г. Москва и Московская область, Россия
г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматривается понятие и сущность сервисной экономики, показывается ее значимость и входящие в нее услуги. Основной задачей исследования является изучение развития сервисной экономики в условиях четвертой промышленной революции. Показано, что сервисная экономика становится цифровой. Отмечено, что цифровые технологии приводят к трансформациям человеческого поведения, что связано с принципиально новыми информационными коммуникациями, развивающимися в условиях цифровой экономики. Современный человек активно вовлекается в виртуальное пространство, получая посредством него новую информацию, услуги, приобретая товары и пр. Приводится статистика об использовании интернет-услуг. Ключевой парадигмой цифровой экономики является то, что в ней основными активами является информация, порождающая новые знания, и человеческие ресурсы. Описаны направления внедрения цифровых технологий в сервисную экономику, в том числе, использование технологий машинного зрения, технологии интернет-вещей, мобильные приложения и др. Особое внимание уделено мобильным сервисам и их использованию в сфере туристской индустрии. Обосновано, что разработка собственного мобильного приложения предприятия сервиса становится важным элементом его информационного обеспечения, предоставляет удобную коммуникацию с клиентом, способствует привлечению новых клиентов и формированию их лояльности. Рассмотрены основные направления формирования информационной инфраструктуры цифровой экономики. Показано, что развитие цифровой сервисной экономики кардинально поменяет рынок труда, появятся новые формы организации труда, в том числе удаленная занятость, краудсорсинг и др. Особую важность приобретут цифровые компетенции персонала, которые необходимо будет поддерживать на высоком уровне путем непрерывного обучения в течение всей жизни. В сервисной экономике произойдет замещение ряда профессий робототехникой, появятся новые профессии. В процессе подготовки кадров для цифровой сервисной экономики следует формировать такие компетенции, как нацеленность на саморазвитие, умение критически мыслить, навыки решения нестандартных задач, адаптивность, навыки коммуникации и эффективной работы в команде и другие.
цифровая сервисная экономика, сервис, цифровые технологии, цифровизация бизнес- процессов, туристские услуги, мобильные приложения, рынок труда, компетенции
1. Авдеева И.Л. Анализ перспектив развития цифровой экономики в России и за рубежом //Цифровая экономика и индустрия 4.0: проблемы и перспективы. Труды научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург: Издательство Политехнического университета, 2017. С. 19-25.
2. Лавренченко С.А., Гладская И.Г., Згонник Л.В., Сумзина Л.В. Умный энергометр // Управление качеством электрической энергии: Международная научно-практическая конференция (Москва, 23-25 ноября 2016 г.): Материалы. С. 177-184. - М.: ООО «Центр полиграфических услуг Радуга», 2017. 300 с. URL: https://t.co/eqjavwSsuY (дата обращения: 21.01.2018)
3. Морозов М.А., Морозова Н.С. Влияние мобильных приложений на развитие туристской индустрии// Вестник НАТ (Национальной Академии туризма). 2015. № 4 (36). С.17-20.
4. Морозов М.А., Морозова Н.С. Информационные технологии в туристской индустрии. М.: КНОРУС, 2017. 276 с.
5. Морозов М.М., Савин М.А. Маркетинговые коммуникации в социальных сетях как способ продвижения турпродукта// Туризм и региональное развитие. Сб. науч. статей. Вып. 10. Смоленск: Универсум, 2017. С.73-76.
6. Морозова Н.С., Морозов М.М. Информационное сопровождение туристского бизнеса// Туризм и региональное развитие. Сб. Науч. статей. Вып. 9. Смоленск: Универсум, 2016. С. 60-64.
7. Предводителева М.Д., Балаева О.М. Основные тенденции развития российской сферы услуг //Маркетинг услуг. 2008. № 4. С. 248-256.
8. Сизова И.Л., Хусяинов Т.М. Труд и занятость в цифровой экономике: проблемы российского рынка труда //Вестник СПбГУ. Социология. 2017. Т. 10. Вып. 4. С. 376-396.
9. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо. 2016. 138 с.
10. Шеенко Е., Стасевич О. Цифровая экономика и российские компании: уровень использования и готовность к переходу на цифровые технологии // В сб. Альманах «Цифровая экономика». Сколково, 2017. 127 c.
11. Яковлева Е. Л., Селиверстова Н. С., Григорьева О. В. Концепция электронного кочевника: риски развития цифровой экономики //Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т. 11. № 4. С. 226-241.
12. Ericsson N. R. 2016. “Economic Forecasting in Theory and Practice: An Interview with David F. Hendry.” Board of Governors of the Federal Reserve System, International Finance Discussion Paper No. 1184.
13. Frey C.B. & Osborne M. A. 2017. “The Future of Employment: How Susceptible Are Jobs to Computerisation?” Technological Forecasting and Social Change 114 (C): 254-280.
14. Morozov M.A., Morozova N.S. Attractive Tourist Destinations as a Factor of its Development/ Journal of Environmental Management and Tourism, (Volume VII, Springr, 2016), 1(13): 105-112
15. Varian H. 2016. “Intelligent Technology.” Finance and Development 53 (3): 6-9.
16. World Economic Forum (WEF). 2016a. Digital Transformation of Industries: Logistics Industry. World Economic Forum White Paper. Prepared in collaboration with Accenture.