с 02.06.2018 по настоящее время
Москва, Россия
Москва, Россия
УДК 34 Право. Юридические науки
ГРНТИ 10.07 Теория государства и права
ОКСО 40.02.02 Правоохранительная деятельность
ОКСО 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности
ОКСО 40.05.02 Правоохранительная деятельность
ОКСО 40.04.01 Юриспруденция
ББК 60 Общественные науки в целом
ББК 67 Право. Юридические науки
ББК 670 Общая теория права
ТБК 7513 История государства и права
В статье рассмотрены предпосылки создания регулярной полиции в Российской империи, а также особенности комплектования профессиональной подготовки регулярной полиции Российской империи в 1718–1800 гг. Обосновывается тезис о том, что отсутствие постоянно функционирующего органа полиции являлось причиной отставания Российского государства в сфере поддержания правопорядка и общественной безопасности.
Полиция Российской империи, кадровое обеспечение полиции, профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел, регулярная полиция, реформы Петра I, государственная политика в сфере внутренних дел
Сотрудникам органов внутренних дел регулярно приходится решать сложные оперативные и служебные задачи, от качественного выполнения которых зависят безопасность и покой граждан. Поэтому исключительно важную роль в эффективном выполнении возложенных на органы внутренних дел задач играет комплектование в подразделениях высококвалифицированными, профессионально подготовленными сотрудниками.
Нужно отметить, что «профессиональное мастерство – одно из главных требований, предъявляемых сегодня к сотруднику органов внутренних дел, так как уровень профессиональной подготовки определяет способность результативно решать поставленные перед ним задачи. В связи с этим трудно переоценить значение планомерную, систематическую кадровую работу, а также обучения сотрудников всех подразделений органов внутренних дел современным формам и методам работы».
В целях рассмотрения историко-правовых аспектов данного вопроса, следует разобраться в причинах и предпосылках, побудивших к созданию регулярной полиции в Российской империи. Важную роль в учреждении и становлении регулярной полиции нашего Отечества сыграл император
Петр I, который считал, что отсутствие правоохранительных органов, функционирующих на постоянной основе, является одним из факторов, обуславливающих отставание Российского государства в своем развитии от стран западной Европы.
С целью модернизации страны был перенят европейский опыт.
Петром I было снаряжено Великое посольство в Европу в 1697 году (путь которого прошёл через Ригу и Кенигсберг в Голландию через Курляндию, Бранденбург, Германию, далее в Англию, из Англии посольство возвратилось назад в Голландию, а затем посетило Вену).
Учет опыта западноевропейских стран способствовал формированию нового взгляда на общество того времени в целом и принципы функционирования правоохранительных органов в частности, что обусловило создание совершенно новых государственных органов – регулярной полиции, изменения бюрократического процесса и изменения консервативных приказных традиций.
Становление и развитие регулярной полиции, ее кадрового обеспечения, а также системы профессиональной подготовки имеет длительную историю, в которой особое место занимает XVIII век. Внешняя военная угроза со стороны соседних государств (Речь Посполитая, Персия, Турция, Швеция и др.), необходимость усиления государственной власти в приграничных районах, минимизация социальных и национальных противоречий требовали упрочения государственного механизма и усиления контроля государства над всеми сферами жизни общества, в том числе принятия мер к укреплению общественного порядка и безопасности.
Ключевое значение для развития государства в тот период носили преобразования Петра I. Его реформы коснулись практически всех сфер жизни общества. Именно Петру I принадлежит идея создания постоянного органа по охране общественного порядка и борьбе с преступностью – регулярной полиции. Указом от 25 мая 1718 г. в Санкт-Петербурге была учреждена должность генерал-полицмейстера, которую занял близкий сподвижник царя Антон Мануилович Девиер. Пётр I лично участвовал в подготовке документа, который призван был регламентировать деятельность столичной полиции – «13 Пунктов, данных Санкт-Петербургскому генерал-полицмейстеру Дивиеру…».
В целях комплектования вновь созданного учреждения Сенат направил в распоряжение генерал-полицмейстера 90 военнослужащих (10 офицеров, 20 унтер-офицеров и 60 солдат) и 11 приказных служителей во главе с дьяком, однако, большая часть из них не прибыла к новому месту службы даже к концу года. На тот момент штат Канцелярии, не считая генерал-полицмейстера, состоял только из 41 человека.
Исследователи справедливо отмечают, что сложности в комплектовании первого полицейского органа России были обусловлены рядом причин: 1) отсутствием должного поощрения гражданской службы со стороны верховной власти, 2) острой нехваткой профессионально подготовленных чиновников, 3) нежеланием назначенных в полицию лиц переезжать к новому месту службы, зачастую, в другую местность, 4) принудительным порядком назначения на службу в полицию и некоторые другие.
