Россия
Россия
Россия
Россия
ГРНТИ 55.57 Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение
В работе предложено устройство для замера мертвого хода плунжеров насоса распределительного типа. Приведены показатели мертвого хода плунжеров насосных секций топливного насоса НД-22/6. В результате статистической обработки полученных данных установлено наличие корреляционной связи между значениями мертвого хода плунжеров насосных секций. Предложено использовать значения мертвого хода плунжеров как диагностический параметр технического состояния насосов распределительного типа.
насосная секция, плунжер, механизм вращения, мертвый ход, корреляционная связь, диагностический параметр.
В топливных насосах с многоплунжерными секциями, как известно, в процессе эксплуатации быстро нарушается равномерность подачи топлива по отдельным цилиндрам и изменяется угол опережения впрыска, в результате чего ухудшаются показатели рабочего процесса в отдельных цилиндрах дизеля. В связи с этим возникает необходимость постоянной регулировки топливных насосов высокого давления этих систем, что усложняет техническую эксплуатацию дизеля и его обслуживание. Кроме того, стоимость изготовления многоплунжерных топливных насосов достаточно высокая. По данным [1], затраты на изготовление плунжерных пар и других прецизионных деталей составляют 25...30% всех затрат по производству топливной аппаратуры.
Поэтому проводятся работы по созданию топливных систем с минимальным количеством плунжерных пар. К таким системам относится системы распределительного типа. Основным элементом их является распределительный топливный насос высокого давления, в котором используют одну плунжерную прецизионную пару для обслуживания ряда, а иногда и всех цилиндров дизеля.
В настоящее время в народном хозяйстве широкое распространение получили топливные насосы распределительного типа НД-22/6. В связи с тенденцией перехода автомобильного парка страны на дизельные двигатели, с ростом количества тракторов и комбайнов, на которые устанавливаются дизельные двигатели с насосами данного типа, в дальнейшем их роль еще больше возрастает. По этой причине встает задача не только увеличения выпуска таких насосов, но и правильной их эксплуатации и ремонта [2,3].
Изучение вопроса ремонта насосов НД-22/6 показало, что ремонт их сводится в основном к замене насосных секций высокого давления. При отсутствии явных дефектов, заметных при визуальном осмотре, таких, как поломка зубьев шестерен, срез шпонок, повреждение резьбы, разрушение подшипников и т.п., механизм вращения плунжеров устанавливается на отремонтированный насос без специального контроля состояни его элементов или же, его состояния в целом [4,5].
В специальной научной литературе также, главным образом, преобладают сведения об исследования насосных секций, а механизму вращения плунжеров уделяется недостаточное внимание.
Установка на отремонтированный насос новых насосных секций в сочетании с изношенным механизмом вращения плунжеров без учета его состояния может не дать должного ожидаемого эффекта и возможности (равномерность подачи топлива по цилиндрам, стабильность цикловой подачи, скоростные характеристики, ресурс и др.), заложенные в новых насосных секциях, могут быть не полностью реализованы [6].
Механизм вращения плунжеров у данных насосов включает четыре цилиндрических и одну коническую пару шестерен, сопряжение в виде плоского паза для передачи вращения от кулачкового вала к эксцентриковому валу, и два прямоугольных сопряжения для непосредственной передачи вращения плунжерам от зубчатых втулок. В ходе эксплуатации насоса каждая зубчатая пара и сопряжение изнашиваются, что ведет к увеличению мертвого хода механизма вращения плунжеров. При этом обобщающим показателем, характеризующим состояние механизма вращения плунжеров, может являться величина мертвого хода плунжеров.
Условия, материалы и методы исследований. Зная предельное и допустимое значения мертвого хода плунжеров [7], можно сделать соответствующие выводы о целесообразности дальнейшей эксплуатации или ремонта механизма привода. Исходя из этого, с целью определения состояния механизма вращения плунжеров у насосов, находящихся в эксплуатации, нами были измерены мертвый ход плунжеров в 52 топливных насосах НД-22/6, поступивших на ремонт в специализированную мастерскую ОАО «Янтиковское РТП». Устройство для замера мертвого хода представлено на рисунке 1.
1. Лышевский А. С. Система питания дизелей. - М.: Машиностроение, 1981. - 216 с.
2. Адигамов Н.Р., Шарифуллин С.Н. Комплексное решение проблем восстановления топливной аппаратуры дизелей //Вестник КГТУ им. А.Н. Туполева. - 2008. - №2. - С.16-18.
3. Шарифуллин С.Н., Адигамов Н.Р. Пути повышения эффективности работы топливной аппаратуры автотракторных дизельных двигателей. - Казань, изд-во Казан. гос. ун-та, 2008. - 296 с.
4. Новиков А.М., Иванщиков Ю.В., Лебедев В.Г., Доброхотов Ю.Н. Оптимизация параметров механизма привода стенда для обкатки топливовпрыскивающего насоса // Научно-образовательная среда как основа развития агропромышленного комплекса и социальной инфраструктуры села. - Чебоксары. 2016.- С. 458-463.
5. Иванщиков Ю.В., Илюшкин А.Г. Применение вакуумных покрытий для восстановления прецизионных деталей дизельной топливной аппаратуры //Труды ГОСНИТИ.- 2008.- Т. 101.- С. 153-155.
6. Новиков А.М., Иванщиков Ю.В., Лебедев В.Г., Доброхотов Ю.Н. Оптимизация параметров передаточного механизма многозвенного механизма для обкатки топливовпрыскивающего насоса // Продовольственная безопасность и устойчивое развитие АПК. - Чебоксары, ЧГСХА, 2015.- С. 642-646.
7. Савиных П.А., Палицын А.В. Применение устройства индивидуального учета расхода топлива при эксплуатации машинно-тракторных агрегатов // Продовольственная безопасность и устойчивое развитие АПК. - Чебоксары, ЧГСХА, 2015.- С. 659-663.
8. Белов В.В. Математические модели как основа экспериментальных исследований и прогнозирования характеристик объектов исследований //Известия Международной академии аграрного образования. - 2012. Т. 1. . - № 13. - С. 26-28.