Пенза, Пензенская область, Россия
Россия
Россия
ГРНТИ 04.01 Общие вопросы социологии
ГРНТИ 06.01 Общие вопросы экономических наук
ОКСО 01.04.03 Механика и математическое моделирование
ОКСО 39.07.01 Социологические науки
ОКСО 39.06.01 Социологические науки
ББК 605 Социология
ТБК 731 Социология
ТБК 7316 Прикладная социология
Цель статьи. В научной статье предложены результаты изучения вопросов управления формирования доверия со стороны общества происходящим в стране экономическим преобразованиям с учетом информационно-психологического воздействия средств массовой информации. Методология и методы. В качестве методов проведения научного исследования обоснованно применены анализ вторичных сведений, изучение данных статистической отчетности, метод социологического опроса. Результаты. Выполнен анализ динамики экономических реформ и модели экономического развития страны с учетом зарубежного опыта и сделан вывод о необходимость проведения научных исследований в области изучения проблем формирования доверия групп населения экономическим и социальным преобразованиям с учетом информационного и психологического воздействия СМИ на различные социальные страты. Область применения. Результаты исследования могут быть применены для разработки методических рекомендаций по управлению формированием общественного доверия экономическим реформам на основе информационно-психологического воздействия СМИ. Научная ценность. Сформулирован вывод по основным направлениями работы по повышению доверия молодежи к институтам государственной власти, к которым относятся утверждение общепринятой системы национальных ценностей, смена принципов взаимодействия государства с молодежными общественными организациями с применением современных информационных технологий.
управление, структурные экономические реформы, общественное доверие, средства массовой информации, информационно-психологическое воздействие.
С развитием современных технологий, позволяющих оказывать влияние на сознание большого количества людей, применение методов информационного, психологического, технологического прессинга обусловливают значимость исследования проблемы психологического воздействия средств массовой коммуникации на массовое сознание применительно к различным экономическим сферам жизнедеятельности современного российского общества.
С 2014 г. ВВП России сократилось на 3,7 процента, за 2015 г. цена на рубль упала на 127%, что, в свою очередь, способствовало росту инфляции и снижению фактических доходов населения. Число россиян, живущих за чертой бедности, составило 20 миллионов. Обострению экономических проблем способствовали различные факторы, среди которых можно назвать – падение цен на нефть, экономические санкции, а также ослабление внутреннего рынка.
В перспективе 5–7 лет минимальный ежегодный рост ВВП должен составлять примерно 4%. Для достижения этой цели правительству необходимо ввести эффективные меры бюджетной политики, которые не будут зависеть от цен на нефть. При этом осуществление структурных реформ имеет ключевое значение для развития экономики. Необходимо подчеркнуть, что основной проблемой российской экономики являются не столько экономические санкции, и даже не падение цен на энергоносители, а модель ее экономического развития и, во многом – психологический фактор формирования общественного доверия населению экономическим реформам путем информационно-психологического воздействия средств массовой коммуникации.
Изложенное выше, по нашему мнению, обусловливает необходимость проведения научных исследований в области управления формированием общественным доверием социальным и экономическим реформам с информационным и психологическим воздействием СМИ на различные социальные страты. Это связано с тем, что важнейшим условием эффективности экономических реформ является психологическое «принятие» этих реформ большинством населения.
Реформирование предполагает изменение не только самого характера экономической деятельности (внедрение новых технологий, перемещение акцентов с одних сфер деятельности на другие, развитие самого рынка труда и т.п.), но и изменение самосознания как населения, так и топ менеджмента [3]. Реформы могут носить характер сущностных изменений, когда главный акцент перемещается на изменение самого отношения к труду, к коллегам и к потребителям, но могут лишь имитировать сущностные изменения.
Реформирование предполагает изменение не только самого характера экономической деятельности (внедрение новых технологий, перемещение акцентов с одних сфер деятельности на другие, развитие самого рынка труда и т.п.), но и изменение самосознания большей частью населения. Наиболее благоприятными условиями для реформ являются такие, когда инициативы и «сверху», и «снизу» совпадают.
