ПРАКТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ — ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ АГРОИНЖЕНЕРА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Высшая школа аграрного образования в России представляет собой единую систему, включающую три уровня высшего образования: бакалавриат и/или специалитет; магистратуру; подготовку кадров высшей квалификации. Университет реализует образовательные программы высшего образования всех уровней по различным специальностям, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования в широком спектре наук. Тенденции и перспективы развития высшего образовании в России заключаются в усилении практической направленности образования, внедрении в образовательные программы практических дисциплин, привлечении преподавателей-практиков. В основе учебных программ лежат актуальные требования современных работодателей. Проводятся мастер-классы и семинары с участием руководителей крупных аграрных и машиностроительных предприятий, бизнесменов, менеджеров и представителей фермерских хозяйств. Повышение качества образовательных услуг достигается путем применения в учебном процессе мультимедийных технологий, систем визуализации, повсеместного внедрения технологий дистанционного и электронного обучения. Для этого необходимы повышение мобильности преподавателей и студентов и возможность доступа к современным аграрным технологиям как на внутреннем, так и на внешних уровнях, путем повышения квалификации в холдингах и компаниях сельскохозяйственного профиля и зарубежных стажировок. Данная статья затрагивает вопросы практического применения теоретических знаний и практических навыков и умений, формирующих компетенции, предусмотренные ФГОС на примере тренингов и мастер-классов по общетехническим дисциплинам. Полученные знания и сформированные компетенции будут являться основой профессиональной мобильности и готовности будущих молодых специалистов к эффективному решению задач и проблем, возникающих в сфере их производственной деятельности. Таким образом, исследование практической направленности образования агроинженеров на примере ФГБОУ ВО Белгородского ГАУ является актуальной задачей.

Ключевые слова:
аграрное образование, практическая составляющая, инновации, компетенции, качество образования, мастер-классы, тренинги, мобильность, дистанционное и электронное обучение.
Текст

Научно-исследовательская работа № 4.7.35 выполнена по заказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на 2018 г.

Основной задачей современного аграрного образования является совершенствование системы подготовки и дополнительного профессионального образования кадров агропромышленного комплекса. Главным вектором совершенствования, как отмечается в Федеральной научно-технической программе развития сельского хозяйства России на период 2017 — 2025 гг. [14], должна стать быстрая адаптация агроинженерных специалистов к требованиям научно-технического прогресса, проявляющегося в инновационном динамическом внедрении технологий и технических средств механизации, технического сервиса и электрификации сельского хозяйства. Одним из целевых индикаторов реализации практико ориентированного подхода в агроинженерном образовании является обеспеченность вузов программами подготовки кадров по востребованным на рынке труда новым и перспективным агроинженерным направлениям. Тенденция увеличения потребности в специалистах среднего звена, обладающих широким спектром агроинженерных практических знаний, умений и навыков, отмечается по данным Белгородстата за период с 2012 по 2017 г. В частности, при среднем количестве профессиональных организаций в Белгородской области, равном 36, прием студентов для подготовки специалистов среднего звена увеличился на 19% по очному и заочному отделениям с ежегодным выпуском от 4,2 до 5,0 тыс. человек. При общем снижении числа высших учебных заведений с 7 до 5 по Белгородской области численность студентов также снижается и на 24%. Данная тенденция прослеживается при приеме на обучение по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, где набор снижается на 11%, а выпуск на 20% [1]. Таким образом, потребность производственных предприятий в специалистах среднего звена больше, чем потребность в специалистах с высшим образованием, что пытаются компенсировать вузы, реализуя практическую составляющую агроинженерного образования в качестве базового критерия приобретения общепрофессиональных и профессиональных компетенций. При подготовке современных инженерных кадров будущим специалистам важно не только глубоко познавать основы общеинженерных дисциплин (начертательной геометрии, инженерной графики, материаловедения, технологии конструкционных материалов, сопротивления материалов, метрологии, стандартизации и сертификации, деталей машин и основ конструирования), но и обладать опытом определенных действий и навыков для практического применения теоретических знаний. Необходимо уметь анализировать получаемые результаты, использовать в работе справочную литературу, делать правильные выводы. Это диктуется требованиями к современному уровню подготовки инженерно-технических работников для сельского хозяйства, их компетентности и способности эффективного
использования конструкционных и инструментальных материалов на всех этапах жизненного цикла изделия от проектирования и производства до утилизации [4, 12]. Поэтому разработка и внедрение динамичных и прогрессивных подходов, методов обучения студентов, а также подготовка их к дальнейшей производственной деятельности на сегодняшний день являются весьма актуальными. Задача решается на основе глубокой междисциплинарной интеграции упомянутых выше дисциплин, формирующих фундамент будущего инженера, с другими дисциплинами базовой и вариативной части учебного плана в единой информационно-образовательной среде аграрного вуза [3, 4, 15].

