ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСКА ЧАСТИЦАМИ РМ1, РМ10, РМ50
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе приведены результаты исследования содержания частиц атмосферных взвесей PM1, PM10 и PM50, содержавшихся в снеге города Благовещенска в декабре 2017 г. Выявлено распределение взвешенных в воздухе частиц разного происхождения в 19 районах отбора, различающихся антропогенной нагрузкой. Крупные и средние автотранспортные узлы являются поставщиком в атмосферу основного объема частиц PM1 и PM10. Пригородные и лесопарковые зоны служат источником макрочастиц (более 50 мкм). Показано, что микроразмерное загрязнение атмосферы г. Благовещенска можно оценить как умеренное.

Ключевые слова:
атмосферные взвеси, микрочастицы, сканирующая электронная микроскопия, экологический фактор.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Благовещенск ввиду своего уникального местоположения на протяжении уже более 10 лет находится под пристальным вниманием экологов [1–7]. Он расположен на берегу реки Амур в юго-западной части Зейско-Буреинской равнины, что позволяет проводить исследования воздействия крупной речной экосистемы на атмосферную взвесь.

Цель данной работы – оценить загрязнение атмосферы города Благовещенска частицами наиболее гигиенически значимых классов частиц – PM1 (менее 1 мкм), PM10 (менее 10 мкм) и PM50 (менее 50 мкм).

 

Материалы и методы исследования

 

В качестве района работ был выбран г. Благовещенск, расположенный на левом берегу Амура при впадении в него реки Зеи. Рельеф Благовещенска в основном равнинный, на окраинах есть небольшие возвышенности. В городе с населением более 220 тысяч жителей имеется несколько крупных источников пыления: тепловые электроцентрали (ТЭЦ), а также более 10 котельных и около 120 тысяч автомобилей. Согласно сайту УГИБДД по Амурской области, с каждым годом число автомобилей в городе растёт!

В Благовещенске резко континентальный климат с муссонными чертами, что выражается в больших годовых и суточных колебаниях температур воздуха и резком преобладании летних осадков. Зима холодная, сухая, с маломощным снежным покровом.

Пробы снега собирались с тех же точек (табл. 1), что и в прошлые годы при проведении нами оценки микроразмерного загрязнения атмосферы г. Благовещенске, результаты данного исследования были представлены ранее [5].

Таблица 1

Станции отбора в г. Благовещенске

 

Номер станции

Расположение станции отбора

1

Район мебельной фабрики. Въезд на территорию с ул. Ленина после пер. Пограничного

2

Первомайский парк (перед воротами, рядом парковка)

3

Ул. Зейская – ул. Загородная (частный сектор, гаражи)

4

Перекресток ул. Краснофлотская-Калинина (набережная мостовая напротив ИГиП ДВО РАН, 30 м от берега Амура)

5

Пропускной пункт ТЭЦ с юго-западной стороны. Въезд направо с ул. Нагорной

6

Перед жилым кварталом (ул. Нагорная) 500 м от ТЭЦ, работающей на твердом топливе

7

ТЭЦ. Автостоянка слева от пропускного пункта с юго-восточной стороны (ул. Загородная – ул. Студенческая)

8

3 микрорайон, п. Тепличный. Перед въездом в СХПК «Тепличный» в начале ул. Тепличной

9

2 микрорайон, ул. Институтская на стыке ул. Калинина и Новотроицкого шоссе, 10 м от перекрестка. Рядом АЗС

10

Кольцо ул. Калинина. Около 60 м от кольца. Рядом АЗС

11

Железнодорожный вокзал. Со стороны железнодорожных путей около автодороги (ул. 50 лет Октября и ул. Магистральной)

12

Площадь им. Ленина. Центр города. Сквер напротив гостиницы Юбилейная (ул. Краснофлотская, 108) в 30 м от реки Амур

13

2 микрорайон. Областной перинатальный центр на пересечении ул. Воронкова и Тепличная

14

Поселок Чигири (восточная часть, ближе к городу)

Около дороги (ул. Октябрьская - ул. Центральная)

15

База ОПС. Около кафе «Санья» (ул. Богдана Хмельницкого – ул. Тенистой)

16

Ул. Театральная (транспортное кольцо). 10 м с юго-восточной стороны кольца. Около ул. Мостовой

17

Таможня (ул. Пушкина). Около таможни на берегу реки Амур по ул. Краснофлотской между ул. Политехнической и Чайковского

18

Жилой район во дворе многоэтажных домов (ул. Ломоносова – ул. Шевченко)

19

Пустырь за кожно-венерологическим диспансером и поликлиникой №2 (ул. Текстильная – ул. 50 лет Октября)

 

Снег собирался в момент снегопада в декабре 2017 г. Чтобы исключить вторичное загрязнение антропогенными аэрозолями, был собран верхний слой (5-10 см) только что выпавшего снега. Его помещали в стерильные контейнеры объемом 3 л. Когда снег в контейнерах таял, из каждого образца набирали 60 мл жидкости и анализировали на лазерном анализаторе частиц Analysette 22 NanoTec plus (Fritsch, Германия), позволяющем в ходе одного измерения устанавливать распределение частиц по размерам, а также определять их форму и ряд морфометрических параметров.

Исследования проводились с использованием оборудования ЦКП «Межведомственный центр аналитического контроля состояния окружающей среды» ДВФУ.