Эффективность развития различных стран определяется способностью адаптироваться к преобразованиям, при этом поддержка реформ населением – главное условие их успеха. По нашему мнению, поддержка населения будет невозможна при дальнейшем негативном сценарии экономических реформ, вызывающих рост социальной напряженности.
При анализе возможностей реализации в России условий перехода к социально ориентированной экономике встает вопрос социальной составляющей реформ, в первую очередь о поддержке реформ снизу. Без нее любые преобразования, какими бы прогрессивны они ни были, обречены на провал, что подтверждается историческим опытом России. Вместе с тем, требуется поддержка и сверху, под которой понимается осознанная органами управления необходимость изменения политики, адекватной интересам большинства населения. Совмещение двух названных форм социальной поддержки, правильная информационная политика являются важнейшей предпосылкой экономических преобразований.
Исходя из опыта государств, реализующих социальную рыночную модель экономики, можно утверждать, что соответствующие преобразования должны опираться на социальный консенсус, поддерживаемый всей социально-экономической системой. Для обеспечения запланированной солидарности проводимым новациям важно оценить, как новая модель будет воздействовать на различные элементы социальной структуры, укреплению каких слоев будет способствовать и какие при этом могут возникнуть зоны и области риска, каковы условия поддержки реформ основной массой населения. В связи с этим, в распоряжении государственных органов власти должен находиться эффективный инструментарий мониторинга и анализа последствий принимаемых решений, определяющих экономическое и социальное развитие российского общества. Одним из наиболее масштабных и вместе с тем, эффективных инструментов в оказании информационно-психологического воздействия на население страны, являются средства массовых коммуникаций.
Взаимосвязь доверия населения и социального статуса государственных органов была выявлена Ю.Н. Копыловой. Результаты исследования показали следующее [8]:
1. Уровень доверия руководителям органов власти значительно выше уровеня доверия властным структурам. В отношении властных структур наблюдается противоположная картина.
2. Выявлена взаимозависимость между уровнем проявляемого доверия к руководителям государственной и муниципальной власти и оценкой их деятельности (при высоком уровне проявляемого к ним доверия – выше оценка их деятельности.
3. Отношение населения к органам государственной власти и государственным служащим и его доверие зависит от таких факторов, как наличие в общественном мнении устойчивого стереотипа чиновника, уровень компетентности, профессионализма государственных служащих, учет потребностей населения, достаточность объема информации от властных структур, направленность и эффективность воздействия СМИ.
Доверие как социально-психологический феномен в политике изучался М.Г. Шукюровой. В результате исследования автором был сделан вывод, что в сфере политики доверие складывается под воздействием большого числа социально-психологических детерминант [2]. Особое значение для формирования мотива доверия больших социальных групп к политику имеют избирательные кампании.
Н.А. Бануляк считает эффективным направлением формирования общественного доверия к власти совершенствование коммуникационных возможностей государства в диалоге с обществом, а инструментом – новые информационные технологии [4]. Таким образом, поcредством равного и правового межличностного и межинституционального общения с помощью информационно-коммуникационных технологий формируется общественное доверие к власти.
В исследовании Г.С. Ромашкина показано, что в российском обществе сегодня социальное доверие дефицитно [5]. Автор считает причинами низкого доверия в российском обществе отсутствие социальных групп или государственных структур, референтных для всего общества, восприятие большинством россиян вероятности повлиять на события как низкой, и существование в общественном сознании жёстких аттитюдов, выработанные с учетом негативного опыта.
В исследовании Д.В. Князева в центре внимания находится вопрос социально-управленческих механизмов формирования доверия населения к институтам государственной власти. Автором сделан вывод о том, что ключевым социально-управленческим механизмом формирования доверия населения к институтам государственной власти является демонстрация ценностно-нормативных, политико-идеологических и имиджевых характеристик их конкретными лидерами [7].
