КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ВОДНЫХ ТУРИСТСКИХ КЛАСТЕРОВ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ПОДХОД
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Природные туристские ресурсы на протяжении многих лет остаются одним из наиболее важных приоритетов при выборе тура. Большинство путешествий с целью отдыха и рекреации так или иначе интегрировано с использованием водных туристских ресурсов в различной форме: «песок и солнце», активный водный туризм, развлечения на воде, рыбалка и т.д. Несмотря на то, что ряд регионов Российской Федерации обладает значительными водными туристскими ресурсами, тем не менее водный, в т.ч. круизный, туризм остается одним из наименее развитых секторов туристской индустрии. Во многом это объясняется отсутствием аттрактивной инфраструктуры отдыха на воде. В статье рассмотрены особенности формирования сервисного пространства водных туристских кластеров.

Ключевые слова:
водный туризм, кластер, сервисная среда, марина, инфраструктура
Текст

Ключевым природным туристским ресурсом наряду с климатическими ресурсами выступают реки, озера, моря и прочие водные природные ресурсы. Их наличие, состояние, интеграция в сферу туризма во многом определяют уровень развития туризма [2]. Регионы Российской Федерации обладают значительными водными ресурсами, ранее активно использовавшимися в туристских целях [5]. За рубежом наиболее известным видом кластеров являются морские кластеры, объединяющие разнообразные виды деятельности. Как правило, в состав морского кластера включают три сектора: традиционный, туристский и рыболовный. К традиционному сектору относят такие виды деятельности, как речное судоходство, морские агрегаты, оборудование, работы и услуги, флот и береговая охрана, оффшорные поставки, рекреационное и развлекательное судоходство, порты, кораблестроение, погрузочные работы. 

Туристский сектор морского кластера образуют прибрежная и морская рекреация, туризм. В составе туристского сектора морского кластера принято выделять два направления: прибрежный туризм, т.е. туризм не далее 10 км от берега, и круизный туризм. Эти сектора являются активными создателями новых рабочих мест и поддерживают занятость населения [7].

Водный туризм предполагает географическую локализацию и концентрацию соответствующих компаний, т.е., по сути, складывается в качестве туристского кластера [8, 9]. Этому способствует необходимость сосредоточения около водных ресурсов предприятий определенных видов деятельности: марин, причалов, яхтенных портов, слипов и пр. 

Рассмотрим ряд примеров развития морских туристских кластеров и определим пути становления их конкурентных преимуществ, важных в перспективе развития водного туризма в России. 

Туризм на Мальте развивался традиционно с 1960-х годов как основной вид деятельности в стране, он стал существенным источником доходов в ВВП страны (до 73%). За развитие туризма на Мальте ответственно финансируемое правительством агентство Malta Enterprise [10, 11]. 

Список литературы

1. Бейдык А.А., Новосад Н.А. Иностранный (въездной) круизный туризм на северо-западе России // Псковский регионологический журнал. - 2010. - №9.

2. Вапнярская О.И., Платонова Н.А., Федулин А.А. Разработка рейтинга регионов Российской Федерации по уровню развития туризма // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - 41(272).

3. Кропинова Е.Г., Митрофанова А.В. Подходы калининградских исследователей к районированию для целей туризма и рекреации // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2010. - №1.

4. Мишкинис Г. Перспективы развития литовских курортов и медицинского туризма. Электронный ресурс: URL: http://www.sanatoria.ru/text.php?id=382 (дата обращения: 6.12.2012).

5. Плис В.В. География водного туризма в России // Современные научные исследования и инновации. - 2012. - № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/03/10339 (дата обращения: 22.10.2013)

6. Степанова С.В., Чубиева И.В. Стратегические подходы к управлению туризмом в муниципальных образованиях Республики Карелия // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2009. - № 5.

7. An exhaustive analysis of employment trends in all sectors related to sea or using sea resources. Country report - Germany C3135 / August 2006. ECOTEC Research & Consulting Tina Weber. Priestley House. 12-26 Albert Street. Birmingham. B4 7UD. United Kingdom.

8. Nordin S. Tourism Clustering & Innovation - Paths to Economic Growth & Development // European Tourism Research Institute/ Mid-Sweden University/ SE-831 25 Östersund, Sweden.

9. Novell M., Schmitz B., Spencer, T. Networks, Clusters and Innovation in Tourism: the UK Experience // Tourism Management, Vol. 27, 2006.

10. The Tunisian Tourism Cluster. The Microeconomics of Competitiveness. Harvard University, May 2008.

11. Tourism Cluster Competitiveness and Sustainability: Proposal for a Systemic Model to Measure the Impact of Tourism on Local Development // http://www.scielo.br/pdf/bar/v2n2/v2n2a05.pdf (дата обращения 1.05.2013).

Войти или Создать
* Забыли пароль?