 

Список литературы

1. Белгородская область в цифрах. 2017: крат. стат. сб. - Белгородстат, 2017. - 272 с.

2. Водолазская Н.В. Особенности маркетинговых стратегий в сфере современных образовательных услуг // Восточно-европейский журнал передовых технологий. - 2012. - № 1/13(55). - С. 27-29.

3. Vodolazskaya N., Minasyan А., Pastukhov А., Sharaya О. The electronic environment of modern higher education: M-learning basis // Proceedings of the International Mobile Learning Festival - 2015: Mobile learning, MOOCs and 21th Centure learning. Hong Kong SAR Chine. - 2015. - P. 712-722.

4. Водолазская Н.В. Проблемы конкурентоспособности высшего образования в системе международного сотрудничества // Modern society cooperation and partnerships: III Interdisciplinary Scientifi c and Practical Conference. - Warsaw: Consilium limited liability company. - 2017. - Pp. 31-35.

5. Водолазская Н.В., Бондарева. И.А. О некоторых аспектах инновационных процессов в системе современного образования // Инновационные процессы в социально-экономическом развитии: Материалы VI Международной научно-практической конференции. - Бобруйск; Минск: ГУО «Республиканский институт высшей школы», 2016. - С. 22-24.

6. Водолазская Н.В., Колесников А.С. Особенности формирования компетенций в области материаловедения будущего агроинженера // Инновационное направление учебно-методической и научной деятельности кафедр МиТКМ. Материалы Всероссийского совещания заведующего технологическими кафедрами. - Киров: ВятГУ, 2017. - С. 57-62.

7. Дорохов А.С. и др. Выполнение чертежей с использованием системы «Компас-3D». - М.: Российский государственный аграрный университет; МСХА им. К.А. Тимирязева, 2016. - 76 c.

8. КОМПАС-График. Универсальная система автоматизированного проектирования [Электронный ресурс] // URL: https://ascon.ru/products/8/review/.

9. Мартышкин А.П., Сульдин С.П., Митин Э.В. Формирование компетенций в области материаловедения студентов технических вузов при исследовании влияния термической обработки на структуру и свойства стали // Инновационное направление учебно-методической и научной деятельности кафедр МиТКМ. Материалы Всероссийского совещания заведующего технологическими кафедрами - Киров: ВятГУ, 2017. - С. 23-27.

10. Минасян А.Г., Пастухов А.Г., Шарая О.А., Водолазская Н.В. Особенности общепрофессиональной подготовки инженерных кадров в аграрных вузах : материалы Всероссийского совещания с международным участием заведующего кафедрами МиТКМ «Инновационное направление учебно-методической и научной деятельности. - Саранск: Изд-во Мордовского гос. Университета, 2016. - С. 19-23.

11. Симбирских Е.С., Шеманаева Г.Н., Илларионова О.П. Технологии агробизнес-образования в системе непрерывной подготовки кадров АПК // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина». - 2014. - № 1. - С. 148-152.

12. Сульдин С.П., Митин Э.В., Щекин А.В. Автоматизация проектирования технологической документации с использованием системы КОМПАС // Вестник машиностроения. - 2013. - № 7. - С. 80-83.

13. Теннессен Ф., Хесслинг Г., Блек В. Подготовка инженеров - специалистов по материаловедению: новый учебный курс // Черные металлы. - 2008. - № 1. - С. 91-93.

14. Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2017 № 996.

15. Фролов В.А., Федоров С.А. Некоторые аспекты деятельности технических вузов по внедрению компетентностного подхода в образовательную практику подготовки специалистов // Технология машиностроения. - 2013. - № 5. - С. 67-72.

Войти или Создать
* Забыли пароль?