г. Москва и Московская область, Россия
г. Москва и Московская область, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
В статье представлены результаты проведенного автором исследования раскрывающего особенности психологического обеспечения переговорной деятельности в целях обеспечения охраны жизни и здоровья граждан, в ситуациях связанных с фактором совершения преступлений. Разработаны предложения, направленные на совершенствование психологического обеспечения переговорной деятельности в целях обеспечения охраны жизни и здоровья граждан.
психологическое обеспечение, переговоры, охрана жизни и здоровья людей, совершение преступлений.
Введение. В соответствии с требованиями федерального законодательства в целях сохранения жизни и здоровья людей возможно ведение переговоров (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»)[1].
Это обусловлено тем, что применение переговоров является одним из самых эффективных методов урегулирования конфликтной ситуации при захвате заложников, обеспечивающих охрану жизни и здоровья граждан.
В этом и заключается главным образом их социальная ценность, их истинный смысл и предназначение.
Цель статьи: раскрыть особенности психологического обеспечения переговорной деятельности в целях обеспечения охраны жизни и здоровья граждан, оказавшихся заложниками.
Поставленная цель обусловила следующие задачи:
- охарактеризовать особенности психологического обеспечения переговорной деятельности в целях обеспечения охраны жизни и здоровья граждан;
- разработать предложения, направленные на совершенствование психологического обеспечения переговорной деятельности в целях обеспечения охраны жизни и здоровья граждан.
Изложение основного материала статьи.
При захвате заложников ведение переговоров является наиболее предпочтительным способом действий ОВД при проведении операции по освобождению, так как эффективно проведенные переговоры позволяют сохранить жизнь и здоровье захваченных лиц, с минимальными рисками и потерями произвести задержание преступников.
В этой связи, в процессе переговорной деятельности необходимо разрешение ряда сложных и взаимообуславливающих задач, а именно таких, как оценка имеющейся информации о (об): личностях преступниках, их конкретных планах, отдельных намерениях, особенностях поведения, а также прогнозирование различных вариантов их действий, и соответственно их результатов, с целью предотвращения тяжких последствий.
Указанные задачи определены нами не случайно. Это вызвано закономерностями ситуаций, складывающихся при совершении данных противоправных посягательств, когда террористы практически во всех случаях выдвигают конкретные требования, к представителям органов государственной власти, взамен на освобождение заложников. Иногда данные требования в определенной степени кажутся невыполнимыми, представляют собой организацию и выполнение значительного количества мероприятий, сложных по своему содержанию и масштабности.
В этой связи, применение переговоров, как основного метода удовлетворения конфликтных интересов путем нахождения компромиссов, является необходимым средством, направленным на предотвращение посягательств на жизнь и здоровье заложников, посредством их освобождения.
При этом, как показывает практика, успех проведения тактических операций, направленных на освобождение заложников, зависит главным образом от качества психологического обеспечения переговорного процесса с преступниками. В процессе переговоров выявляются «зоны уязвимости» лидера и членов террористической группы, на них оказывается необходимое психологическое воздействие, ведется психологическая борьба, подчиненная задаче минимизации возможных жертв и ликвидации самого террористического акта [3, с. 5].
С учетом вышеизложенного, в практической деятельности ОВД, особенностям тактики использованияуказанных аспектов переговоров уделяется особое внимание. Это находит свое подтверждение в процессе формирования умений и навыков в рамках специальных тактических учениях.
Так, в рамках проведения тактико-специального учения «МЕТЕЛЬ 2017» по освобождению заложников, проводимого на территории дислокации МО МВД России «Энский», психологическому обеспечению переговоров было уделено особое внимание. Ниже приведем особенности проведения данного учения с учетом данного аспекта.
В процессе учений условные «террористы»захватили здание спорткомплекса и находившихся в нем 12 граждан.
Руководителем оперативной группы являлся начальникМО МВД России «Энский». Как мы знаем, в настоящее время основная роль в такой деятельности отводится непосредственно руководителю территориального ОВД. Однако, как показывает правоприменительная практика, приобретенный «стихийно» руководителями территориальных ОВД незначительный опыт ведения переговоров, а также специфика их многоаспектной деятельности как руководителя, не всегда обеспечивает должным образом разрешение указанных выше задач.
