ПОДГОТОВКА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Совершенствование системы среднего профессионального образования предусматривает последовательное внедрение практико-ориентированной (дуальной) модели обучения, способствующей формированию у студентов необходимых профессионально важных личностных качеств, ответственности и мотивации к педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста. Принципиально важным в системе дуального обучения являются партнёрские взаимоотношения и прямое участие всех субъектов образовательного процесса в подготовке воспитателей для дошкольной образовательной организации. Обязательным условием является равная ответственность всех субъектов образовательного процесса за качество подготовки кадров. Реализация модели дуального обучения позволяет сделать процесс подготовки воспитателя для дошкольной образовательной организации адресным, мобильным и эффективным, поскольку он учитывает потребности муниципальных рынков труда, обеспечивает непосредственное участие работодателя в подготовке будущего воспитателя, обеспечивает плавное вхождение в трудовую деятельность молодого специалиста, способствует формированию корпуса наставников.

Ключевые слова:
дуальное обучение, колледж, дошкольное образовательное учреждение, студент, воспитатель, преподаватель, наставник, дети, образовательная деятельность, педагогическая практика.
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Данная статья подготовлена в рамках государственного задания РФ Проект №-27.9392.2017/БЧ.

 

Дошкольное детство является одним из главных образовательных ресурсов по своей содержательной потенциальной ёмкости, не уступающей ни одной из последующих ступеней образования. Современная система дошкольного образования развивается как открытая, вариативная, ориентированная на предоставление качественных образовательных услуг семьям, имеющим детей дошкольного возраста.

В связи с этим все более острой становится потребность в воспитателе-профессионале, способном с учетом меняющихся социально-экономических условий, общей ситуации в системе образования самостоятельно принимать ответственные решения и прогнозировать их возможные последствия. Это педагог, отличающийся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающий развитым чувством ответственности за судьбу детей.

Содержание профессиональной компетентности современного воспитателя дошкольного образовательного учреждения предполагает оказание качественной педагогической помощи родителям, полноценное развитие дошкольников, гибкий учет потребностей каждой семьи.

Подготовка будущих воспитателей была актуальной всегда. Однако на современном этапе развития общества к подготовке воспитателя предъявляются повышенные требования, возрастает потребность в высокой профессиональной компетентности работников. С одной стороны, это связано с появлением конкурентоспособных новых типов и видов дошкольных образовательных учреждений  (ДОУ дополнительного развития, семейные детские сады, частные, коммерческие дошкольные учреждения), а с другой –   необходимостью пересмотра дошкольного образования с позиций федерального государственного стандарта дошкольного образования.

Одной из ведущих современных тенденций совершенствования подготовки специалистов для дошкольных образовательных организаций образования в России является интеграция научного знания с практикой. Существенное место в этом процессе занимает проблема подготовки студентов к практической работе, ориентированной на приобретение необходимых умений и навыков, формирование устойчивой мотивации к работе с детьми дошкольного возраста. Распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2015 г. №-349-р в целях совершенствования системы среднего профессионального образования предусматривает последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения.

 Содержание профессиональной подготовки к практической работе в системе дуального обучения в условиях колледжа мы формировали на основе системно-деятельностного подхода. При разработке содержания практической подготовки студентов были учтены:

– возможность профессионального роста выпускника;

– адекватность оценки будущим специалистом своей профессиональной деятельности в непосредственной работе с детьми;

– возможность принятия творческих решений в нестандартных ситуациях и  творческое отношение к педагогической деятельности.

Основными структурными компонентами профессиональной готовности будущих воспитателей нами определены: мотивационный, когнитивно-оценочный, организационно-личностный. В мотивационный компонент готовности включены:

– любовь к педагогическому труду;

– принятие профессии как ценности;

– чувство ответственности, потребность в общении с детьми, родителями, другими взрослыми.

 Когнитивно-оценочный компонент готовности предусматривает овладение приёмами и способами педагогической деятельности, основанными на глубоком и прочном усвоении теоретических знаний, на понимании специфики работы с детьми дошкольного возраста. Организационно-личностный компонент в структуре готовности студентов к педагогической деятельности включает в себя профессионально важные качества личности будущего специалиста, уровень форсированности которых мы рассматриваем как результат целенаправленного длительного процесса обучения, воспитания и саморазвития личности будущего специалиста дошкольной образовательной организации.

