Москва, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматриваются ценностные характеристики и особенности мотивации трудовой деятельности поколения Z, представители которого уже через пару лет начнут активно выходить на рынок труда. Поколение Z — первое поколение, для которого Интернет и мобильная связь доступны с самого детства. Для них не существует мира без высоких технологий, поэтому им присущи особые черты и интересы. Всех работодателей интересует вопрос, какие из них получатся сотрудники и какие методы мотивации будут эффективны в работе с ними. В данной статье дается анализ ценностных характеристик и особенностей поколения Z на основании данных, полученных в рамках проведенного исследования мотивации и вовлеченности поколения Z. На основании этих данных делаются выводы о способах мотивации данного поколения, которые позволят разработать на предприятии систему мотивации и стимулирования работников, которая будет учитывать сходства и различия сотрудников и позволит повысить уровень вовлеченности специалистов самых разных возрастов.
теория поколений, поколение Z, цифровое поколение, мотивация, вовлеченность, ценности.
Наш мир постоянно меняется и никогда не стоит на месте. Научно-технический прогресс постепенно стирает различие между физическим и виртуальным миром, и перемены во всех сферах жизни общества неизбежны. Поколение Z вынуждено жить и развиваться в стремительно меняющихся условиях. Именно поэтому ему присущи особые черты, интересы, а идеалы значительно отличаются от предыдущего поколения. Чтобы оставаться актуальными и идти в ногу со временем, ученые серьезно занимаются вопросом изучения особенностей развития нового поколения, его социальных и моральных установок, предпочтений и желаний, взглядов на карьеру и успех. Теория поколений рассматривает особенности отдельных возрастных групп, сменяющих друг друга примерно каждые 20 лет. Она была создана в 1991 г. американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. Они одновременно и независимо друг от друга решили подробно изучить такое понятие как «поколение». Данная теория рассматривала всю историю США в рамках поколенческих циклов, которые основывались на идее о том, что люди, рожденные в один и тот же временной промежуток, ввиду особенности происходящих исторических событий получали схожие экономико-социальные предпочтения в будущем. В соответствии с данной теорией четыре смежных поколения образуют цикл продолжительностью около 80 лет, который непрерывно повторяется. Таким образом, ценности представителей пятого поколения имеют схожий характер с ценностями первого поколения с незначительными особенностями, обусловленными другим уровнем развития и историческими событиями. Теория поколений — один из удобных инструментов в сфере управления персоналом. Она позволяет разрабатывать методы эффективного руководства, ориентируясь на базовые ценности различных возрастных групп. Адаптацию теории поколений для России выполнила команда под руководством Евгении Шамис — координатора проекта Rugenerations [1]. Сейчас в России живут и работают представители следующих поколений:
• поколение «Беби-бумеры»;
• поколение Х;
• поколение Y (или поколение «Миллениум»);
• поколение Z.
Мы в данной статье остановимся на поколении Z, представители которого через пару лет начнут активно выходить на рынок труда. Fast Company сообщает, что, по прогнозам, к 2020 г. численность поколения Z составит около 40% от общей численности населения [2]. А сейчас представители поколения Z еще только начинают свой профессиональный путь. Однако эйчарам стоит заранее познакомиться с приоритетами и особенностями самых молодых на сегодняшний день возможных сотрудников. Для многих «зетов» система ценностей закладывается именно сейчас, ведь самые старшие из них едва закончили школу. Всех бизнесменов интересует вопрос, как находить со вчерашними детьми общий язык, как внушить им уважение и мотивировать их, в чем давать свободу и какие действия поощрять. Чтобы понять, какими характеристиками будут обладать сотрудники в их лице, мы провели исследование мотивации и вовлеченности данного поколения.
1. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/teoriya-pokoleniy-n-houva-i-v-shtrausavozmozhnosti-prakticheskogo-primeneniya (2015) (дата обращения: 28 апреля 2018).
2. Стиллман Д. Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык [Текст] / Д. Стиллман, И. Стиллман. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018.
3. Поколение Z: как работодателю достучаться до самодостаточных индивидуалистов (2016). - URL: https://www.hrdirector.ru/article/66050-qqq-16-m5-16-05-2016-pokolenie-z (дата обращения: 10 апреля 2018).
4. Представители поколения z: в чем их особенность? (2017). - URL: https://www.hr-director.ru/article/66488-qqq-17-m1-predstaviteli-pokoleniya-z-v-chem-ih-osobennost (дата обращения: 10 апреля 2018).
5. Зикерманн Г. Геймификация в бизнесе: как пробиться сквозь шум и завладеть вниманием сотрудников и клиентов [Текст] / Г. Зикерманн, Дж. Линдер. - М., 2014.
6. Кино на рабочем месте: как в PwC снимали молодежный сериал (2016). - URL: https://hr-tv.ru/articles/authoropinion/kak-v-pwc-cnimaly-molodezhniy-serial.html (дата обращения: 22 октября 2018).
7. Сотрудник Z: как его удержать и мотивировать? (2017). - URL: http://hr-media.ru/sotrudnik-z-kak-ego-uderzhat-imotivirovat/ (дата обращения: 28 августа 2018).
8. Геймификация - эффективный инструмент нематериальной мотивации персонала. - URL: https://www.hr-director.ru/geymifikatsiya (дата обращения: 15 мая 2018).
9. Поколение z: теоретический аспект (2018). - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/pokolenie-z-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 15 мая 2018).
10. Поколение Z: Как ставить задачи сегодняшним двадцатилетним. - URL: https://vc.ru/flood/10701-generation-z (дата обращения: 15 мая 2018).