В этой связи, было принято решение о сопровождении участия руководителя оперативной группы в переговорном процессе дополнительно переговорщикамив составе 2 человек от ОРЛС МО МВД России «Энский». Выбор указанных переговорщиков в группу был определен на основании факторов, в качестве которых можно выделить – наличие опыта общения с преступниками, необходимые для ведения переговоров профессионально важные качества и специальное образование и подготовку. В этой связи,верно, пишет В.В. Вахнина, что «наличие системы профессионального мышления у переговорщика, обладание специальными знаниями по криминальной психологии, этнопсихологии (законы, традиции, особенности религии) позволяют эффективно проводить линию оперативного штаба, добиваться поставленных целей» [2, с. 69].
Переговорный процесс велся по радиостанциям с выделенным каналом.
В ходе проведения учений события развивались следующим образом.
После прибытия в район проведения спецоперации группа ведения переговоров во главе с начальником МО МВД России «Энский» вступила в контакт с «террористами», с целью выяснить их требования и намерения. С переговорщиками контактировал один «террорист» посредством радиостанции, которую переговорщики передали ему для ведения переговоров. Он выдвинул требования предоставить в течение 2 часов им автобус на 15 мест, продукты питания, медикаменты и самолет для вылета за границу. Следует отметить, что информации о «террористах», а именно национальной принадлежности, вероисповеданию и др. практически не было. Проведенный психологами ОРЛС МО МВД России «Энский» анализ психологического состояния преступников по результатам первого общения, позволил группе переговоров прийти к выводу о необходимости выдвижения встречных требований. «Террористам» было сообщено о том, что их требования будут, безусловно выполнены, однако на это потребуется чуть больше времени, в связи со сложным согласованием вопроса по предоставлению самолета. Кроме того, указанные требования«террористов»в необходимый срок будут выполнены при условии освобождения ими заложников. По истечении времени, «террористы» согласились со встречным требованием и отпустили 3-х заложников (женщин).
После выполнения части требований «террористов» (предоставления им продуктов питания, воды, медикаментов), а так же сообщения о том, что автобус уже готов, а вопрос с самолетом уже в стадии решения, террористам было предложено освободить еще 2-х заложников. «Террористы» пошли на компромисс и в этой ситуации.
По истечении времени «террористы» потребовали бинокль в течение 10 минут. Бинокль предоставили своевременно, в результате они отпустили еще 2-х заложников. При передаче бинокля они потребовали одеяло, которое также было быстро предоставлено, после чего по просьбе переговорщиков они отпустили еще 2-х заложников.
Таким образом, в процессе применения переговоров были разрешены не только иные задачи, позволившие впоследствии освободить оставшихся заложников и обезвредить «террористов», но и уже на подготовительном этапе сохранить жизнь и здоровье большей части условных заложников, благодаря умению находить компромисс с преступниками путем обмена информацией и принятия согласованных решений.
В связи с вышеизложенным, в целях сохранения жизни и здоровья людей необходимо ведение переговоров лицами, специально уполномоченными на то руководителем контртеррористической операции.
Кроме того, тактические операции по освобождению заложников должны разрабатываться с учетом всех возможных требований, выдвигаемых террористами, в целях нахождения компромиссов с ними и принятия согласованных решений, направленных на освобождение максимально возможного количества заложников, в процессе их выполнения.
1. О противодействии терроризму: федеральный закон от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 11. - Ст. 1146.
2. Вахнина В.В. Психологическое обеспечение переговорного процесса сотрудников органов внутренних дел с преступниками в ситуации захвата заложников / В.В. Вахнина // Психолого-педагогическое и кадровое обеспечение деятельности правоохранительных органов: Труды Академии управления МВД России. - М., 2011. - № 1(17). - С. 66-70.
3. Психологическое обеспечение переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуации захвата заложников: учеб.-метод. пособие / Д.Ю. Кузнецов [и др.]. - Домодедово: ВИПК МВД России, Академия управления МВД России, 2016. - 157 с.