В статье представлена система управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре высшего учебного заведения, отображающая взаимосвязь «элементов» внешней среды, оказывающих воздействие на функционирование данной системы, и конечных результатов деятельности данной системы при условии эффективного взаимодействия между субъектом и объектом управления. Представлены подходы к оценке эффективности управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре высшего учебного заведения.
студент, аспирант, система управления отбором и продвижением студентов в аспирантуру, показатели оценки эффективности управления процессами отбора и продвижения студентов в аспирантуру.
Для современного российского общества особую важность приобретает задача воспроизводства научно-педагогических кадров, восполнения и преумножения интеллектуального потенциала страны. Сложности ресурсного обеспечения научной деятельности высшей школы определяют необходимость поиска организационных решений, позволяющих рационально использовать имеющийся научный потенциал, расширять возможности обеспечения за счет внутривузовских ресурсов подготовки, привлечения и закрепления кадров в научно-исследовательских подразделениях и на кафедрах, разрабатывать и внедрять методические рекомендации.
Новый закон об образовании в Российской Федерации определил аспирантуру как четвертый уровень профессионального образования или третью ступень высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации [5]. Вместе с тем аспирантура продолжает оставаться институтом, обеспечивающим своего рода «сопряжение» между высшим образованием и наукой.
По мнению экспертов Европейской ассоциации университетов, институт аспирантуры сегодня переживает «мини-революцию». В значительной мере этой обусловлено тем, что исследовательское образование обрело некоторые новые черты: во-первых, оно стало массовым (в течение первого десятилетия нового века многократно выросло число студентов, осваивающих PhD-программы); во-вторых, навыки и компетенции, формируемые в аспирантуре, оказываются востребованными не только в рамках академической карьеры, но и в существенно более широком спектре профессиональных траекторий, ассоциируемых с интеллектуальными видами деятельности.
1. Аспиранты России: отбор, подготовка к самостоятельной научной и педагогической деятельности: Монография / С.Д. Резник, С.Н. Макарова и др.; Под общ. ред. С.Д. Резника. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2013.
2. Бедный Б.И., Гурбатов С.Н., Миронос А.А. Индикаторы эффективности аспирантских программ в области точных и естественных наук // Высшее образование в России. 2010. № 7. С. 11-23.
3. Бедный Б.И., Миронос А.А., Серова Т.В. Методика оценки эффективности подготовки научных кадров в аспирантуре // Вестник Нижегородского университета. 2010. № 5. С. 11-19.
4. Дуран Т.В., Костин В.А. К вопросу о понятии «эффективности» в процессе управления // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. 2011. № 2. С. 138-143.
5. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
6. Научно-технический отчет «Разработка механизмов повышения эффективности подготовки аспирантов высших учебных заведений к самостоятельной научной и педагогической деятельности» (2012 г.). Пенза: ПГУАС, 2012. (ГК № 14.740.11.0563).
7. Аристер Н.И., Резник С.Д., Сазыкина О.А. Ориентиры и механизмы повышения эффективности государственной системы аттестации научных и научно-педагогических кадров: опыт, проблемы, перспективы: Монография. Пенза: ПГУАС, 2011.
8. Резник С.Д. Эффективность аспирантуры российского университета: сравнительные результаты мониторинга аспирантов и их научных руководителей // Развитие научного потенциала Приволжского федерального округа: опыт высших учебных заведений. Сб. статей. Вып. 9. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2012.
9. Резник С.Д., Макарова С.Н. Кто и как руководит аспирантами // Alma mater (Вестник высшей школы). 2012. № 8. С. 65-72.
10. Россия в цифрах. 2013: Крат. стат. сб. M.: Росстат, 2013.
11. Серова Т.В. Комплексная оценка эффективности аспирантуры // Вестник Нижегородского университета. 2011. № 3. С. 19-25.
12. Система оценки эффективности НИРС. URL: http://www.metolit.by/imc_ysb/t_1.php
13. Управление высшим образованием и наукой: опыт, проблемы и перспективы: Монография / Под ред. Р.М. Нижегородцева и С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2014. DOIhttps://doi.org/10.12737/3622.