 Модель подготовки специалистов предусматривает формирование у будущего специалиста следующих видов профессиональной компетенции:

 – концептуальную компетенцию, предполагающую понимание теоретических основ своей профессии, умение анализировать, систематизировать и формулировать проблему, что характеризует уровень освоения теоретическими знаниями;

– технологическую компетенцию – способность овладеть основными профессиональными навыками практической работы, в том числе навыками исследования, анализа, обобщения; интегративную компетенцию – способность связать теорию и практику; понимание культурного, экономического и социального контекста, в рамках которого осуществляется профессиональная деятельность;

–  адаптивную компетенцию – умение предвидеть и подготовиться к возможным изменениям, важным в рамках профессии;

– межличностную компетенцию – умение профессионально общаться.  Модель подготовки воспитателя дошкольного образовательного учреждения в рамках колледжа основана на:

–  единстве теоретического и практического компонентов, обеспечивающих успешность достижения образовательных задач;

– ориентации на интегративный подход в решении теоретических и практических задач в реальных условиях профессиональной деятельности;

– организации непрерывной практической деятельности в течение всего периода обучения.

Дуальная система предполагает прямое участие всех субъектов образовательной деятельности в подготовке кадров при их равной ответственности за качество подготовки специалистов.

 Единицей педагогического образования в нашей модели выступает не отдельная учебная единица, а весь блок учебных дисциплин, изучаемых в колледже, при этом используется всё многообразие средств различных уровней, актуализирующих восприятие, представление и понимание объектов деятельности, отражение их в форме технологий, идей, теорий.

Суть проблемы построения технологий в контексте дуальной подготовки, по нашим наблюдениям, заключается в радикальном обновлении атмосферы и основ педагогического процесса в колледже, гуманизации преподавания дисциплин. Среди форм обучения выделены тренинги, лабораторные занятия, самостоятельная деятельность студентов, формирующие у студентов ответственное, заинтересованное отношение к основной деятельности – освоение профессии в соответствии с современными требованиями.

Учитывая, что дуальное обучение предполагает совмещение теоретической и практической подготовки в пространстве дошкольной образовательной организации, ответственное взаимодействие субъектов образовательного процесса колледжа и дошкольного образовательного учреждения важнейшая задача.

 Для реализации Программы дуального обучения предусматривается реализация нескольких этапов.

  На первом этапе – этапе подготовки внедрения Программы дуального обучения –   разрабатывается нормативно-правовая документация. И решается важнейший вопрос – работа с кадровым составом – подбор наставников, как для группы студентов, так и индивидуально для каждого будущего специалиста; определение конкретной организации, на базе которой будет проходить практическая подготовка. Субъекты образовательной деятельности проводят совместные заседания круглого стола, педагогического консилиума; проводят конференции и организуют дискуссии с целью определения стратегии, технологий и методов работы со студентами, разработки, согласования Программы и плана-графика дуального обучения, учебно-методической документации. Как итог – дорожная карта по обеспечению образовательного процесса в рамках реализации дуального обучения; Положение «Об организации и проведения дуального обучения», учебно-методические рекомендации, как для студентов, так и для наставников, преподавателей.

 На втором этапе собственно и реализуется программа дуального образования. Третий и четвёртый этапы программы дуального образования предусматривают изучение динамики эффективности образовательного процесса, как в образовательном пространстве колледжа, так и в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения.

Кроме того, результаты обучения обсуждаются на конференции с обязательным участием студентов, представителей педагогического сообщества. Анализируется функциональная система, обеспечивающая реализацию механизма взаимодействия педагогического колледжа с социальными партнёрами.

В основу концептуальных подходов к содержанию практики в колледже положены следующие принципы:

– органической связи теоретических курсов и практической деятельности. Это означает применение на практике теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин общекультурного, психолого-педагогического, предметного блоков, осмысление их значимости для успешной профессиональной деятельности. В процессе профессионального становления специалистов возможно как опережающее изучение теоретических курсов и апробирование их на практике, так и эмпирическая деятельность, а затем – осмысление ее результатов;

– полифункциональности – возможности получения в процессе практики специализации как базы для успешной адаптации в меняющихся социальных условиях. Студент за время обучения проходит определенные виды практики, что позволяет ему овладеть умениями в различных профессиональных ролях;

– динамичности – усложнения и преемственности задач различных видов деятельности, в которые включается студент. В процессе практического обучения студент последовательно включается в коммуникативный, организаторский, проектировочный, исследовательский виды деятельности и постепенно овладевает такими специальными ролями, как наблюдатель, организатор досуга, помощник учителя, педагог, исследователь;

– интегративности – комплексного характера практики. Задания, выполняемые студентами в различных видах практики, требуют объединения знаний различных учебных курсов;

– проблемности – включение студента в проблемную педагогическую ситуацию, требующую самостоятельного анализа и поиска способа решения проблемы.

