Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье на основе принципа единства исторического и логического раскрывается содержание духовной жизни современного российского общества в условиях процесса глобализации. При этом особое внимание уделяется исследованию особенностей духовной жизни российского общества, характеристике их сущности и функционированию на современном этапе развития страны.
духовная жизнь, российское общество, религия, искусство, общественное сознание, международные отношения, мир.
Современная Россия, являясь частью мировой цивилизации, переживает сложный период своего развития. Продолжающиеся кризисные явления остро проявляются в духовной сфере жизни общества. Заметное падение уровня нравственной культуры населения, социальная апатия, проникновение в общественное сознание сомнительных, а нередко негативных, духовных ценностей (антиэстетизм, аморализм, правовой нигилизм и др.) лежат в русле негативной тенденции, которая угрожает снижением общего уровня культуры в российском обществе.
В связи с этим большое значение приобретает объективный анализ состояния процессов, перспектив и специфики духовной жизни российского общества. Рассмотрим ряд ее основных особенностей в условиях глобализирующегося мира.
Первое. Потребность в переориентации общественного сознания. Она вызвана необходимостью объективного восприятия содержания и специфики исторического развития России. Процессы и явления, происходящие в духовной сфере российского общества, требуют всесторонне взвешенного отношения к пройденному страной пути. Это обязывает в общественном сознании прочно стоять на почве фактов в анализе революций 1917 г., драматических общественных конфликтов периодов Гражданской войны, осмыслении реалий Великой Отечественной войны, объективного анализа этапа неолиберальных реформ 90-х гг. ХХ в., последующих исторических событий XXI в.
В таком контексте нравственно опасны нигилистическое отношение к истории России, недооценка созидательной деятельности народных масс. Вместе с тем всестороннее осмысление истории и оценка событий и фактов не должны выливаться в ностальгию по ушедшему прошлому, в стремление предать забвению ошибки и политические просчеты пройденного пути.
Современная Россия в своем развитии прошла ряд важных этапов, которые характеризуют состояние и особенности общества. Можно отметить, хотя и достаточно условно, ряд таких этапов для их осмысления в общественном сознании.
Первый этап – «Шокотерапия» (1992–1993). В этот период к власти пришли радикальные трансформаторы, предложившие стране свой курс реформ – шоковую терапию. Они не учитывали социально-экономическую специфику развития страны, ее традиции и исторический опыт. Россия была ввергнута в процесс глубинного изменения экономических отношений. Вместе с тем трансформация экономических отношений предполагала и кардинальное изменение политического устройства государства.
В ходе реализации курса «шоковой терапии» были заложены основы новой рыночной модели экономики, проведена либерализация цен, начата приватизация государственной собственности.
Второй этап – «Монетаризм» (1994–1999). Суть этого этапа – в закреплении и углублении условий для неолиберального развития России, придания данному процессу необратимого характера.
С 1994 г. в России официально проводится курс на строительство капитализма. Перераспределение собственности и власти в интересах новых правящих кругов (элит) прошло ту критическую черту, по мнению неолибералов, за которой прежняя тактика умалчивания действительных задач перестала быть необходимой. Созданы новые правила игры, закрепленные в принятой Конституции (1993), и стало возможным открыто говорить о трансформации постсоветской системы в неолиберальную.
Большинство населения разочаровалось проводимым курсом реформ.
Сущность этапа «Монетаризм» заключалась в закреплении и углублении условий для неолиберального развития России, придании данному процессу необратимого характера.
Третий этап – «Стабилизация» (2000–2008). Он характеризовался тем, что с приходом к власти В. Путина ситуация в стране стала меняться. По существу, начался и закрепляется процесс политической и экономической стабилизации в российском обществе. Прежде всего, в обществе появилась надежда на улучшение социально-экономического состояния значительной массы населения. Такие ожидания народа были связаны, во-первых, с укреплением финансово-валютной системы России; во-вторых, со стабильным развитием экономики страны; в-третьих, с провозглашенным руководством страны и начавшим реализовываться курсом общенациональных (приоритетных) программ развития страны.
