г. Москва и Московская область, Россия
г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматриваются вопросы развития научных исследований в области экономики туризма. Дается понятие экономики туризма как науки, которая изучает систему экономических отношений в сфере производства, распределения и потребления туристских услуг. Научные исследования в рамках экономики туризма были инициированы бурным развитием туризма во второй половине двадцатого века. Начало активного сбора статистических данных по туризму также способствовало развитию экономики туризма. Прежде всего, начали изучаться вопросы влияния туризма на экономику как на мировом, так и на национальном уровне. Заслуживает внимания изучение туристского мультипликатора, который позволяет оценить не только прямое, но и косвенное влияние туризма. Отмечается, что традиционно оценка мультипликативного эффекта в туризме основана на использовании моделей затраты-выпуск. Новая парадигма изучения экономических последствий влияния туризма основана на использовании моделей общего равновесия. Рассматривается тематика одного их первых зарубежных журналов по экономике туризма Tourism Economics, а также деятельность Международной ассоциации по экономике туризма (International Association for Tourism Economics — LATE). Отмечается, что многочисленные исследования проводятся по изучению платежеспособного спроса и его прогнозированию, результаты указанных исследований используются при формировании политики в сфере туризма. В статье проанализированы направления научных экономических исследований в сфере туризма зарубежных и российских ученых. Важное место в экономических исследованиях занимают вопросы формирования и развития туристского рынка, а также ценообразования в туризме. Одним из перспективных направлений исследований является анализ влияния информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на развитие туристского рынка и экономику туризма. Важное значение имеет измерение производительности в сфере туризма, однако отмечается, что практически не исследованы показатели производительности в сфере туризма различных стран. Конкурентоспособность в туризме рассматривается как одно из важнейших направлений экономических исследований. Приводится информация об индексе конкурентоспособности путешествий и туризма разных стран (Travel & Tourism Competitiveness Index — TTCI) за последние годы. Описываются наиболее малоисследованные направления в экономике туризма, которые находятся на стыке нескольких наук (междисциплинарные исследования), в частности, с учетом психологии, социальной психологии, социологии и других наук. К актуальным научным исследованиям отнесены проблемы влияния на туризм финансово-экономических кризисов, проблемы экономики впечатлений и экономики участия, антикризисное управление в сфере туризма, влияние глобализации, слияний и поглощений на развитие туризма на уровне мировой и национальной экономик, исследование и предупреждение рисков в туризме.
туризм, экономика туризма, эффект мультипликации в туризме, модели затраты-выпуск в туризме
Туризм за последнее столетие претерпел множество изменений. Особенностью этого периода является то, что изменения касались в основном формы и содержания туризма. Большинство изменений связано со способом, каким туристские потребности и желания удовлетворялись, а также с развитием массовых видов туризма. В 1937 году Совет Лиги Наций рекомендовал использовать определение «международный турист» в статистических целях [4]. С этого момента начался целенаправленный сбор статистической информации о развитии туризма, а это привело к систематизированному изучению и анализу экономики туризма.
Экономика туризма как наука предполагает изучение системы экономических отношений, возникающих по поводу производства, распределения и потребления туристских продуктов и услуг, удовлетворяющих потребности туриста.
1. Забаева М.Н. Новые организационно-экономические отношения в туристском секторе экономики региона: Монография. Н. Новгород: Издательство ННГАСУ, 2010.
2. Игнатьев А.В. Российский туризм в эпоху глобализации: стратегия, конкурентоспособность, перспективы. М.: «Палеотип», 2007.
3. Каурова О.В. Управление затратами в системе менеджмента сферы гостиничных услуг: Монография. М.: Издатель Степаненков, 2010.
4. Международные рекомендации по статистике туризма ЮНВТО (МРСТ2008). Статистические документы. Серия М № 83, Мадрид, Нью-Йорк, 2008.
5. Морозов М.А. Инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности в туризме: Монография. М.: РосНОУ, 2005.
6. Морозова Н.С. Концепция формирования и развития конкуренции в туризме. - Монография. М.: РосНОУ, 2011.
7. Сорокина Т.В. Управление конкурентоспособностью объектов гостеприимства в Российской Федерации. М.: ООО Издательство «Рудомино», 2010.
8. Archer, В. (1980), Forecasting Demand, Quantitative and Intuitive Techniques, International Journal of Tourism Management, March, pp 5-12.
9. Archer, B. and Fletcher J. (1996), The Economic Impact of Tourism in the Seychelles, Annals of Tourism Research, 23, 1: 32-47.
10. Blake, A., Arbache, J.S., Sinclair, M.T. and Teles, V. (2008), Tourism and Poverty Relief, Annals of Tourism Research, Vol. 35, No. 1, pp. 107-126.
11. Clawson, M. and Knetsch, J.L. (1966) Economics of Outdoor Recreation, Baltimore: Johns Hopkins University Press.
12. Crompton, J.L., Lee, S., and Shuster, T. (2001), A Guide for Undertaking Economic Impact Studies: The Springfest Festival, Journal of Travel Research, 40 (1): 79-87.
13. Crouch, G.I. andRitchie, J.R. (1999) Tourism, Competitiveness, and Societal Prosperity, Journal of Business Research 44, 137-152.
14. Davies, B. and Downward, P. (2006), Structure conduct performance and industrial organisation in tourism in Dwyer, L and P. Forsyth (eds) (2006) International handbook on the economics of tourism», Edward Elgar, UK.
15. Dwyer, L. and Kim, C. W. (2003), Destination Competitiveness: a Model and Indicators, Current Issues in Tourism, Vol. 6, No. 5, pp 369-413.
16. Forsyth P. and Dwyer, L. (2010) Exchange Rate Changes and the Cost Competitiveness of International Airlines: The Aviation Trade Weighted Index. Research in Transport Economics vol 24, pp 12-17
17. Frechtling, D. С (2001). Forecasting tourism demand: Methods and strategies. Oxford, UK: Butterworth-Heinemann
18. Mangion, D.R. Durbarry andSinclair T. (2005), «Tourism Competitiveness: Price and Quality», Tourism Economics, 11 (1), 45-68.
19. Monty, B. and Skidmore, M.(2003), «Hedonic Pricing and Willingness to Pay for Bed and Breakfast Amenities in Southeast Wisconsin.» Journal of Travel Research, 42: 195-99.
20. Morley, C. L. (2003), Impacts ofinternational airline alliances on tourism, Tourism Economics, Vol 9, pp 31-51.
21. Sayman, A (2008), The determinants of inbound tourism to South Africa, Tourism Economics, 14 (1): 81-96.
22. Sinclair, M.T., Clewer, A., and Pack, A. (1990), Hedonic Prices and the Marketing of Package Holidays: The Case of Tourism Resorts in Malaga in Marketing Tourism Places, edited by Ashworth, G. and B. Goodall, London, Routledge, pp. 85-103.
23. Stabler M.A. Papatheodorou, Sinclair, T. (2010) The Economics of Tourism 2nd Edition, London: Routledge.
24. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2011: Focus on Moving beyond the Downturn [Электронный ресурс] URL: http://www.weforum.org/issues/travel-and-tourism-competitiveness/index.html.
25. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2013 [Электронный ресурс] http://www.weforum.org/reports/ travel-tourism-competitiveness-report-2013. (дата обращения: 24.03.2014).