УСПЕШНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ ИТ-БИЗНЕСА В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: АНАЛИЗ РЕГУЛЯТОРНЫХ ВОПРОСОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Данная статья является второй из цикла, который посвящен исследованию GR-деятельности в IT-секторе. Целью исследования являлось определение конфигурации параметров наиболее успешной стратегии по представлению и продвижению интересов бизнеса, работающего в отрасли информационных технологий в текущем российском политическом контексте. Первая часть исследования содержала в себе решение задач по разработке теоретической рамки, которая позволила провести анализ регуляторных вопросов в данной статье с помощью, в том числе, использования классификации стадий развития регуляторных вопросов М. Менга, а также метод Реджестра и Ларкина для приоритизации вопросов регулирования. Опираясь на методологию нормативно-социологического институционализма и результаты регуляторного и информационного мониторинга, мы выявили и классифицировали представителей бизнеса, подверженных регуляторным рискам. В соответствии с каждой бизнес-группой были распределены и приоритизированы регуляторные вопросы. Бизнес-группа «разработчики программного обеспечения» обладала сравнительно небольшим количеством регуляторных вопросов, а также единственная показала положительную динамику их развития. В то время как регуляторные вопросы остальных групп демонстрировали либо отрицательную динамику, либо ее отсутствие. Данные факты дали основания предположить, что именно бизнес-группа «разработчики программного обеспечения» использует наиболее эффективную GR-стратегию. Следующий этап исследования, содержащий в себе анализ стейкхолдеров и сбор инсайдерской информации, будет являться предметом описания заключительной третьей статьи из цикла.

Ключевые слова:
GR, IT, представление и продвижение интересов в органах государственной власти, группы интересов, лоббизм, государственная политика, регуляторные вопросы, регуляторный мониторинг.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

GR-деятельность компаний в России это, с одной стороны, интересное направление для исследований, лучше всего отражающее особенности политического режима. С другой стороны – данное исследовательское направление представляется весьма непростым: в отсутствии регулирования данной деятельности, исследователю неизбежно приходится сталкиваться с ограничениями доступа к инсайдерской информации о GR-деятельности, а в некоторых отраслях исследование лоббизма приближается по характеристикам к изучению ‘hidden population’.

Тем не менее, эти трудности исследователей не останавливают. Данная работа концентрируется не на GR как практике в целом [2; 20; 21], а на ее реализации в ИТ-отрасли. Изучение GR-деятельности в ИТ-секторе сопряжено не только с практическим (каким образом игроки из данной сферы выстраивают взаимодействия с органами государственной власти с учетом отраслевой специфики?), но и с научным интересом, так как существующие объяснительные конструкции оказываются неприменимыми в силу специфики отрасли. Таким образом, изучение GR-деятельности в ИТ позволит расширить и углубить существующее теоретическое понимание GR-деятельности в России в целом, а в частности – понять, какие стратегии представления и продвижения интересов ИТ-отрасли в органах государственной власти являются наиболее успешными. Данная статья является второй из серии, посвященной исследованию GR в ИТ-отрасли, и сконцентрирована на анализе регуляторных вопросов отрасли. Первая статья [25] была посвящена изучению теоретического аспекта данной тематики.

 

Оценка существующих в ИТ-секторе регуляторных вызовов

§ 1 Анализ регуляторных вопросов

В силу объема данных мониторинга регуляторных вопросов, мы ограничимся приведением здесь ключевых характеристик и результатов. Мониторинг СМИ проводился за период с 02.10.2017 по 31.12.2017 по следующим ключевым словам: Клименко; Минкомсвязи; Министерство связи; Никифоров; Регулирование ИТ; Регулирование IT, а также различным уточненным формулировкам для конкретизации регуляторных вопросов.

Мониторинг нормативно-правовых актов (НПА) производился в период с 02.10.2017 по 10.03.2018 при помощи системы СОЗД: изучались документы, где профильный комитет (по информационной политике, информационным технологиям и связи) являлся исполнителем или соисполнителем.

Таким образом, при помощи информационного мониторинга, а также мониторинга НПА было установлено, что в отношении регулирования IT-отрасли существуют вопросы на всех 5 стадиях, выделенных М. Менгом.

Список литературы

1. Агрегаторов приравняют к продавцам Правительство одобрило регулирование «Яндекс.Маркет», «Товары.Mail.Ru», Price.ru [Электронный ресурс]// Газета РБК URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2017/03/10/58c149f69a794743048766a1 (дата обращения: 10.03.2018).

2. Володенков С.В. Интернет как технологическое пространство современных политических коммуникаций: перспективы и сценарии развития // Журнал политических исследований. - 2017. - №3. - С. 79-100.

3. В РФ появится блокчейн-платформа для администрирования в сфере здравоохранения [Электронный ресурс]// Рунет Медиа URL: https://therunet.com/news/30491 (дата обращения: 14.11.2017).

4. В случае принятия решения о блокировке западных соцсетей российские власти предложат пользователям альтернативные интернет-продукты [Электронный ресурс]// Журнал интересант URL: http://www.interessant.ru/politics/v-sluchaie-priniatiia-riesh (дата обращения: 25.11.2017).