Определенным выходом в сложившейся ситуации стало привлечение к выполнению «полицейской повинности» гражданского населения: в слободах и улицах появляется институт сотских, десятских и ночных караульщиков, которые выбирались из числа жителей на определенный срок для несения патрульно-постовой службы в основном в ночное время.
Кроме того, из унтер-офицеров и солдат старших возрастов, исполнявших рекрутскую повинность, но по возрасту и состоянию здоровья уже непригодных к службе в армии - комплектовались низшие полицейские чины. Также, для оказания помощи в решении возложенных на полицию задач, например, таких как поимка беглых солдат, крестьян, шаек разбойников и т.д., направлялись воинские команды.
В 1719 г. для полицейских чинов вводится специальное форменное обмундирование: кафтаны василькового цвета с красными обшлагами, зелёные камзолы, короткие штаны василькового цвета, полицию вооружают алебардами, шпагами и фузеями со штыками. Важно, что при вступлении в должность все полицейские служащие должны были принимать присягу.
Процесс формирования регулярной полиции продолжил указ от 19 января 1722 г., который предписывал учредить в Москве полицмейстерскую канцелярию во главе обер-полицмейстером. Последний должен был подчиняться генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга. Обер-полицмейстеру ставилась задача сформировать штаты регулярной полиции в Москве, а также указывалось, что Московская полицмейстерская канцелярия должна находиться в ведении канцелярии в Санкт-Петербурге, которая, таким образом, превращалась в центральное учреждение по управлению полицией России.
Общий вектор развития регулярной полиции был продолжен в годы правления императрицы Анны Иоанновны. 23 апреля 1733 г. она подписала законодательный акт «Об учреждении полиции в городах», который стал правовым основанием для создания регулярных полицейских органов в крупных городах России. Однако следует отметить, что на местах полицейские структуры были организованны далеко не сразу: еще долгое время функции охраны общественного порядка выполнялись органами местного управления.
Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева (1773–1775 гг.) подтолкнуло государство к более решительным действиям в рассматриваемой сфере. Екатерина II инициировала проведение в 1775 г. губернской реформы, в ходе которой началось формирования регулярного полицейского аппарата в уездах – нижних земских судов.
В XVIII в. уровень образования и профессиональной подготовленности руководящего состава чиновников и служителей полиции все еще оставался на достаточно низком уровне. Государственная политика, направленная на повышение образовательного уровня высших и средних слоев населения, в целях создания необходимого резерва для замещения должностей чинов полиции не дала должных результатов. Вместе с тем, низкий уровень грамотности низших слоёв общества, также не позволял качественно повысить образовательный уровень рядового состава полиции при комплектовании ее подразделений. Сказывалось отсутствие разветвленной системы образовательных учреждений, способных, осуществлять специальную профессиональную подготовку полицейских кадров. В целях компенсации отсутствия специальной профессиональной подготовки чиновникам полиции предписывалось «читать и перечитывать законы и распоряжения», касающиеся их сферы деятельности. На такие «самостоятельные занятия» ежедневно отводилось не менее часа, данное положение закреплял утвержденный 8 апреля 1782 г. императрицей Екатериной II Устав благочиния или полицейский.
Таким образом, в период 1718–1800 гг., была проведена, важная для дальнейшего развития правоохранительной системы работа. Проведенные реформы материализовались в создании регулярной полиции, и в дальнейшем повышении эффективности ее деятельности посредством: относительно четкой регламентации и конкретизации обязанностей возложенных на полицию; закрепления отдельного финансирования деятельности регулярной полиции; определения перечня требований к профессиональной подготовленности при комплектовании чинов полиции.
Кроме того формировался моральный облик служителей благочиния, закладывались традиции полицейской службы, правила ношения специального форменного обмундирования, также принимались меры по повышению профессиональной подготовленности сотрудников.
1. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской федерации [Электронный ресурс]: https://239.56.мвд.рф/news/item/12733013
2. Дегтярев А.П., Демин В.П. Военная история России: Внешние и внутренние конфликты: Тематический справочник с приложением схем военных действий. М., 2011.
3. История правоохранительной системы России в документах: с древнейших времен до 1917 г. (к 300-летию российской полиции): хрестоматия под ред. В. Л. Кубышко; сост. А.Я. Малыгин и др. Т. 1. (Х в. - 1802 г.). М., 2018.
4. Яковцов С.А. Этапы становления профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел: учебное пособие. Домодедово, 2017.