Исследование общественного мнения об эффективности противодействия коррупции в Монголии и России: социально-педагогический аспект
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Сегодня проблема коррупции во всем мире признается исследователями многоаспектной и многоуровневой.В статье обсуждены результаты проведенногоисследования проблем урегулирования конфликта интересов как одного из основных способов противодействия коррупции в системе государственного управления в России и в Монголии. Анализ полученных сведений из статистической отчетности говорит об устойчивой тенденции роста коррупционной преступности. В ходе проведенного анкетирования авторами было опрошено 56 сотрудников территориальных органов МВД Монголии и 28 государственных служащих Монголии, а также 64 сотрудника органов внутренних дел России.В целом различные социально-психологические источники свидетельствуют о недостаточно эффективной деятельности в Монголии и России по противодействию коррупции.

Ключевые слова:
коррупция, противодействие коррупции, общественное мнение, воспитание правосознания.
Текст

 

Особый публично-правовой статус государственных служащих, как Монголии, так и России, обусловленный исполнением полномочий государственных органов, налагает на данную категорию лиц ряд специальных установленных законами требований, запретов и ограничений.

Вне зависимости от места и времени служащим необходимо учитывать, что их поведение должно всецело соответствовать требованиям, запретам и ограничениям и не допускать поступков, способных вызвать сомнения в их честности и порядочности.

Профессиональная деятельность служащих, замещающих руководящие должности, как правило, носит публичный характер, такие служащие легко узнаваемы, непосредственно ассоциируются с государственными органами, в связи с чем, обращают на себя внимание общества, включая средства массовой информации, в том числе и во внеслужебное время.

В связи с этим приобретает особую актуальность проведение исследования проблем урегулирования конфликта интересов как одного из основных способов противодействия коррупции в системе государственного управления.

Анализу проблем противодействия коррупции в системе государственной службы посвящено множество работ известных ученых с «мировым именем», таких, как С. Кохли, X. Лесли, С. Роуз-Акерман, Р. Уильям, М.Т. Чарльз, П.С. Яни и др.

Среди монгольских ученых, выделим труды: Э. Авирмэд, С. Жалан-Аажава, М. Сангдоржа, Б. Ширэндыба и Б. Чимида, рассмотревших отдельные вопросы особенностей государственной службы Монголии, а также их российских коллег, таких, как: Б.В. Волженкин, Б.В. Здравомыслов, П.А. Кабанов, А.И. Кирпичников, Б.В. Коробейников, А.В. Куракин, B.E. Мельников, А.А. Морозов, М.Ф. Орлов, Г.А. Сатаров, К.С. Соловьев, Ю.А Тихомиров и др.

Психолого-педагогическое исследование коррупционного поведения представляет собой на сегодняшний день лишь перспективное направление. Можно отметить ряд российских работ в этой области Ю.М. Антонян, 2003; П.Н. Балыков, Е.Л. Богданова, О.А. Дорошкова, Ю.Е. Петерикова, М.В. Федотова, 2010; О.В. Ванновская, 2009, 2010; Д.В. Сочивко, Е.Е. Гаврина, 2010; А.Л. Журавлев, А.В. Юревич, 2012.

Проблеме противодействия коррупции в Монголии посвящены исследования: Л. Батжава, Г. Бавуу, Д. Ганхуяг, Б. Дангааcуpэн, Х. Лхагвадорж, Ч. Нямсурэна, М. Нацагдopжа, Г. Сандагсурэн и др.

Проблема коррупции в последнее время приобрела для России и Монголии вполне обоснованную актуальность. Индекс коррумпированности в Монголии по состоянию на 2016 год в ежегодном рейтинге восприятия коррупции TransparencyInternational[7]равен 38, страна заняла 87 место из 176 стран (на уровне Панамы, Замбии и Колумбии). Однако по результатам 2017 году она оказалась на 104 месте из 180 стран, показав результаты как у Бахрейна, Кот-д’Ивуар и Танзании.Для России эти показатели не столь утешительны. Так для тех же годов они составляют:в 2017 году – 135-е место из 180 стран, в 2016 году – 131 место из 176 стран.

Сегодня коррупция в Монгольской Республике является основной негативной характеристикой институтов государственного управления, препятствующей эффективному общественному и социально-экономическому развитию страны. В связи с этим политика в сфере противодействия коррупции является приоритетным направлением реформирования системы государственной службы Монголии.