Важную роль в оценке результатов экономических реформаций играют и молодежные предпочтения. Не случайно так называемая несистемная оппозиция при формировании протестных настроений в 2017 г. задействовала именно молодежную среду. Исследование Е.С. Слонского посвящено изучению доверия как фактора социальной активности молодежи. Автор доказывает, что в современных условиях имеется крайняя необходимость включения молодежи в социально-политическое пространство; возможности превращения молодежи в активных субъектов политической и социальной жизни возрастают [1]. Потенциал, имеющийся у современной молодежи требует реализации, и формирование доверия молодых людей к государству зависит от способности власти создавать условия реализации этого потенциала. Приоритетными направлениями повышения доверия молодежи к институтам государственной власти должны стать – утверждение системы национальных ценностей, применение современных информационных технологий, а также разработка адаптивных принципов взаимодействия государства с молодежными общественными организациями.
Важнейшим условием эффективности экономических реформ является психологическое и даже личностное «принятие» этих реформ большинством населения. Так же, как и в организационной психологии, «лояльность» и «приверженность» во многом обеспечивают не только конкурентоспособность организации, но и развитие всей организационной культуры данного предприятия [6; 3]. Проблемы возникают тогда, когда само «общественное доверие» (и близкие к нему «лояльность» и «приверженность») понимаются слишком упрощенно, что приводит не только к обману доверившегося населения, но и к самообману власти.
Вопрос влияния средств массовых коммуникаций на уровень доверия к экономическим реформам оборачивается в таком случае вопросом доверия населения к самим источникам информации. Происходит сепарация аудитории изданий и телеканалов, транслирующих официальную и оппозиционную линию в интерпретации политических событий [9]. Подобная сепарация, но практически вне зависимости от геополитического фактора, наблюдается и в медиа среде Российской Федерации.
Вопрос о феномене и механизмах информационно-психологического воздействия средств массовой коммуникации на доверие населения экономическим реформам оказывается крайне противоречивым предметом исследования. Среди наиболее важных факторов, выделяемых как в теоретических, так и в эмпирических исследованиях, оказываются уровень доверия к самим источникам информации, степень согласованности мнения аудитории к моменту начала той или иной реформы, вопросы идентичности, а также общая доступность реципиентов тех или иных каналов информации.
Не менее важным оказываются и трансформации, происходящие в последние годы в связи с технологизацией масс-медиа. Процессы кастомизации медиа продуктов увеличивают дистанцию от массового слушателя, зрителя и читателя, однако повышают уровень субъективной значимости тех каналов информации, которые он выбирает. Индивидуальные потребительские стратегии потребления медиа продуктов сильно усложняют возможности влияния на общественное мнение, в том числе и в связи с экономическими реформами. В то же время, если речь заходит о локальных экономических вопросах, скорость распространения информации и возможности для коммуникации между политическими силами и аудиторией значительно расширяются.
Таким образом, общая картина результатов теоретических и эмпирических исследований позволяет предположить, что в качестве лучшего инструмента влияния на управление формированием доверия к экономическим реформам в условиях конкурирующей демократической прессы выступает, помимо каналов телевидения, радио, интернета, – последовательный и открытый диалог с использованием множества каналов коммуникации и гибкая система управления информационными потоками.
1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. - СПб.: Питер, 2009.- 848 с.
2. Бануляк, Н.А. Новые информационно-коммуникационные технологии как инструмент формирования общественного доверия к органам государственной власти России: дис…. канд. полит. наук: 23.00.02. - М., 2013. - 200 с.
3. Борохов Э. Энциклопедия афоризмов (Мысль в слове). - М.: АСТ, 1998. - 720 с.
4. Ромашкин, Г.С. Доверие в российском обществе: экономико-социологический анализ: дис….канд. социол. наук: 22.00.03. - Тюмень, 2011. - 199 с.
5. Князев, Д.В. Социально-управленческие механизмы формирования доверия населения к институтам государственной власти: дис….канд. социол. наук: 22.00.08. - М., 2009. - 175 с.
6. Райзберг Б.А. Психологическая экономика. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 432 с.
7. Слонский, Е.С. Формирование доверия молодежи к государству: дис….канд. социол. наук: 22.00.04. - Хабаровск, 2011. - 154 с.
8. Шукюрова, М.Г. Доверие как социально-психологический феномен в политике: дис….канд. психол. наук: 19.00.05. - М., 2005. - 158 с.
9. Bucataru V. Stagnation on the Road to Europe: Moldova after the Presidential Election. Washington, DC, USA: Freedom House, 2016.