 

Результаты исследования и их обсуждение

 

Размеры частиц и процентное соотношение фракций в пробах взвеси во всех районах г. Благовещенска приведены в таблице 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Процентное соотношение содержания различных классов частиц в снеге в разных районах г. Благовещенска

 

Класс частиц

Номер станции отбора

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

PM1, %

3,5

0,3

1,0

0,2

1,4

3,2

0

3,4

1,2

1,5

1,1

0,1

3,2

0,9

1,0

0,2

0,1

0,7

1,0

PM10, %

21,2

1,7

8,4

0,7

0,7

6,7

0

23,3

10,3

11,2

11,0

0,4

9,1

9,1

6,5

1,1

0,4

0,4

8,0

PM50, %

43,6

9,8

22,7

2,8

28,3

19,5

0,7

37,4

26,0

25,3

38,1

1,7

18,5

29,9

11,1

12,9

3,0

15,4

26,8

 

 

Рис. Типовая гистограмма по величине частиц (проба снега из района пропускного пункта ТЭЦ с юго-восточной стороны), точка №5.

 

В городских районах автомобили являются источником более 50% всех частиц размерности менее 10 мкм [5]. Средний арифметический диаметр является обобщенным показателем и подразумевает наличие и более мелких частиц. По сравнению с отбором прошлого года в районе транспортной развязки кольца улицы Театральной возле Судостроительного завода концентрация частиц снизилась по сравнению с другими районами (рис.). Очевидно, это связано с отсутствием его работы, и, в частности, гальванического производства за последний год.

Наибольшую опасность на данный момент представляют автомобили, число которых за последний год увеличилось почти в полтора раза. Безусловно, автомобильные выхлопы, особенно дизельные, по-прежнему являются главным источником наночастиц. И хотя последние по химическому составу близки к сажевым, они представляют довольно серьёзную угрозу в отношении усугубления роста бронхолегочной патологии [4].

Считается, что микрочастицы в атмосфере современного города представлены в различных размерностях, обладающих различной степенью влияния на здоровье человека. Наиболее вредное воздействие оказывают частицы, имеющие размерность от 1 до 2 мкм и от 2,5 до 10 мкм (PM2.5 и PM10). Это обстоятельство связано, прежде всего, с их высокой проникающей способностью. Благодаря своим микроразмерам, эти частицы проникают глубоко в легкие. Кроме того, всё больше внимания уделяют частицам PM50.

По-прежнему стабильно высокая концентрация микрочастиц диаметром, доходящим до 43,6% наблюдается в точке 1. В точках 5, 8, 11 присутствуют частицы максимально вредные для человека в долях 28,3, 37,4 и 38,1%, соответственно. Исходя из этих данных, в этих районах Благовещенска имеется серьёзная экологическая проблема.

Достаточно крупные частицы взвеси, которые относятся к классу «неингалибельных» (они не попадают во внутреннюю среду дыхательных путей), обнаруживаются в местах, близких к парковым зонам (станции 2, 4, 18) и местах, хорошо продуваемых ветром – побережье рек и равнины (станции 7, 10, 13).

 

Заключение

 

По сравнению с прошлыми годами наблюдения существенных изменений в общей картине загрязнения города не произошло, за исключением некоторых точек (1, 5, 10, 11).

Районы большинства станций отбора в г. Благовещенске относятся к числу относительно благоприятных – размер частиц от 50 до 400 мкм. Это обусловлено ровным рельефом, который позволяет хорошо «сдувать» частицы выхлопных газов и промышленных предприятий.

По-прежнему к числу неблагоприятных факторов относится увеличивающийся год от года парк машин с большим автопробегом. Крайне опасным явлением с точки зрения оценки риска для здоровья и окружающей среды можно считать микрочастицы, которые фиксируются в районе станции 16.

Вместе с тем, микроразмерное загрязнение атмосферы Благовещенска на фоне других городов Даль-него Востока носит умеренный характер, хотя есть небольшая тенденция к ухудшению экологической обстановки.

Список литературы

1. Бородина Н.А. Оценка загрязнения снежного покрова в г. Благовещенске // Естественные и технические науки. 2011. №6(56). С.135-139.

2. Голохваст К.С., Христофорова Н.К., Кику П.Ф., Гульков А.Н. Гранулометрический и минералогический анализ взвешенных в атмосферном воздухе частиц // Бюллетень физиологии и патологии дыхания. 2011. Вып.40. С.94-100.

3. Голохваст К.С., Чапленко Т.Н., Никифоров П.А., Чайка В.В., Памирский И.Э., Христофорова Н.К., Гульков А.Н. Гранулометрический анализ атмосферных взвесей города Благовещенска // Экология человека. 2013. №7. С.34-39.

4. Голохваст К.С., Чапленко Т.Н., Памирский И.Э. Вещественный анализ атмосферных взвесей Благовещенска // Экология человека. 2014. №4. С.16-21.

5. Голохваст К.С., Кодинцев В.В., Памирский И.Э., Чайка В.В., Белоус Р.А. Микроразмерное загрязнение атмосферы города Благовещенска // Бюллетень физиологии и патологии дыхания. 2016. Вып.60. С.52-56. doi:https://doi.org/10.12737/20087

6. Куимова Н.Г., Радомская В.И., Павлова Л.М., Жилин О.В., Радомский С.М., Березина О.В. Особенности химического и микробиологического состава снегового покрова г. Благовещенска // Экология и промышленность России. 2007. №2. С.30-33.

7. Сергеева А.Г., Куимова Н.Г. Снежный покров как индикатор состояния атмосферного воздуха в системе санитарно-экологического мониторинга // Бюллетень физиологии и патологии дыхания. 2011. Вып.40. С.100-104.

Войти или Создать
* Забыли пароль?