Наряду с этим этап стабилизации российского общества характеризуется усилением места и роли всех ветвей власти в России: исполнительной, законодательной и судебной. Однако такой процесс проходил не беспроблемно, нередко болезненно и противоречиво. Вместе с тем нельзя не отметить укрепление общефедеральной, прежде всего президентской власти, и ее влияние на субъекты Федерации.
Четвертый этап (2009 г. – по настоящее время). Он характеризуется финансово-экономическим кризисом и оптимизацией процессов выхода из него.
Начало финансово-экономического кризиса (2008–2009) негативно повлияло на состояние российского общества. Это выразилось в резком снижении падения рубля по отношению к евро и доллару (США), в сокращении финансирования государством ряда отраслей производства, включая приоритетные программы в сфере сельского хозяйства, образования, здравоохранения, строительства жилья.
Вместе с тем с конца 2009 и по 2013 г. федеральные власти наметили и реализовали планы постепенного выхода из кризиса и стабилизации экономики. Прежде всего, государственная власть помогла ведущим крупным промышленным предприятиям выдержать серьезные испытания, что создает предпосылки для их дальнейшего финансирования, а также укрепить банковскую систему России.
Особое значение в настоящее время приобретает осознание российским обществом современного периода (2014–2018) преодоления финансово-экономического кризиса в стране. Его особенность связана в значительной степени с различного рода санкциями, прежде всего экономическими, принятыми ведущими государствами Запада, в первую очередь США, против Российской Федерации. По своему характеру они направлены на то, чтобы путем экономического давления оказать влияние на независимую внешнюю политику России на международной арене, т.е. согласиться с гегемонистскими действиями США в условиях современных международных отношений.
Настоящий период состояния и развития основных сфер жизни российского общества особо требует адекватного осмысления как негативных, так и позитивных процессов, происходящих в стране.
К негативным процессам можно отнести, например, следующие: сужение (в результате принятых западными государствами санкций) сферы торговли различного рода товарами и продукцией со странами Европы; напряженность в отношениях Российской Федерации с США и Украиной; гибель российских пассажиров Ту-154 (ансамбль имени Б. Александрова) в районе Сочи, летевшего в Сирию; неэффективность правовой системы страны в борьбе с коррупцией, в том числе в различных структурах власти, и др.
К позитивным процессам этого этапа финансово-экономического кризиса и преодоления его можно отнести: добровольное вхождение Крыма и Севастополя в состав России; принятие государственных мер по динамичному развитию предприятий различной направленности (промышленных и сельскохозяйственных) на основе внедрения новых технологий; стабилизация Таможенного союза России, Беларуси, Казахстана; активизация и развитие прочной перспективы сотрудничества в экономической, дипломатической и политической областях с КНР и Индией; укрепление оборонной мощи России; рост международного авторитета Российской Федерации благодаря активной борьбе с терроризмом, и др.
Государству в ближайшие годы надлежит разрешить сложный комплекс вопросов, вытекающих из переломного момента развития российского общества. Важно, чтобы общественное сознание не только адекватно воспринимало реальность, но и понимало, что существуют и реализуются научно обоснованные пути развития государства, причем действительного, а не декларируемого.
Между тем растет необходимость преодоления негативных процессов и явлений духовной жизни, которые были порождены практикой последних лет и тиражировались в СМИ. Среди этих процессов, влияющих негативно на общественное сознание, особое место занимает мифотворчество.
В этом плане нельзя игнорировать, что в обществе получила распространение идея о том, что необходимо ориентироваться преимущественно на западные ценности. Обществу активно навязывается положение, что только рыночные отношения якобы автоматически решат экономические, социальные и социокультурные проблемы в стране.
