Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ГРНТИ 14.15 Система образования
ГРНТИ 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
В статье раскрываются методические приемы, позволяющие наиболее активно развивать творческие способности младших школьников на уроках литературного чтения. В их числе: речевые разминки; работа над характеристиками литературных героев, составлением плана и аннотации к тексту; его анализ и пересказ; создание мини-сочинений; выбор иллюстраций к литературному произведению с учетом содержания полного текста и фрагмента; сопоставление близких по тематике произведений литературы и изобразительного искусства.
младший школьник; предмет «Литературное чтение»; методика обучения работе с текстом; творческие задания; литературная грамотность; развитие творческих способностей учащихся.
«Литературному чтению» как учебному предмету начальной школы принадлежит особая роль в раскрытии творческого потенциала младшего школьника. Этому прежде всего способствуют различного вида творческие задания. Деятельность обучающегося по осмыслению текста — важный компонент литературной грамотности, который направлен на развитие творческих способностей младшего школьника. Еще В.В. Давыдов отмечал: «Творчество является уделом всех <…> естественным и постоянным спутником детского развития» [1, с. 47]. Решение учебных задач творческого характера — важный планируемый результат обучения в начальной школе, который состоит в способности учащегося творчески подходить к разным видам учебной деятельности, активно участвовать в играх, речевых разминках, самостоятельно выполнять задания следующего типа: «Продолжи текст»; «Составь описание, порассуждай»; «Создай аннотацию» и пр. Рассмотрим конкретные примеры творческих заданий на уроках литературного чтения.
Речевые разминки
Работа с рубрикой «Речевые разминки», с которой учитель начинает каждый урок литературного чтения, происходит в игровой форме и является предпосылкой к решению творческих задач, связанных с развитием навыков выразительного чтения. Они включают освоение младшими школьниками умения правильно использовать:
•• дыхание (чтение на выдохе, увеличение времени на выдох);
•• артикуляцию (скороговорки как способ тренировки чистоты речи);
•• интонацию как эмоциональную окраску произносимого текста (чтение с разными интонациями);
•• рифму (игра «Доскажи словечко» как способ подбора рифмующихся слов);
•• темп (умение читать быстро, медленно);
•• логическое ударение (выбор слова для акцентуации — подчеркивание голосом выделенного в тексте слова).
Задания такого типа позволяют поставить ребенка в разные игровые роли-ситуации, требующие в соответствии с учебной задачей выбора правильного темпа чтения, нужной интонации. Например: Произнесем слова от имени героев сказки «Три медведя» — Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки: «Кто спал на моей кровати и смял её?». Подобные задания помогают формировать творческое отношение к выбору главного компонента выразительного чтения — интонации. При систематическом использовании таких заданий дети к четвертому классу уже могут самостоятельно определять нужную интонацию. Например, школьникам предлагают разыграть потешку.
1. Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии. - М.: Академия, 2006. - 224 с.
2. Смирнов А.А. Психология запоминания / Институт психологии. - М.; Л.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1948. - 328 с.
3. Уроки литературного чтения в современной начальной школе: книга для учителя. 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013-2014.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - 31 с.