы на индивидуальную (самостоятельную) реализацию социальных мероприятий;
  • расходы на реализацию социальных мероприятий совместно с государственными органами;
  • расходы на реализацию социальных мероприятий совместно с другими субъектами хозяйствования;
  • расходы на инновационные социальные проекты и т.д.

Отчет о финансовых результатах:

с. 2510 – отчисления на социальные мероприятия.

Отчет о движении денежных средств:

с. 3110 – отчисление на социальные мероприятия.

 

            Следовательно, можно утверждать, что большинство расходов на социальную ответственность  предприятия не раскрывается в финансовой отчетности, и, следовательно, не позволяет удовлетворить информационные потребности заинтересованных пользователей.

            Проанализируем раскрытия финансовых показателей в социальной отчетности ведущих российских компаний (табл. 3).

            Итак, социальная отчетность в России имеет форму доклада компании, где текстовая часть превалирует над числовой. Предоставление общей информации без указания количественных и стоимостных показателей делает невозможным осуществление комплексной оценки деятельности компании и определения эффекта от реализации социальных мероприятий. Именно поэтому, составляя социальные отчеты в свободной форме, российские компании акцентируют внимание заинтересованных пользователей на тех направлениях их социальной деятельности, в которых достигнуты положительные результаты, отражая всю полноту информации.

 

Таблица 3

Сравнительная характеристика раскрытия финансовых показателей в социальной отчетности ведущих российских компаний

Компания

Финансовые показатели в социальной отчетности

Расходы на трудовые отношения

Расходы на охрану труда и безопасность на рабочем месте

Расходы на обучение работников

 

Расходы на экологию

Расходы, связанные с защитой прав потребителей

Расходы на социальные мероприятия

1

ОАО

«Лукойл»

+;-

(описательный

характер)

+;-

(описательный

характер)

+;-

(описательный

характер)

+

+

+

2

АФК «Система»

+

+;-

(описательный

характер)

+

+;-

(описательный

характер)

+;-

(описательный

характер)

+

3

«Евраз»

+;-

(описательный

характер)

+;-

(описательный

характер)

-

+;-

(описательный

характер)

+;-

(описательный

характер)

+;-

(описательный

характер)

4

ГМК «Норильский никель»

+

+;-

(описательный

характер)

+

+

+;-

(описательный

характер)

+

5

Объединенная компания

«Русал»

+

+;-

(описательный

характер)

-

+

-

+

6

«Ростелеком»

+

+

+

-

+;-

(описательный

характер)

+;-

(описательный

характер)

7

ОАО «РусГидро»

+;-

(описательный

характер)

+

-

+

-

-

8

Группа «Мегафон»

+

-

+;-

(описательный

характер)

+;-

(описательный

характер)

+;-

(описательный

характер)

+

9

«Сибур»

+

+

+

+

+;-

(описательный

характер)

+

10

«Вымпелком»

+

-

+

-

+;-

(описательный

характер)

+

 

            На сегодня отсутствуют законодательно утвержденные формы социальной отчетности в ДНР, России и Украине. Это подтверждает необходимость разработки единой формы социального отчета, в котором, по нашему мнению, необходимо углубить информацию о показателях состояния и результатов финансирования социальных программ (в количественной, так и в качественной единицы).

            Результаты взаимодействия предприятия и общества, через призму бухгалтерского учета требуют постоянного и полного отражения в соответствующих формах отчетности (как финансовой так и социальной). Важно отметить, что главное место в социальной отчетности должны занимать показатели социально ответственной деятельности компании, которые не находят своего самостоятельного отражения в финансовой отчетности.

            Таким образом, по результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы и предложения:

  • проанализированы международные стандарты социальной ответственности, вследствие чегосформированы направления реализации социальных мероприятий отечественными предприятиями;
  • исследована взаимосвязь между направлениями социальной ответственности, имеющими финансовый характер и показателями финансовой отчетности, который доказывает, что главное место в социальной отчетности должны занимать показатели социально ответственной деятельности компании, которые не находят своего самостоятельного отражения в финансовой отчетности;
  • предопределены перспективные направления дальнейших исследований, которые должны быть ориентированы на формирование четкого перечня показателей состояния и результатов финансирования социальных программ, которые дополняют и детализируют финансовую отчетность, а также позволяют определить эффект от их реализации.
Список литературы

1. Аналитический обзор корпоративных нефинансовых отчётов // Российский союз промышленников и предпринимателей - Режим доступа: http://www.rspp.ru/

2. Бессарабов В.О. Расходы на социально ответственную деятельность предприятия: сущность и классификация// Экономика. - 2016. - Т. 4. - №. 4.

3. Бочкарева Н.Г., Проданова Н.А. Институциональная среда подготовки интегрированной отчетности // Журнал экономических исследований. 2016. - № 10.

4. Воробей В. Нефінансова звітність: інструмент соціально відповідального бізнесу // Ініціатива Глобального договору в Україні. Київ: Представництво ООН в Україні. 2010. 84 с.

5. Колот А. Корпоративная социальная ответственность, социальная отчетность и аудит как современные институты и технологии социального развития // Украина: аспекты труда. 2010. - № 3. - С. 3-9.

6. Омельченко Е.Ю. Гармонизация методологии учета финансовых результатов РФ с МСФО// Синергия учета, анализа и аудита в обеспечении экономической безопасности бизнеса и государства. Сборник материалов II международной межвузовской научно-практической конференции, посвященной памяти проф. Петровой В.И. и проф. Баканова М.И. 201- С. 202-208. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25556944

7. Петренко С.Н. Стандарты социальной ответственности бизнеса: недостатки и преимущества адаптации к украинским предприятиям // Электронный научный журнал «Мир науки и образования». 2015. - № 4.

8. Проданчук М.А. Нефинансовая отчетность - эффективный инструмент в реализации управленческих решений // Сборник научных трудов Таврического государственного агротехнологического университета (экономические науки). - 2013. - № 2 (2). - С. 202-214.

Войти или Создать
* Забыли пароль?