Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Рассмотрены актуальные тенденции развития международной торговли, ее сегмента энергоносителей. Проанализированы проблемы обеспечения поставками газа основных потребителей в Европейском cоюзе (ЕС), в Восточной Азии (Китай, Республика Корея). Сделаны выводы о перспективах российского газового экспорта в страны Западной Европы и в регионах Восточной Азии.
мирохозяйственные связи, международная торговля, развитие, тенденции, перспективы, внешняя торговля, Россия, Европейский Союз, Китай, Республика Корея.
Международную торговлю природным газом отличает определенный уровень специфичности и значительно более высокие транзакционные издержки (то есть, имеются в виду издержки, связанные с координацией и взаимодействием экономических субъектов), чем при торговле нефтью по причине высокого уровня специализации и негибкой природы трубопроводов для транспортировки газа.
Высокая специфичность активов приводит к резкому возрастанию вероятности «оппортунистического поведения контрагентов» [15, с. 40], которое состоит в попытке получить выгоду от вложенных инвестиций. Например, после постройки газопровода, потребитель может требовать от поставщика снизить цены на поставляемое топливо. И у поставщика не остается других вариантов, кроме как согласиться, так как трубопровод необходимо использовать, чтобы окупить его строительство, а иных вариантов, кроме как поставлять по нему газ в страну, куда он был проложен, нет.
Учитывая серьезный уровень капиталоемкости прокладки трубопроводов, этот риск крайне велик, исходя из чего высоки и затраты, связанные с попытками нивелировать данный риск и минимизировать возможный ущерб [8, с. 47].
То есть отрасль добычи, производства и поставки природного газа отличается очень высоким уровнем взаимной зависимости контрагентов друг от друга.
Функционирование газовой отрасли связано с очень высокой степенью неопределенности, что связано с высоким уровнем ее инерционности.
Временной период реализации газовых проектов, в который входит как правило освоение месторождения и строительство трубопроводов от него к потребителям, очень велик. Также предполагается и длительный период эксплуатации построенных активов, что усиливает неопределенность сотрудничества в будущем, которая помимо отраслевой специфики объясняется и нестабильностью внешнеэкономической среды (формируемой под влиянием многочисленных внешних факторов, от геополитической обстановки и общей динамики мировых энергетических рынков, до динамики цен и спроса на энергоресурсы).
Складывается ситуация с высоким уровнем неопределенности относительно уровня будущих цен, а также объемов продаж, когда заключаются контракты на поставку газа, что повышает риски контрагентов и трансакционные издержки данных контрактов [2, с. 158].
Можно также отметить, что важность газовой отрасли в стратегическом, социальном и инфраструктурном плане, вклад от добычи и продажи данного ресурса в государственный бюджет, приводит к активному вмешательству государства в развитие и функционирование отрасли. А в случае международных соглашений, на поставки природного газа оказывают сильное влияние и геополитические отношения между странами. Примером является ухудшение взаимоотношений РФ с Украиной и поиск, а затем и строительство альтернативных путей поставки газа в Европу.
В случае ухудшения политических взаимоотношений между экспортерами и импортерами природного газа, нарастания между ними геополитических противоречий или ухудшение отношений с транзитными странами также очень неблагоприятно воздействуют на уровень стабильности и предсказуемости рынка, что приводит к наращиванию трансакционных издержек – структура сделок постоянно модифицируется «с учетом изменяющихся внешних условий, новых требований регулирования и изменений во внешнеполитической стратегии» [7, с. 35].
То есть участникам рынка газового бизнеса приходится иметь дело со сделками высокой степени специфичности, неопределенности, большим риском оппортунистического поведения и трудностями урегулирования долгосрочных отношений. И указанные риски и угрозы только возрастают по мере развития и интеграции рынков, роста масштабов и продолжительности и сложности газовых проектов, числа вовлеченных в них государств с различными институциональными условиями.
