Кемерово, Россия
В статье рассматривается ретроспектива понятия «социализация» и определена сущность процесса социализации как междисциплинарной области исследования (философия, социология, психология, педагогика). Утверждается мысль, что социализация – это процесс двусторонний, где важны значимость социальной среды (культура, язык, ценности, нормы поведения) и активная позиция самой личности с учётом её возрастных и индивидуальных особенностей. Представлена характеристика двух основных и принципиально различных подхода к проблеме социализации: адаптационного и деятельностного. Акцентируется внимание на дошкольном этапе развития ребенка как сенситивном периоде социализации подрастающего поколения. Определена ведущая роль семьи и учреждений дошкольного образования в процессе приобщения ребенка к жизни в обществе. Обоснованы ключевые аспекты социализации ребенка дошкольного возраста: деятельность («зона актуального развития» и «зона ближайшего развития), общение и смена его видов (ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное), игра. Обозначены проблемы, касающиеся коммуникативной и игровой деятельности современного дошкольника.
социализация, междисциплинарная область исследования, факторы социализации, дети дошкольного возраста, семья, учреждения дошкольного образования, игровая и коммуникативная деятельность