Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматриваются составляющие религиозной культуры провинциального города рубежа веков. Приводятся исторические факты, свидетельствующие об активизации деятельности православной церкви в русской провинции. Указывается на наличие антирелигиозных настроений в культуре провинциального города.
религиозная культура, религиозное сознание, религиозные традиции.
Период второй половины XIX – начала XX в. характеризуется трансформацией религиозного сознания. Социокультурные изменения серьезно затронули основу русской традиционности – религиозную сферу. Мистико-религиозные искания, граничащие с эзотеризмом, богоискательство и богостроительство, внеконфессиональный религиозный опыт – все это существует в контексте русской культуры наряду с официальными религиозными канонами православия. Человеческое сознание на рубеже веков переживает глубокие изменения, связанные с ростом значимости научных знаний и возникновением атеистических настроений [2, с. 336–337].
Религиозная культура и в рубежный период продолжает играть большую роль в культуре России [3]. Под влиянием религиозной обрядовости формируется представление о времени, которое определяется религиозными праздниками. Религиозная архитектура влияет на восприятие пространства. В религиозной традиции канонизация образов святых учителей и великомучеников на рубеже веков не уменьшается, а возрастает. Возможно, этот вид деятельности был связан с ростом атеистических и антиправительственных настроений среди молодежи.
Рассмотрим изменения, отражающие воздействие религии на культуру губернского города на рубеже XIX–XX вв., используя материалы религиозной истории г. Курска и Орла. В то время эти города являлись центрами православия. В г. Орле из 70 898 жителей 92,2% исповедовали христианскую религию. В г. Курске такая часть населения из 628 031 жителей равнялась 93,5%. Одновременно в обоих городах проживало население, принадлежавшее к другим конфессиям. В г. Курске были представлены протестанты (1,6%), иудеи (1,6%) и католики (1,6%) [17]. Город Орел был местом проживания раскольников (1,6%), католиков (2,8%), протестантов (1,4%), иудеев (1,6%), мусульман (0,1%), людей прочих исповеданий (0,02%) [18].
Количество церквей в г. Орле, по данным энциклопедического словаря (под редакцией Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона), превышало количество храмов г. Курска (соответственно 28 и 15). В Орле также имелись 1 монастырь, 7 часовен, одна единоверческая, одна римско-католическая, одна лютеранская церковь, одна раскольничья молельня, один еврейский молитвенный дом. В г. Курске располагались два монастыря, одна часовня и одна лютеранская церковь.
Отличительной чертой храмов Орла считается то, что они относились к более поздней (по сравнению со временем образования города) церковной архитектуре. Временем основания города являлся XVI в., и единственным древним сооружением был Успенский монастырь (XVI в.). Он же являлся резиденцией орловских епископов (с 1820 г.). Основная часть храмов города сооружалась уже в XIX в. либо заново, либо на месте разрушенных ветхих строений. В конце XIX в. в г. Орле в 8 храмах велись строительные работы. Два из них были сооружены в память императоров. Первый из них – Афанасьевская церковь, которую возвели в память об императоре Александре III в г. Москве на средства генерал-лейтенанта М.Л. Духонина с супругой и купца Каверина. В 1895 г. ее перевезли в г. Орел. Храм поставили и освятили на Афанасьевском кладбище, основанном в 1887 г. как кладбище Введенского женского монастыря. 13 (25) октября 1899 г. в память о короновании Николая II заложили Иверскую церковь. Строилась она на средства орловских железнодорожников по проекту архитектора Н.И. Орлова в так называемом «русском стиле». Через три года в октябре 1902 г. строительство завершили, и храм был освящен [16].
В более древнем Курске, временем основания которого считается XI в., также из сохранившихся лишь одна церковь относилась к XVI в. (Троицкая) и две – к XVII в. Гордостью города являлись Троицкий женский (упоминался в документах XVII в.) и Знаменский мужской монастыри (основан в XVII в.). К концу XIX в. были освящены три церкви и две часовни. В 1895 г. появилась евангелистско-лютеранская церковь [15].