Второе. Повышение эстетической и нравственной роли искусства и средств массовой информации. Заметим, что искусство, печать, телевидение комплексно воздействуют на сознание, чувства и волю людей, формируют ценностные ориентации, эстетическую культуру, идеалы и потребности, побуждают к конкретным поступкам. Наиболее рельефно такая важная проблема на всех исторических этапах духовной жизни России, включая современных, реализовывалась в таких доминирующих функциях искусства и литературы, как гносеологическая и аксиологическая.
Гносеологическая функция обеспечивает познание разнообразных поступков, раскрываемых в художественных образах. Исследуя их проявление, искусство помогает познавать исторические и духовные традиции России. Этот процесс невозможен без актуализации взаимодействия нравственного и эстетического сознания, без раскрытия моральных и идейных истоков поступков людей, без учета оценки их поведения с точки зрения добра и зла, долга и чести, справедливого и несправедливого.
Отметим, что значительный резонанс в общественном сознании в стране вызвали такие произведения, как «Пожар», «Судьба человека», «Знак беды», «Блокада», «Белые одежды», «Зубр», кинофильмы «Остров», «Взрыв на рассвете», «Неслужебное задание», «Снайпер», «28 панфиловцев» и др.
Несмотря на разнообразную тематику, их роднит общее: стремление напрямую высказаться по острым нравственным проблемам жизни, взбудоражить сознание личности, всколыхнуть ее совесть.
Необходимо заметить, что в последние годы в духовной жизни российского общества появилась такая тенденция, как остро критический пафос искусства и литературы. При этом в ее обосновании нередко допускается произвольная трактовка исторических фактов, а в ряде случаев – их нивелировка. Эта проблема относится как к необходимости непредвзятого освещения в литературе и кино деятельности исторических личностей (например, В.И. Ленина, И.В. Сталина, Л.Д. Троцкого, Ф.Э. Дзержинского, Н.И. Бухарина, Н.С. Хрущева, А.А. Жданова, Г.К, Жукова, Н.И. Кузнецова и др.), так и к взвешенному раскрытию социально-политических процессов, происходящих в нашей стране.
Однако в духовной сфере российского общества рядом представителей культуры допускается негативное проявление через гносеологическую роль искусства такого исторического этапа в жизни страны, каким является Великая Отечественная война. Вместо объективного, драматического и героического анализа в искусстве событий и действующих лиц идет процесс сознательного искажение реалий и превратная трактовка событий.
Принижение героического подвига и искажение реальных событий, а также образов воинов, разгромивших немецко-фашистские войска и одержавших великую победу, некоторые деятели кино и литературы «подают» через кривое зеркало истины. Среди таких произведений художественные фильмы «Штрафбат», «Сволочи», «Сталинград», документальные ленты «Московская битва», «Операция Марс», книги «Прокляты и убиты», «Солдат Иван Чонкин».
Между тем органическое единство правды и художественной выразительности нашло отражение действительности и героических подвигов в годы Великой Отечественной войны в значительных произведениях разных лет, среди них: повесть «Дни и ночи» К.М. Симонова, рассказ «Наука ненависти» М.А. Шолохова, пьеса «Нашествие» Л.М. Леонова, роман «Горячий снег» Ю.В. Бондарева, повести «Третья ракета» В.В. Быкова, «А зори здесь тихие» Б. Васильева.
Аксиологическая функция объективирует взаимодействие нравственного и эстетического сознания в формировании духовных ценностей личности.
Аксиологический аспект содержания искусства проявляется в глубине раскрытия духовных ценностей прошлого и настоящего. Он особенно актуален сегодня, учитывая богатство культуры истории страны, ее глубокие эстетические и нравственные традиции, являющиеся ключом к пониманию поступков и поведения людей.