Основными направлениями включения студентов в практическую деятельность являются:

– проектирование деятельности (на первом этапе совместно с преподавателем и наставником, в последующем самостоятельно);

– диагностика ситуации воспитания и развития детей (при конструировании занятий с детьми в детском саду использовать диагностические методики, которые помогают студентам  получить информацию об успехах или затруднениях в социализации каждого конкретного ребёнка);

– ознакомление с дидактическим обеспечением дошкольного образовательного учреждения (использование имеющегося у наставника и в методическом кабинете для подготовки занятий и воспитательной деятельности с целью включения детей с позиции субъекта деятельности);

 – формирование рефлексивных умений и навыков (анализ собственной деятельности с целью определения успехов и ошибок, обусловленных недостатками профессиональных умений или личностными качествами).

Отметим, программа дуального образования:

 1. Ориентирована на формирование у студентов необходимых профессионально важных личностных качеств, развитие инициативы; на формирование ответственности и мотивации к деятельности; повышение уровня социальной ответственности всех субъектов – участников подготовки кадров. Обеспечивает плавное вхождение в трудовую деятельность молодого специалиста.

2. Обеспечивает  формирование корпуса наставников, решение проблемы подготовки кадров с учётов интересов заказчика и современных требований к подготовке специалистов. Возрастает роль работодателей, которые принимают участие в разработке образовательной программы и организации практики (они создают учебные рабочие места, обеспечивают необходимое оборудование и т.д.).

3. Позволяет сделать процесс подготовки воспитателя дошкольной образовательной организации адресным, мобильным и эффективным, поскольку он учитывает потребности муниципальных рынков труда и обеспечивает непосредственное участие работодателя в подготовке будущего воспитателя.

4. В процессе реализации программы дуального обучения обозначаются определённые проблемы, в том числе, разработка нормативно-правового обеспечения субъектов деятельности и создания института наставничества, внедрение эффективной системы повышения качества подготовки специалистов, совершенствование системы субсидий, грантов.

Развитие дуальной системы подготовки специалистов предполагает как орга­низационное взаимодействие между различными образовательными учреж­дениями, так и взаимодействие с другими субъектами: предприятиями, органи­зациями, службами и ведомствами. При этом встаёт вопрос о создании единого образовательного пространства, в которое прямо или косвенно входят все уча­ствующие и заинтересованные в образовательном процессе физические и юри­дические лица. Принципы создания такого пространства основаны не столько на административных мерах, сколько на учете и поиске взаимных интересов с точки зрения рыночной экономики. В этом случае образование выступает как средство развития конкретного региона, а интеграция позволяет, с одной стороны, выстроить преемственные региональные образовательные про­граммы от детского сада до курсов повышения квалификации специалистов, а с другой – удовлетворить потребности экономики в специалистах среднего звена.

Значение дошкольного образовательного учреждения огромное, поэтому так актуален вопрос подготовки хорошего специалиста. Маленькие дети требуют к себе повышенного  внимания и как следствие повышение требования к воспитателю, его готовности к работе с детьми.

 

Список литературы

1. Васенин Е.И., Голубева В.П. Дуальная система образования как успешный проводник профессиональной и социальной адаптации студента // Среднее профессиональное образование. - 2016. - № 4. - С. 8-12.

2. Дуальная система профессионального образования: опыт, проблемы, перспективы: материалы Всероссийской Научно практической конференции. 25 апреля 2014 г. / редкол.: К.И. Бегинина, Э.Н. Зиновьева, И.И. Веревичев. - Димитровград: Фил МГУТУ. - 2014.

3. Самолдина Л.Н. Научно-методическое обеспечение дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в ссуз: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2008.

4. Некрасов С.И., Захарченк Л.В. , Некрасова Ю.А. Пилотный проект «Дуальное обучение»: критический взгляд специалистов. //Профессиональное образование. - Столица - №4. - 2015.

5. Опыт внедрения элементов системы дуального обучения в профессиональных образовательных организациях Свердловской области: методические рекомендации / авт.-сост.: Е. Н. Байдало, М. А. Герасимова, Е. В. Шлыкова; Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2016. - 70 с.

6. Шевцова М.В. К вопросу о дуальном обучении специалистов информационно - библиотечного дела // Наука. Искусство. Культура. - 2015. - Вып. № 3 (7). - С. 223-227.

Войти или Создать
* Забыли пароль?