С 2010 по 2016 гг. на всей территории Монголии было зарегистрировано 1409 коррупционных преступлений и выявлено 2722 лица, их совершивших. За рассматриваемый период в Монголии произошел рост численности выявленных лиц, совершивших коррупционные преступления, на 4,7% при общем росте зарегистрированных преступлений данного вида на 78%.

В России только за 2017 год зарегистрировано 29600 преступлений коррупционной направленности и 1251 должностное лицо уволено, в связи с утратой доверия [8].

Анализ полученных сведений говорит об устойчивой тенденции роста коррупционной преступности за рассматриваемый период. Такие криминологические показатели свидетельствуют об ослаблении государственного и общественного контроля за деятельностью государственных служащих и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, в результате чего стала реальностью угроза коррумпированности различных сфер государственной деятельности и общественной жизни.

Ряд российских авторов указывают, что необходимо изменение нравственно-этического восприятия коррупции населением и общественного мнения [3, 4, 5], а также организация антикоррупционного воспитания [1]. По их мнению, наряду с государственными иправовыми средствами борьбы с коррупцией необходимо формировать в гражданском обществе моральное отношение к этому явлению – формировать нравственные принципы.

По мнению 52 % опрошенных граждан Монголии независимым общественным органом Монголии по борьбе с коррупцией в 2017 году рейтинг главных проблем страны возглавляют коррупция и бюрократизм [6]. Характерно, что коррупция в опросе объединена с бюрократизмом, что свидетельствует о том, что для граждан Монголии эти два явления одинаковы, потому как не позволяют реализовать свои конституционные права и добиваться надлежащего государственного обеспечения своейжизнедеятельности. Причём неважно, по каким причинам: будь это продажность чиновников и взяточничество, либо несовершенная система оказания государственных услуг, действующая таким образом, чтобы максимально затруднить гражданам получение этих услуг и устанавливающая вариативность механизмов оказания услуг, с возможностью, в зависимости от желания чиновника, отдавать предпочтение тем или иным лицам, круг которых определяет он сам по своему субъективному усмотрению.

В ходе проведенного анкетирования авторами было опрошено 56 сотрудников территориальных органов МВД Монголии и 28 государственных служащих Монголии.

По результатам опроса получены следующие данные:

По итогам опроса (рис.1) на вопрос «Является ли противодействие коррупции в Монголии эффективным?» 80 % опрошенных ответили «Нет», 18 % – «Да».

 

Рис. 1. Результаты опроса в Монголии об эффективности противодействия коррупции.

 

В ходе проведенного анкетирования, по результатам данного опроса, помимо рассмотренных выявлен также ряд иных проблемных вопросов в сфере урегулирования конфликта интересов. Респондентами названы следующие основные проблемы:

– определение понятия «конфликт интересов»;

– определение понятия «меры предотвращения и урегулирования; конфликта  интересов» и критерии применения мер ответственности;

– отсутствие соответствующих административных процедур;

– не утвержден порядок выявления конфликта интересов;

– не доработана процедура уведомления представителя нанимателя о возникновении личной заинтересованности;

– не предусмотрены возможности получения гражданскими служащими консультаций по вопросам конфликта интересов;

– в законодательстве предусмотрены лишь «жесткие» меры урегулирования конфликта интересов;

– не утвержден порядок применения мер урегулирования конфликта интересов;

– проблемы родственных связей в системе государственной службы и пути их преодоления для предотвращения конфликта интересов;

– совершенствование способов выявления конфликта интересов.

В России авторами был проведен опрос среди 64 сотрудников органов внутренних дел. На основе анализа анкет было выявлено, что 67% считают меры по противодействию коррупции неэффективными, 33% - действенными (рис.2).

Рис. 2. Результаты социологического опроса в России об эффективности противодействия коррупции.

 

Следует заметить, что одним из критериев оценки деятельности органов государственной власти по противодействию коррупции в России и Монголии – необходимо, считать общественное мнение, поскольку другие показатели (данные ведомственных статистических отчётов) не отражают ситуацию в целом и не способны сформировать объективное мнение о динамике работы на отдельных многочисленных направлениях антикоррупционной деятельности государства.