Такой аспект произведений искусства выражается не в форме авторских поучений, а органично вытекает из его сущности и содержания, поступков героев. Человек находится длительное время под влиянием положительных или отрицательных образов, идейного содержания, выраженных в произведениях литературы и искусства. Произведения «Русский лес» Л.М. Леонова, «Они сражались за Родину» М.А. Шолохова, «Берег» Ю.В. Бондарева, «Живые и мертвые» К.М. Симонова, кинофильмы «Белорусский вокзал» А.С. Смирнова, «Первый после Бога» В.В. Читинского, «Ворошиловский стрелок» С.С. Говорухина, «Сестры» С.С. Бодрова, «Сильнее огня» В.В. Воробьева и Н.В. Зверева и многие другие являются неотъемлемой частью духовной жизни нашего общества. И это, прежде всего, благодаря глубокому проникновению в нравственные коллизии общественных отношений, высокой идейной нравственности. Эта функция обеспечивает влияние искусства на духовный мир личности через адекватное отражение в сознании глубоких и важных процессов, протекающих в различных сферах человеческого бытия.
Вместе с тем нельзя не видеть и негативных процессов, связанных с воздействием литературы и искусства на духовную жизнь всех представителей общества и молодежи в особенности. Так, в духовной жизни российского общества достаточно активно распространяются книги, в которых главным героем выступают аморальные типы. Среди таких книг: «Ислам от монаха Багиры», «Шестерки умирают первыми», «Любовь Бешеного», «Кто последний к маньяку», «Дневник Московского подонка-2» и др. Вытесняя у молодого неискушенного читателя положительный образ, они пробуждают агрессивность, провоцируют насилие, возводят в доблесть низменные качества.
С определенной долей истины можно предположить, что в последние годы проблема деинтеллектуализации, обеднения эстетической культуры россиянина связана, к сожалению, с функционированием в его духовной жизни именно таких безнравственных книг.
Об опасности падения культуры у российского читателя с тревогой, хотя и весьма резко, говорит Е. Евтушенко: «Даже во время холодной войны лучшие писатели мира – Джон Стейбек, Артур Миллер, Грэм Грин, Габриэль Гарсиа Маркес – съезжались в Москву, говорили вместе о проблемах, мы были одним из центров литературного мира. А сейчас мы провинция. Отсюда – колоссальная деинтеллектуализация» [1, с. 69].
При таких явлениях в духовной жизни российского общества большое значение приобретает ориентация личности на высокие моральные ценности, выступающие надежным ориентиром в противоречивых социокультурных процессах.
Эта идея удачно выражена в следующих строках поэта:
«Совесть, Благородство и Достоинство –
вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь» [2].
Третье. Осмысление роли религии в духовной жизни российского общества. В сложные периоды жизни, в условиях острых социальных противоречий население России нередко искало выход в приобщении к религии, таким ее ценностям, как милосердие, сострадание, терпение, любовь и др.
В общественном сознании ныне тиражируются две крайности по отношению к религии. Согласно сторонникам первой, религиозные ценности, являясь преимущественно мифологическими, не вписываются в современный научно-технический прогресс. Вот почему Церковь якобы не может влиять на мирские дела. Представители другой крайности абсолютизируют роль религиозных ценностей. Во-первых, сложное аксиологическое образование «духовность» сводится исключительно к религиозным компонентам (отождествляется с ними); во-вторых, религии и Церкви приписывается расширительная социальная роль в различных сферах общества.
Необходимо непредвзято анализировать роль религии в духовной жизни российского общества, в первую очередь в формировании нравственных ориентаций личности, учитывая сущность религиозных основ русского менталитета. Именно об этом обстоятельно сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своей проповеди «О самом главном». Он подчеркнул: «Мы призываем к интенсивной духовной жизни, в центре которой – совершение реальных добрых дел» [3, с. 13].
