сотрудник
Санкт-Петербург, Россия
В статье усовершенствован методический подход к оценке конкурентоспособности услуг, предоставляемых сервисными организациями. Рассмотрено понятие конкурентоспособности и качества услуги, проведён анализ научной литературы и существующих методов оценки конкурентоспособности, которые были объединены в три группы. В статье обосновано использование шкалы попарных сравнений и рейтинговых шкал для определения значимости характеристик, приведён их сравнительный анализ. Даны формулы определения значимости (важности) характеристик. Для оценки качественных показателей сервисных услуг при опросе респондентов предложено использовать маркетинговые шкалы для оценки отношений, такие как: шкала Ликерта, семантический дифференциал, шкала Степэла, графические шкалы. Приведена последовательность определения относительного уровня каждой характеристики исследуемой сервис-ной услуги в сравнении с выбранной базовой услугой. Новым эле-ментом является предложенная в статье методика нормирования шкал, которая даёт возможность проводить оценку пара-метров сервисной услуги более точно. Значения характеристик конкурентоспособности услуги при нормировании шкал приводятся к сопоставимому виду. Цель нормирования шкал заключается в том, чтобы диапазоны возможного изменения каждой характеристики были одинаковы, и соответственно изменение каждой характеристики относительно базовой услуги воспринималось эквивалентно. В статье даны и обоснованы расчётные формулы коэффициента конкурентоспособности по неэкономическим показателям или рейтинга услуги. Предложены оценка экономических параметров услуги сервисного предприятия и рас-чёт коэффициента конкурентоспособности по экономическим показателям. Приведён интегральный коэффициент конкурентоспособности.
конкурентоспособность, сервис, услуга, метод, шкала, коэффициент
1. Багиев Г.Л. Формирование концепции маркетинга пространственного взаимодействия // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менедж-мент. 2015. Т.9. №1. С. 146-152.
2. Моисеева Н.К., Бадорина А.А. Преобразование маркетинговых коммуникаций на основе оценки качества взаимодействия в отраслевой системе сбыта // Промышленный и b2b маркетинг. 2016. №1. С. 44-55.
3. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг. Менеджмент. СПб.: Питер, 2015. 800 с.
4. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Аль-пина Паблишер, 2011. 454 с.
5. Porter M.E., Kramer M.R. Strategy and Society: The Link Between Competitive Advantage and Corporate Social Responsibility // Harvard Business Review. 2006. Vol. 12. Pp. 78-92.
6. Цой М.Е., Щеколдин В.Ю. Современные методы исследований в маркетинге // Марке-тинг. 2014. №2. С. 19-31.
7. Титова В.А., Цой М.Е. Технология проведения маркетингового исследования. Новоси-бирск: НГТУ, 2011. 80 с.
8. Назаркина В.А. Исследование конкурентоспособности торговых фирм на рынке фарма-цевтической продукции: Дисс. … канд. экон. наук. Новосибирск: Сибирский ун-т потреби-тельской кооперации, 2000.
9. Розумная Н.В., Клюха А.К. Конкурентные стратегии предприятий: современные аспекты // Современная наука: исследования, технологии, проекты. Сб. V междунар. науч.-практ. конф. Научный центр "Олимп". 2015. С. 611-614.
10. Розумная Н.В. Современные направления инновационного развития маркетинговых коммуникаций // Успехи современной науки и образования. 2016. Т.3. №9. С. 80-82.
11. Виноградова М.В., Васильева Л.А. Оценка конкурентоспособности предприятий сферы сервиса // Сервис plus. 2009. №4. С. 34-40.
12. Большаков А.С. Интегральная оценка работы сервисной организации: комплексный под-ход // Экономика и управление в сфере услуг: современное состояние и перспективы развития: Материалы конференции. СПб.: СПбГУП, 2008. С. 32-35.
13. Парамонова Т.Н. Расчёт конкурентоспособности товара. 2010. URL: http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=009014 (Дата обращения: 12.03.2017).