Россия
ГРНТИ 14.15 Система образования
ГРНТИ 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
В статье раскрывается содержание работы по формированию у младших школьников в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования интеллектуальных умений, необходимых для составления текстов-рассуждений. Охарактеризованы различные виды и жанры текстов и описана их структура. На конкретных примерах рассмотрены методические приемы и формы организации процесса обучения детей младшего школьного возраста созданию текстов-рассуждений.
младшие школьники; реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; универсальные познавательные действия; рассуждение; объяснение; доказательство; коммуникативные и речевые умения; методика и приемы обучения; виды текстов; схемы-модели текстов-рассуждений.
Чтение (слушание) двух текстов-рассуждений. Учитель предлагает детям два текста для анализа:
• в первом из них отсутствуют аргументы (примеры, доводы, факты) в рассуждении-доказательстве;
• во втором – имеются аргументы (примеры, доводы, факты), которые делают рассуждение-доказательство более убедительным.
1. Ладыженская Т.А. Риторика и развитие речи в образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс до и после. - 2002. - № 9. - С. 3-7.
2. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся. - М.: Просвещение,1975. - 265 с.
3. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе: книга для учителя. - М.: Баласс, 2006. - 80 с.
4. Матевосян И.С. Обучение младших школьников рассуждению (варианты упражнений) // Начальная школа плюс до и после. - 2007. - № 7. - С. 61-64.
5. Полякова Э.И. Русский язык: речевые уроки. 1-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2015. - 300 с.