Религия сыграла важную роль в истории нашего Отечества в годы войны с фашистской Германией. Это было связано, во-первых, с тем, что в Отечественной войне 1941–1945 гг. Церковь была вместе с народом, разделяла его боль и страдание, поражения и победы. Многие служители Церкви находились в действующей армии или в партизанских отрядах и за боевые заслуги были удостоены правительственных наград. Важнейшей сферой деятельности Церкви был также сбор денежных средств в фонд помощи Красной Армии. За годы войны на нужды фронта было собрано по приходам более 200 млн руб.
В настоящее время важно объективно анализировать роль религии в духовной жизни российского общества, в первую очередь в формировании нравственных ориентаций личности, в исторической и реальной сущности религиозных основ русского менталитета.
За последнее время в нашей стране происходит активное воздействие религии на духовную жизнь личности и всего российского общества. Это обстоятельство ведет к взаимосвязи Церкви и общества на основе религиозно-нравственных ценностей, способствует духовной устойчивости русского мира. В наше время заметно возросла активность церквей, духовенства в различных сферах общественной жизни. В современных условиях возрождается церковная благотворительность, целью которой становится особое нравственное отношение и внимание к беженцам и вынужденным переселенцам, жертвам экономических и социально-политических потрясений, катастроф и военных конфликтов.
В стране появились первые больницы, детские дома и дома престарелых, находящиеся под церковным патронатом, ее духовным воздействием. Развивается присутствие Церкви в Вооруженных Силах, частях и учреждениях МЧС и МВД, местах заключения, где люди особенно нуждаются в милосердии, добре, сострадании. Православные пастыри и миряне все больше нравственно воздействуют на общество через средства массовой информации. Нелишне отметить, что в настоящее время Православная Церковь имеет 5 духовных академий, 21 семинарию, 27 духовных училищ, два православных университета, богословский институт. Подготовка священников в них ведется в строгой ориентации на моральные и духовные качества обучаемых.
В духовной жизни России идет инициируемый Церковью активный процесс возобновления причисления к лику святых не только церковных, но и выдающихся государственных деятелей, видных представителей отечественной культуры. В частности, канонизированы Дмитрий Донской, Андрей Рублев, Максим Грек, митрополит Макарий, Ксения Петербуржская, Федор Ушаков, Игнатий Брянчанинов, Амвросий Оптинский, Феофан Затворник, патриархи Иов и Тихон и др.
Расширились международные связи, усилилась благотворительная деятельность, увеличилось количество церквей и монастырей, духовных учебных заведений, воскресных школ. В числе переданных Церкви сооружений такие памятники истории и духовной жизни граждан, как Данилов монастырь, Оптина пустынь, Соловецкий комплекс, Толгский монастырь и др. Восстановлен храм Христа Спасителя в Москве; реставрируются и восстанавливаются прежде разрушенные церковные сооружения, строятся новые церкви.
Следует также обратить внимание на внешний аспект проблемы. Он обнаруживается в том, что развитие коммуникативных связей в современном мире между Россией и другими государствами привело к массовому проникновению в нашу страну религиозных воззрений, по существу не имеющих ни гносеологических, ни социально-психологических основ. Общество «Кришны», сомнительные восточные сектантские направления, заокеанские миссионеры протестантизма, «белое братство», «общества сатаны», «Духовное возрождение» и другие аномальные религиозные направления и учения приобретают опасный характер экспансии из-за рубежа.
Деятельность таких сект оказывает негативное влияние на психику людей, их нравственные ориентации, блокирует традиционные гуманистические ценности христианства, особенно православия.
Наряду с такими негативными явлениями в сфере религии достаточно ясно проявляется позитивная тенденция. Она связана с тем, что в России происходит взаимодействие церкви и государства, особенно в области культуры и духовных ценностей, прежде всего нравственных. Церковь активно включается в общекультурные процессы глобального и регионального уровней. Так, всенародными праздниками стали Дни славянской письменности и культуры, Рождественские, Пасхальные, Крещенские торжества.