Центром религиозной жизни города являлся Знаменский мужской монастырь. Его возникновение связано с героической обороной города Курска в 1612 г. от нашествия польско‑литовских интервентов под командованием гетмана Жолковского. Монастырь определял местные религиозные традиции, которые сложились в г. Курске и существовали в конце XIX – начале XX вв. Одной из них являлся Крестный ход в Коренную пустынь. Чудотворная икона, ежегодно весною, при громадном стечении богомольцев, с крестным ходом, переносилась в Коренную пустынь, где и пребывала до осени. Данная местная традиция может быть примером того, как явления местной культуры приобретают общероссийскую значимость, как религиозные факты становятся фактами общероссийской истории и культуры (напомним о картине И.Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии»). Помимо того, монастырь являлся хранилищем религиозных реликвий местного и общероссийского значения. В 1895 г. в Курске торжественно отпраздновали шестисотлетие со дня обретения св. иконы Знамения Пресвятой Богородицы. Благочестивый образ Знамения Пресвятой Богородицы был доставлен в монастырь из московского царского дворца. Он считался символом царской власти, покровительствовавшей курскому монастырю, так как строительство церквей монастыря производилось по указу Алексея Михайловича и на средства казны. Здесь же располагалось древлехранилище книг и документов. Сам монастырь являлся также примером храмового зодчества. По ряду параметров его главный храм превосходит Храм Христа Спасителя.
Другим примером провинциальной религиозной архитектуры являлся кафедральный Казанский собор (Сергиевская церковь). Когда этот храм посетил Александр II, он заметил, что построен храм в манере Растрелли [15].
На рубеже веков эти и другие особенности религиозной истории и архитектуры стали темой изучения как для летописцев самой местной церкви [13], так и для светских исследователей. Интерес для изучения представляет подход, сформулированный в труде Анатолия Алексеевича Танкова [15]. Он не только рассматривает религиозную значимость Знаменского монастыря, но подчеркивает его историческую, художественную ценность, как для местной, так и для общероссийской культуры. Так, на провинциальном уровне делались попытки возродить интерес к русской религиозной культуре. Необходимо заметить, что они основывались на официальной идеологии, но, благодаря использованию местного материала, приобретали живую и доступную форму, выходя за рамки поставленных задач пропаганды правительственного курса на единение православия, самодержавия и народности.
Представители религиозной интеллигенции русской провинции рубежа веков проделали огромный труд, нашедший отражение в статьях и книгах, описывающих становление и развитие православной церкви на периферии [5], [6], [7].
Это движение нашло отражение в деятельности Курской губернской ученой архивной комиссии, созданной в 1903 г. [8]. В ее работе приняли участие многие преподаватели Курской духовной семинарии. Комиссия также сыграла положительную роль в просветительской деятельности, ибо на ее заседаниях зачастую поднимались вопросы церковной истории. А в двух выпусках ее «Трудов» (за 1911 и 1915 г.) опубликовали ряд материалов, касающихся Курской епархии.
В начале XX в. в г. Орле был создан Орловский церковно-археологический комитет (1903 г.), с 1905 г. стало действовать Орловское церковное историко-археологическое общество [10], [11].
В конце века в обоих губернских городах издавались губернские епархиальные ведомости. Они начали выходить в провинциальных губернских городах в начале 60-х годов XIX в. В Орловской губернии журнал стал издаваться одним из первых в России с 1 января 1865 г. Возможно, это было связано с личными контактами представителей орловского духовенства. Так как разработкой структуры неофициальной части «Епархиальных ведомостей» занимался, архиепископ Херсонский Иннокентий. Первоначально редакторской деятельностью в «Орловских епархиальных ведомостях» занимался протоиерей Петр Полидоров. Он известен как автор ряда работ по истории и современному положению церкви, в том числе биографической книги о епископе Поликарпе (СПб., 1870), при котором в Орле начали издаваться «Орловские епархиальные ведомости» [14].
