ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЕКТЕ «ВЕСЕЛЫЙ ДЕНЬ ДОШКОЛЬНИКА» («ВЕДЕДО»)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье обосновывается один из возможных путей развития языковой личности дошкольника в художественно-эстетическом аспекте. Представлены концептуальные положения образовательного проекта «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо»), обеспечивающего субъектную позицию ребенка в образовании, развитие поэтической функции его языка через включение в педагогический процесс песни и взаимосвязанных видов самостоятельной деятельности.

Ключевые слова:
языковая личность, художественно-эстетическое развитие, поэтическая функция языка, парциальная программа «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо»).
Текст

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований Проекта № 15-06-10127 «Психолого-педагогические условия развития предпосылок грамотности у дошкольников».

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил в качестве одного из приоритетов художественно-эстетическое развитие дошкольника в разнообразных видах творческой деятельности, обеспечение ребенку статуса субъекта в образовательном процессе, индивидуализации образования [1]. В свете этих требований возрастает роль эстетического аспекта в воспитании языковой личности дошкольника в единстве структурно-семантического, лингво-когнитивного (тезаурус) и мотивационного уровней при порождении речевого высказывания, текста. Свободы проявления индивидуальности, эмоциональности, духовности в самом широком понимании (Ю.Н. Караулов, К.Ф. Седов, А.М. Шахнарович) [2].

Сохранение и преумножение богатства русского языка, высокой поэтической словесности в современной кризисной для языка ситуации катастрофического снижения культуры разговорной речи должно являться целью и ведущим направлением в воспитании языковой личности дошкольника [3].

Поэтическая функция языка – направленность на сообщение как таковое, сосредоточение внимания на сообщении ради него самого – аспект коммуникации, усиливающий «осязаемость знаков», – в речевом развитии дошкольника взаимосвязан, а порой и слит с металингвистической функцией и составляет вместе с ней фундамент лингвистического развития ребенка (Р.О. Якобсон [4]). Данная функция проявляется в повседневном общении, спонтанном речевом и словесном творчестве, игровой деятельности дошкольника [5].

Развитие языковой личности – «спонтанейный» (А.В. Запорожец) процесс, осуществляющийся во взаимосвязи обучения в зоне ближайшего развития и самодеятельной детской активности, спонтанных играх и занятиях по выбору, по инициативе детей. Механизмом саморазвития языковой личности в эстетическом аспекте является создание развивающей культурно-образовательной предметной среды, существенным компонентом которой выступает песня как синтетический вид искусства, синтез Слова и Музыки. Песня вместе с другими произведениями искусства задает ассоциативные образные связи, смысловой контекст для спонтанной творческой активности ребенка [6].

Использование полученного опыта восприятия песни и других произведений искусства в самостоятельной деятельности, речевом и словесном творчестве, личностно значимом диалогическом общении, –  обеспечивает баланс осознания и бессознательного, произвольных и непроизвольных речевых механизмов, эмоционального и рационального, языкового и музыкального интеллекта. Он также выступает существенным фактором повышения эффективности образовательного процесса, направленного на воспитание языковой личности дошкольника в эстетическом аспекте.

 

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.11.2013 №1155.

2. Арушанова А.Г., Коренблит С.С., Рычагова Е.С. Речевое развитие дошкольника в аспекте лигводидактики. Парциальная программа «Веселый день дошкольника»» (ВеДеДо») / Науч. ред. К.Я. Сигал. - М.: Флинта, - 2015. - 320 с. ISBN 978-5-9765-2535-1.

3. Коренблит С.С. Экология русского языка. Синтез слова и музыки / Науч. ред. Е.А. Ямбург. - Краснодар: Издательский Дом «Хорс», 2015. - 350 с. . ISBN 978-5-91084-055-7.

4. Якобсон Р.О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: "за" и "против". - М., 1975. - С. 193-230.

5. Коренблит С.С. Веселый день дошкольника («ВеДеДо»): парциальная образовательная программа дошк. Образования / Под ред. Т. В. Волосовец и Е.А. Ямбурга. - М.: Обруч 2015. е. - 80 с.

6. Коренблит С.С., Арушанова А.Г. Психолого-педагогические основы развития предпосылок грамотности у детей в образовательном проекте «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо») : Теория, технология и опыт применения стихов, песен, музыки, иллюстраций, мультфильмов, средств ИКТ : практико-ориентированная монография /; науч. ред. Е.А. Ямбург, К.Я. Сигал. - 304 с. : 84 ил.- М.: Флинта, 2016.

7. Коренблит С.С., Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Развитие языковой личности дошкольника: теория, опыт. Программа и технология «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо») / Науч. ред. Е.А. Ямбург. - Краснодар: Издательский дом «Хорс», 2015. - 274 с. ISBN 978-5-91084-053-3.

Войти или Создать
* Забыли пароль?