Внутри российского общества взаимодействие между государством и церковью идет по ряду направлений, опираясь на организационные основы совместных комиссий и комитетов. Среди них деятельность по реставрации и возвращению в строй уникальных историко-культурных памятников, осуществление научно-культурных экспедиций; регулярное проведение совместных культурных, творческих акций, конкурсов, фестивалей. Церковь активно сотрудничает в деле борьбы с наркоманией, алкоголизмом, безнадзорностью, преступностью; способствует формированию, особенно у молодежи, культуры межнациональных и межконфессиональных отношений, борьбы с экстремизмом и национализмом.
И в России, и за рубежом Церковь выступала и выступает на страже русской культуры, родного языка, традиций и русской самобытности в условиях мира и взаимопонимания всех народов планеты.
Четвертое. Осознание эволюции международных отношений в современном мире и роли России в его стабилизации.
Характер, специфика и перспективы развития международных отношений в настоящее время складывается достаточно сложно и далеко не беспроблемно. С одной стороны, США и их союзники по блоку НАТО стремятся любой ценой сохранить лидирующее положение на планете, а с другой стороны, Россия вместе с такими партнерами во внешней политике, как КНР и Индия, активно и искренне стремятся к миру, его стабильности и предсказуемости.
В складывающейся политической ситуации на планете на состояние и развитие России оказывают воздействие характер и особенности эволюции современных международных отношений.
К наиболее значимым из них можно отнести следующие:
1. В результате прекращения длительного этапа «холодной войны» существенно уменьшилась вероятность возникновения глобальной ядерной войны. Однако налицо в мире всплеск национализма, сепаратизма, различного рода экстремизма. Более того, события последних лет вооруженного характера в Ливии, Ираке, Сирии убедительно свидетельствуют о бесперспективности применения военной силы, указывают на необходимость решения национальных, этнических и религиозных проблем политическими и дипломатическими средствами.
Появляются в различных регионах планеты зоны терроризма, новых вооруженных конфликтов и международной напряженности, которые таят в себе угрозы вовлечения в них различных государств планеты. Вместе с тем решение подобных сложных вопросов должно происходить при активном политическом участии России.
Однако нередко предложения нашей страны по конструктивному решению сложных глобальных проблем на разных международных форумах либо недооцениваются, либо не принимаются во внимание.
Вот почему в такой политической ситуации в мире и с учетом тенденций ее развития возрастает роль России, ее государственных институтов и общественных организаций в обеспечении стабильности в мире, достижении надежной его безопасности. Эту идею в свое время достаточно четко сформулировал русский философ В.С. Соловьев: «Не в нашей власти заставить других исполнять их обязанность, но исполнять свою мы можем и должны, и, исполняя ее, мы тем самым послужим и общему вселенскому делу; ибо в этом общем деле каждый исторический народ, по своему особому характеру и месту в истории, имеет свое особое служение» [4, с. 235].
2. В современном мире идет активный процесс изменения системы международных отношений, перераспределения областей внешнеполитического и информационного воздействия между США, Западной Европой, Японией. К этому процессу активно подключились Россия, Китай, Индия, Бразилия и Иран. Однако усилия Российской Федерации по обеспечению политической стабильности глобального и регионального масштаба, развития мер доверия между государствами и противостояния информационному давлению, инициируемому прежде всего США, не встречают должной поддержки со стороны ряда ведущих стран Запада.
Вместе с тем в дестабилизации международных отношений нельзя игнорировать опасной тенденции. Она проявляется в том, что инициируемые и поддерживаемые США и их партнерами по НАТО «цветные революции» предстают как важный инструмент реализации экспансионистской американской внешней политики. Убедительным примером такой политики служит хаотизация украинского политического пространства как своеобразного поля, создающего возможность сохранять перманентную напряженность на границе России с целью ее внешнеполитического изматывания.