«Курские епархиальные ведомости» появились значительно позже в 1871 г. Первоначально местом их издания был город Белгород. Лишь в 1882 г. журнал начал выходить в Курске. Периодичность издания составляла первоначально 2 раза в месяц, а с 1888 г. – еженедельно. Первым цензором журнала являлся Анатолий Ключаров – преподаватель Курской духовной семинарии (с 1868 г. – преподаватель догматического и нравственного богословия, еврейского языка, впоследствии архимандрит и управляющий Рыльским монастырем) [14] .
Епархиальные ведомости публиковали документы церковной администрации и правительства, местную епархиальную хронику. Обязательным разделом в журнале были религиозно-этические наставления. И Орловский и Курский епархиальные ведомости явились изданиями, пропагандирующими и создающими историю епархий России. Они освещали историю приходов, церквей и монастырей. Большое внимание уделялось религиозному образованию и описанию деятельности духовных семинарий. Кроме того, с 1900 по 1916 г. в Курской губернии активно выпускаются книги и брошюры духовно-нравственного содержания; статистические сведения по епархии, отчеты церковных школ, съезды духовенства и другие официальные материалы. С 1913 г. начинает выходить «Курский миссионерский листок».
Постепенно в газетах религиозного направления складывается свой постоянно пишущий круг авторов. К их числу относился публиковавшийся в Орловских епархиальных ведомостях Г.М. Пясецкий. За период его сотрудничества с газетой, начиная с 1865 г., было издано более 50 его исторических работ.
Гавриил Михайлович Пясецкий (1838–1900 гг.), бывший выпускник Киевской духовной академии, ставший преподавателем Орловской духовной семинарии, получивший впоследствии звание профессора, статского советника, награжденный многими орденами, являлся не только просветителем, общественным деятелем, но и тем ученым, который создал историю Орловского края, используя не только труды предшественников, но, опираясь на многочисленные документы и существующую устную традицию. Его деятельность была окрашена патриотизмом и глубокой любовью к малой родине. В его трудах прослеживается мысль о значимости провинциальной культуры для общерусской и их единстве. В своих исторических трудах Пясецкий указывал на ту роль, которую играло православие в формировании русской культуры. Его перу принадлежала работа «История орловской епархии и описание церквей, приходов и монастырей», так и оставшаяся незаконченной по причине смерти автора. Благодаря Гавриилу Михайловичу происходило не только оформление уже известных сведений по истории города и провинции, но и велись археологические изыскания на территории города. Сбор архивных материалов не ограничивался рамками губернии, но включал и Московские архивы, например архив министерства юстиции [14].
Изменение социально-экономических условий к концу XIX – началу XX в. повлияло и на развитие направлений деятельности православной церкви. Так в религиозных журналах появилась реклама. «Епархиальные ведомости Орловской губернии» за 1901 г. периодически печатали сообщения о продаже литературы религиозного содержания или подписке на газеты соответствующего направления. Для привлечения внимания к рекламе в «Епархиальных ведомостях Орловской губернии» использовался определенный цвет – синий. Реклама обычно размещалась на последней странице издания [4].
Провинция становится местом издания самой разнообразной религиозной литературы. Так из 74 единиц печатной продукции, выпущенной в Орле в конце XIX – начале XX в., одну треть составляла литература религиозного содержания [14]. Еще одна треть книг представляла краеведческую тему, в которой большое внимание уделялось местной религиозной истории. На художественную литературу приходилось 12% из выпущенного за этот период. Естественно научная литература составила 5%. Литература по народному образованию – 6%. На изданные каталоги книг приходилось так же 6%. Катологи по кустарным промыслам были представлены 3% выпущенной литературы. Столько же появилось книг по судебной практике и описанию тюрем и этапов данной губернии. Завершает данный перечень алфавитный указатель дворянских родов, выпущенный одним тиражом [1].