В этой связи механизмы исследования общественного мнения, характеризующего эффективность антикоррупционной деятельности государства, нуждаются, на наш взгляд, в объективизации с тем, чтобы обоснованность выводов по результатам исследования общественного мнения не подвергалась критике со стороны общества. Параметры сравнения периодов должны стать едиными, а периоды сравнения – равными. Кроме того, по нашему мнению, методология получения и анализа общественного мнения должна стать открытой и понятной, а результат – проверяемым.Общественное мнение должно стать не только эффективным механизмом в вопросереализации государственной антикоррупционной политики, но и выступать как мощный воспитательный фактор правосознания.

По результатам опроса, проведенного Уланбаторским Центром изучения общественного мнения «Сант Марал фонд» в 2017 г. на вопрос «Видны ли Вам результаты борьбы с коррупцией за последний год, или нет?» 42% опрошенных заявило, что «реальных результатов нет, все остается как было», 43% считает, что «результаты есть, но они не слишком значительные». При этом половина опрошенных в 2017 году считает, что победить коррупцию невозможно в принципе (в 2012 году так считало 67%).

Безусловно, принимать приведённые социологические данные за истину не следует, но высказываться о том, что антикоррупционная политика в Монголии настоящее время недостаточно результативна и требует совершенствования, на наш взгляд, основания имеются. Также, по нашему мнению, можно судить о прямой взаимосвязи уровня доверия населения к власти и государственной политике в сфере противодействия коррупции.

Отметим, что, мнение о недостаточной эффективности деятельности государства по противодействию коррупции высказывается большинством исследователей и в России[1, 2, 3].

В целом различные социально-психологические источники свидетельствуют о недостаточно эффективной деятельности в Монголии и России по противодействию коррупции.

Если интерпретировать приведённые результаты опроса по другому, то получается, что общество в Монголии признаёт состоятельной существующую систему отношений, в которой для решения возникающего вопроса проще поступить не по закону, а по традиции. Возможно, потому, что поступив по закону, человек столкнётся с необоснованными затратами (не материальными, а пусть даже моральными) на преодоление препятствий и трудностей, которыми система взаимодействия государства и гражданина очень богата. Это считается бюрократией, хотя, если рассматривать отдельные регламенты действий государственных служащих, просматривается противоположное намерение - избавиться от бюрократии.

Механизмы исследования общественного мнения, характеризующего эффективность антикоррупционной деятельности государства и воспитания правосознания, нуждаются, на наш взгляд, в определенной стандартизации подходов к процедуре опросов. Параметры сравнения периодов должны быть едиными, а периоды сравнения – равными. Методология получения и анализа общественного мнения должна стать открытой и понятной, а результат – проверяемым. Именно таким образом можно добиться своего рода обратной связи общества с государством, возможно обеспечить реальное участие представителей общественности в реализации государственной антикоррупционной политики.

 

Список литературы

1. Исхаков Э. Р., Аксенов С. Г. Теоретические аспекты формирования антикоррупционного правосознания и поведения, как фактора противодействия преступлениям и правонарушениям // Прикладная психология и педагогика . Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М» . 2016. Т. 1. №. 3. С. 2-2. DOI:https://doi.org/10.12737/22173

2. Корпоративная антикоррупционная политика. Крымский филиал Краснодарского университета МВД России. Симферополь. 2015.

3. Лопатина Т.М. Моральная составляющая противодействия коррупции // Российский криминологический взгляд. 2008. № 4. - С. 203-206. 6.

4. Мальцева Т.В. Психологические особенности личности склонной к коррупции в образовательной среде ведомственного вуза \\ Психология и юриспруденция в динамично изменяющемся мире: материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 70-летию профессора А.И. Папкина. Москва, 19 сентября 2012 г. - М.: РУДН, 2012. - С. 222-232.

5. Мальцева Т.В. Психологический подход к коррупционному поведению \\ Актуальные проблемы противодействия коррупции в современных условиях. Материалы межведомственной научно-практической конференции 21 марта 2012, Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2012. С.101-105.

6. Официальный сайт Независимого органа по борьбе с коррупцией. URL: https://www.iaac.mn/news/653?menu=147. Дата обращения: 14.12.2017.

7. URL: https://www.transparency.org/news/feature/corruption_perceptions_ index_2016/ (дата обращения: 13.12.2017).

8. URL: http://www.genproc.gov.ru/smi/to-note/infographics/1333948/ Дата обращения: 14.02.2017.


Войти или Создать
* Забыли пароль?