3. Для России, являющейся частью мирового сообщества, в XXI в. сложилась принципиально новая международная политическая ситуация. Вместе с тем именно РФ выступает в изменившихся за последние годы международных условиях как главный субъект стабилизации мира, предотвращение глобальной войны и активизации совместных усилий государств в борьбе с международным терроризмом. При этом в эволюционизирующихся международных отношениях, в которых с очевидностью проявляются гегемонистские устремления и их практическая реализация США, консолидирующая деятельность России приобретает особую значимость.
«Русский народ, – писал К.С. Аксаков, – имеет прямое право, как народ, на общечеловеческое, а не через посредство и не с позволения Западной Европы» [5, с. 1].
Логика социально-политического развития современного мира выдвинула на передний рубеж весьма важную для России политическую проблему – отношение к расширению НАТО на Восток, принятие политических и военно-технических решений, обеспечивающих ее безопасность.
В сложившихся условиях продвижения войск НАТО с согласия руководства ряда стран Восточной Европы и размещения на их территории военной техники, включая станцию ПРО, вызывает серьезное беспокойство со стороны России. Об этом достаточно четко сказал Президент РФ В.В. Путин: «Люди, которые принимают соответствующие решения, должны знать, что жили они до сих пор спокойно, безбедно и в безопасности. Теперь, после размещения элементов ПРО, мы будем вынуждены подумать и о том, чтобы купировать угрозы, возникающие и в отношении безопасности России. Это первое. Второе, это явное нарушение договора о ракетах средней и малой дальности, потому что пусковые установки, которые будут размещаться в Польше после введения в строй РЛС в Румынии, могут легко использоваться для размещения ракет средней и малой дальности»[6, с. 2].
В свою очередь, вхождение в НАТО стран Балтии (Литвы, Латвии и Эстонии) «передвинуло» войска и флот этого военно-политического альянса к акватории внутренней части Балтийского моря, существующим сухопутным границам России на западе (Калининградская область) и северо-западе (Ленинградская, Новгородская и Псковская области), жизненно важным индустриальным, научно-техническим и военно-политическим центрам нашей страны.
Наряду с этим в странах Балтии и на Украине усиленно представляется «образ врага», каким, по мнению властных структур этих государств, выступает Россия. Именно она угрожает своей военной мощью Латвии, Литве и Эстонии. Отсюда безосновательные, но весьма тревожные для мира призывы к наращиванию военного присутствия США на земле этих государств.
В свою очередь, Российская Федерация и ее союзники не имеют никаких территориальных, экономических или иных претензий к своим бывшим партнерам по Организации Варшавского договора. В этом плане она вправе рассчитывать на взаимность.
Таким образом, в духовной жизни современного российского общества происходят сложные и далеко не однозначные процессы. Их особенности в наше время с особой значимостью концентрируются вокруг таких ключевых направлений, как переориентация общественного сознания на формирование научного историзма мышления в исследовании пройденного страной пути, осмыслении нравственной и эстетической роли искусства; анализу специфической роли религии в общественном сознании, осознанию места и роли России в сложившейся системе международных отношений.
1. Цензура равнодушием [Текст] / Е. Белжеларский // Итоги. - 2008. - 29 июля.
2. Окуджава Б. Еще в литавры рано бить [Текст] / Б. Окуджава // Правда. - 1988. - 23 сентября.
3. Слово к монашествующим. Проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в монастырях (2013-2014 гг.) [Текст]. - М., 2014.
4. Капто А.С. Профессиональная этика [Текст] / А.С. Капто. - М.-Ростов н/Д: СКАГС, 2006.
5. Константин Сергеевич Аксаков о русском воззрении [Текст] / К.С. Аксаков // Поэтическая газета. - 2007. - № 4 (6), апрель. - С. 1.
6. Смирнов Д. Россия ответит на ядерные угрозы [Текст] / Д. Смирнов // Комсомольская правда. - 2016. - 14 мая. - № 52.