При развитии транспортировки газа на большие расстояния, осуществляемой с помощью магистральных газопроводов высокого давления, происходит быстрое формирование национальных рынков, объединяющих изолированные локальные рынки. Происходит объединение единичных местных монополий в крупные вертикально интегрированные холдинги, что дает возможность получить эффект экономии от масштаба. На данном этапе наблюдается активное участие государства в функционировании отрасли, осуществляется ее жесткое регулирование.
Так как для государства необходим природный газ, то им вводится государственное регулирование, которое включает в себя «прямое административное вмешательство, регулирование цен и национализацию газовых компаний» [14, с. 16]. Также, обладая стремлением развивать газовую отрасль и расширять инфраструктуру, правительство может предоставлять компаниям различного рода льготы, которые позволяют реализовать проекты, весьма рискованные, в которые зачастую инвестируются государственные средства. Вследствие всех этих действий осуществляется развитие долгосрочных проектов и контрактов. Такие сделки характеризуются длительным периодом добычи на максимально возможном уровне, чтобы полностью окупить вложения в данный проект. Возможность установления длительных сроков позволяет использовать большие временные разрывы с момента заключения контракта и до начала поставки природного газа. В результате возникает возможность планировать развитие конкретных проектов и отрасли в целом. Покупателем, который заключает долгосрочный контракт с производителем и поставщиком, принимается риск касательно объема, то есть газ должен быть забран на 80–90% независимо от действительной потребности.
Таким образом, на данном этапе трансакционные издержки снижаются за счет использования механизма ценообразования «издержки плюс» и долгосрочных контрактов «бери или плати», которые гарантируют производителям возврат инвестиций и, соответственно, снижают угрозу недоинвестирования [9, с. 11].
Еще один этап строительства газопроводов большой протяженности и диаметра между странами характеризуется развитием двусторонней торговли СПГ, появляются двусторонние межстрановые рынки, объединяющие рынок за счет объемов в несколько сотен миллиардов кубометров. США с 1949 г. стали экспортировать сетевой газ в Мексику и Канаду. В 1970-х гг. одним из основных государств, развивавших газовую сеть, стал СССР. Позднее, в период конца XX – начала XXI вв. магистральные трубопроводы активно использовались Россией для обеспечения экспортных поставок газа. На этом этапе оставалось важнейшим основное направление газового экспорта РФ, традиционно ориентированного на страны Западной Европы, прежде всего, Европейского союза (см. подробнее: [3; 4; 5; 6]).
В Азиатско-Тихоокеанский регион, в связи с особенностями его географического расположения, газотранспортные сети провести было затруднено, поэтому в большей степени они закупают СПГ. Вначале этот процесс запустился в Японии, затем в Южной Корее и на Тайване [10, с. 16]. Данный этап, помимо ранее озвученных рисков, характеризуется проблемами, сводящимися к потребности в регулировании «взаимоотношений в рамках двух различных институциональных систем — страны-производителя и страны-потребителя» [15, с. 46]. Разумеется, этот вопрос не может быть решен на национальном уровне, поэтому возникает необходимость в международных гарантиях. Обеспечение таких гарантий состоит в принятии межправительственных долгосрочных соглашений, которыми гарантируются требуемые объемы поставок газа для страны-потребителя и возврат инвестиций для страны-производителя. В процессе расширения рынка происходит уменьшение ценовых рисков, так как начинает применяться иная система ценообразования, в основе которой соотношение цены газа к цене на конкурирующее топливо, – система «нетбэк». Этот этап предусматривает преобладание долгосрочных отношений между продавцами и покупателями, поэтому осуществляется упрощение ежегодного установления цены по отдельному контракту путем привязки цены на газ к цене на альтернативное топливо, чаще всего это нефть.
Одновременно получили быстрый рост поставки СПГ, в том числе и на межконтинентальном уровне. Одной из сложнейших задач данного периода является обеспечение достаточных инвестиций снижение растущих для производителей рисков оппортунистического поведения потребителей, ее решение достигается разработкой и применением уникальных инструментов, которые целесообразнее рассматривать в качестве механизмов адаптации.