Кроме издания местной религиозной исторической литературы, провинциальная церковь под влиянием усиливающейся значимости светской культуры и действуя согласно политике Николая II (время его правления стало периодом интенсивной канонизации новых святых), обрела мощи двух великих подвижников духа: св. Серафима Саровского (19 июля 1903 г.) и Святителя Иоасафа Белгородского (4 сентября 1911 г.) [9].
По-прежнему сохраняется традиционная роль православной церкви в распространении образования и помощи нуждающимся. В г. Орле на рубеже веков действовали семинария, епархиальное женское училище, два духовных училища, церковноприходские школы (5), православное Петропавловское братство, Троицкая мужская богадельня для престарелых мещан, Архангельская и Сергиевская женские богадельни [10]. В г. Курске также существовали семинария, духовное училище, епархиальное женское училище. Имелись два приюта епархиального ведомства [15].
Однако, несмотря на сохранение традиционного религиозного мировоззрения, среди горожан появляются элементы изменения привычного отношения к церкви. Доказательством являются события, произошедшие в конце века в г. Курске. В 1898 г. учащиеся Курского реального училища Анатолий Уфимцев (20 лет) и Леонид Кишкин (21 год), вольнонаемный писец Василий Каменев (22 года) и студент института инженеров путей сообщения Анатолий Лагутин (21 год) попытались взорвать чудотворную икону Знамения Пресвятой Богородицы, находившуюся в Знаменском монастыре. Попытка была неудачной. Причастных к взрыву арестовали [15].
Противоречия социально‑экономического развития российского общества, низкий уровень образования на рубеже веков привели к тому, что традиционные религиозные представления населения губернского города, несмотря на мероприятия, предпринимаемые местной церковной организацией, уступили место суррогатному сознанию. Это сознание человека, не сформировавшегося как личность, неуравновешенного, неудовлетворенного действительностью, требующего быстрых изменений, человека, разрушающего моральные устои.
1. Алфавитный указатель утвержденных Правительственным Сенатом дворянских родов, внесенных в дворянскую родословную книгу Орловской губернии с показанием родословия каждого рода. - Орел, 1900.
2. Багновская Н.М. Культурология. 3-е изд., перераб и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кͦ», 2014.
3. Багновская Н.М. Специфика русской культуры // Вестник Российской экономической академии имени Г.В.Плеханова. - 2004. - № 1. - С. 88-95.
4. Епархиальные ведомости Орловской губернии, - 1901 - №30.
5. История Орловской епархии и описание церквей, приходов и монастырей. - Орел, 1899.
6. Исторический очерк Орловского Петропавловского кафедрального собора по случаю годовщины в 1897г. - Орел, 1897.
7. Исторический очерк Орловского Введенского девичьего монастыря. - Орел, 1896.
8. Курские губернские ведомости. - 1903. - №88, №90.
9. Курские губернские ведомости. - 1903. - №154.
10. Орловские епархиальные ведомости. - 1902 - №1-2. - С. 14-18.
11. Орловские епархиальные ведомости. - 1905. - №39. - С. 408.
12. Памятная книжка Орловской губернии на 1890г. - Орел, 1890. - С. 292.
13. Пясецкий Г.М. Исторические очерки города Орла. - Орел, 1874.
14. Свешникова Е.Е. Социокультурная жизнь губернского города Центрально-Черноземной России конца XIX-XXвв. (на примере Орла и Курска): дис. … канд. истр. наук: 24.00.01. - Ярославль, 2008. - С.78-83.
15. Танков А.А. Путеводитель по городу Курску. - Курск, 1901.
16. Церкви и монастыри г.Орел: библиографический справочник. - Орел, Фолиант, 2007.
17. Энциклопедический словарь. Т.17. - СПБ.: Изд. Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон, 1896. - С.103.
18. Энциклопедический словарь. Т. 22. - СПБ.: Изд. Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон, 1897. - С.127-129.