5. Госдума пригрозила заблокировать Google за выдачу запрещенных ссылок [Электронный ресурс]// Российская газета URL: https://rg.ru/2017/10/12/gosduma-prigrozila-zablokirovat-google-za-vydachu-zapreshchennyh-ssylok.html (дата обращения: 25.02.2018).

6. Законопроект №1187178-6 [Электронный ресурс]// Система обеспечения законодательной деятельности URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/1187178-6 (дата обращения: 02.03.2018).

7. Законопроект №184271-7 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления административной ответственности за неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети «Интернет», обеспечивающим предоставление информационно-коммуникационных сервисов обмена мгновенными сообщениями) [Электронный ресурс]// Система обеспечения законодательной деятельности URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/184271-7 (дата обращения: 25.11.2017).

8. Законопроект №195446-7 О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в части уточнения порядка ограничения доступа к информационным ресурсам) [Электронный ресурс]// Система обеспечения законодательной деятельности URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/195446-7 (дата обращения: 25.11.2017).

9. Законопроект №211158-7 О внесении изменений в статью 54 Федерального закона "О связи" в части осуществления услуг связи по единому тарифу в пределах территории Российской Федерации [Электронный ресурс]// Система обеспечения законодательной деятельности URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/211158-7 (дата обращения: 25.11.2017).

10. Законопроект №219116-7 О внесении изменений в Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о регулировании деятельности интернет-агрегаторов) [Электронный ресурс]// Система обеспечения законодательной деятельности URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/219116-7 (дата обращения: 25.11.2017).

11. Законопроект №223849-7 О внесении изменения в статью 10-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в части уточнения обязанностей организатора распространения информации в сети) [Электронный ресурс]// Система обеспечения законодательной деятельности URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/223849-7 (дата обращения: 25.11.2017).

12. Законопроект №223871-7 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления административной ответственности за нарушение обязанностей оператором социальной сети) [Электронный ресурс]// Система обеспечения законодательной деятельности URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/223871-7 (дата обращения: 25.11.2017).

13. Законопроект №52657-7 О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в части уточнения требований о защите информации) [Электронный ресурс]// Система обеспечения законодательной деятельности URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/52657-7 (дата обращения: 25.11.2017).

14. Законопроект №922546-6 О внесении изменений в статьи 60 и 68 Федерального закона «О связи» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части уточнения источников формирования резерва универсального обслуживания и установления ответственности за нарушения порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания) [Электронный ресурс]// Система обеспечения законодательной деятельности URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/922546-6 (дата обращения: 25.11.2017).

15. Клименко призвал засудить Twitter за блокировку рекламы RT и Sputnik [Электронный ресурс]// Деловая газета Взгляд URL: https://vz.ru/news/2017/10/26/892614.html (дата обращения: 25.11.2017).

16. Минфин России выступает против введения обязательного кибер-страхования в России [Электронный ресурс]// Информационно-правовой портал Ганант.ру URL: http://www.garant.ru/news/1149011/ (дата обращения: 25.11.2017.

17. Президент РФ подписал антитеррористический "пакет Яровой" [Электронный ресурс]// Информационно-правовой портал Гарант.ру URL: http://www.garant.ru/news/782190/ (дата обращения: 08.12.2017).

18. Программа "Цифровая экономика Российской Федерации" [Электронный ресурс]// Правительство России URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 03.10.2017).

19. Роуминга больше нет: как сдалась "большая четверка" [Электронный ресурс]// Информационное агентство РИА Новости URL: https://ria.ru/economy/20170925/1505538227.html (дата обращения: 10.03.2018).

20. Степанов А.А. Влияние политической культуры на бизнес-среду: проблема выбора аналитической стратегии //Бизнес. Общество. Власть. - 2017. - №26. - С. 196-214.

21. Степанов А.А. Изменение стратегий взаимодействия бизнеса и региональной власти в условиях сокращения межбюджетных трансфертов //Бизнес. Общество. Власть. - 2018. - №27. - С. 142-162.

22. ФАС вновь отложила дело против "Мегафона" по национальному роумингу [Электронный ресурс]// ТАСС Информационное агенство России URL: https://www.google.ru/amp/tass.ru/ekonomika/4761817/amp (дата обращения: 24.11.2017).

23. SIM-карты сделают полноценным идентификатором личности [Электронный ресурс]// Московский Комсомолец URL: http://www.mk.ru/social/2017/11/15/simkarty-sdelayut-polnocennym-identifikatorom-lichnosti.html (дата обращения: 25.11.2017).

24. Telegram оштрафовали на 800 тысяч рублей за отказ передать ФСБ ключи от переписки пользователей [Электронный ресурс]// Медуза URL: https://meduza.io/news/2017/10/16/telegram-oshtrafovali-na-800-tysyach-rubley-za-otkaz-peredat-fsb-klyuchi-ot-perepiski-polzovateley (дата обращения: 25.02.2018).

25. Степанов А.А. Успешные стратегии представления и продвижения интересов ИТ-бизнеса в органах государственной власти: отраслевая специфика и теоретическая рамка //Журнал политических исследований. - 2018. - Т. 2. - №. 2. - С. 53-77. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/22186/view (дата обращения: 22.09.2018).

Войти или Создать
* Забыли пароль?