Так, например, создаются вертикальные интеграции международного масштаба, при одновременном формировании транснациональных компаний, ведущих свою деятельность на всех сегментах рынка в глобальном географическом понимании. Еще одна форма адаптации рынка к высоким транзакционным издержкам состоит в развитии многосторонних консорциумов, в которые вовлечены участники различных стран. Это позволяет обеспечить определенный уровень баланса интересов и взаимных гарантий. Еще одним способом обеспечения доверия между партнерами является совместное вложение капиталов по всей цепочке поставки природного газа. Этот процесс уже ярко виден на примере бизнеса СПГ, где консорциумы из 5–7 компаний из различных стран обеспечивают гарантии безопасности спроса и предложения. Это также все более очевидно в ряде крупных трубопроводных проектов, таких как «Интерконнектор», «Норд Стрим». В будущем развитие газовых рынков будет осуществляться за счет распространения именно этой тенденции, приводя к взаимному проникновению различных национальных компаний и интересов, к возрастанию конкуренции между проектами, а не странами-поставщиками [15, с. 44]. То есть уровень взаимозависимости участников рынка еще более возрастет, так как сбой в одной системе, будь то финансы, коммуникации или технология, создаст угрозу для всех участников проекта.
1. Баркалов В.П. Международная торговля природным газом // Аллея науки. - 2017. - № 10. - С. 159-167.
2. Брагинский О.Б. Нефтегазовый комплекс мира. Монография. - М.: Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2016. - 640 с.
3. Гладков И.С. Международная торговля в 2017 г.: снова рост, но перспективы не обнадеживают//Власть. - 2018. - Т. 26. - № 5. - С. 77-84.
4. Гладков И.С. Внешняя торговля России в 2017 г.: разворот на взлет//Власть. - 2018. - Т. 26. - № 3. - С. 38-46.
5. Гладков И.С. Динамика и структура внешнеторговых связей Европейского Союза на этапе последнего его расширения//Международная торговля и торговая политика. - 2017. - № 4 (12). - С. 6-22.
6. Гладков И.С. Внешнеторговые связи Европейского Союза на современном этапе: «эффект черепахи»//Власть. - 2017. - Т. 25. - № 10. - С. 105-111.
7. Голованова С.В. Международная торговля в развитии российских товарных рынков. Монография / С.В. Голованова. - М.: Форум, 2014. - 192 с.
8. Емелин К.Н. Либерализация рынка природного газа и его перспективы // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. - № 3. - 2014. - С. 47-52.
9. Кузнецов А.М. Мировой рынок природного газа: современные тенденции и перспективы развития // Вестник МГИМО Университета. - № 3. - 2012. - С. 11-18.
10. Павлова Е.И., Самусев Н.С. Эволюция теорий международной торговли и ее современные тенденции в условиях глобализации мирового хозяйства // NAUKA I STUDIA. - № 1. - 2017. - 16 с.
11. Пономарева Т.К., Васильева Ю.П., Пескова Д.Р., Еременко Б.А., Вавилова Н.Т. Проблемы и перспективы экспорта российского газа // Пожарная и промышленная безопасность. - 2017. - № 1. - С. 161-175.
12. Сараджаева О.В. Место и роль нефтяной и газовой промышленности в системе экономической безопасности // Вестник Московского университета МВД России. - 2015. - № 7. - С. 252-256.
13. Титова М.И. Особенности рынка природного газа: особенности и способы поставки природного газа // Экономика и общество. - 2017. - № 3. - С. 45-49.
14. Туленгутова Д.Ж., Жуманов Е.Е. Анализ мирового рынка нефти и газа // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ. конф. - № 1(61). - С. 16-21.
15. Эволюция мировых энергетических рынков и ее последствия для России / под ред. А.А.Макарова, Л.М. Григорьева, Т.А.Митровой. - монография. М. ИНЭИ РАН-АЦ при Правительстве РФ, 2015. - 400 с.