Брянск, Брянская область, Россия
Освещены результаты теоретико-экспериментального исследования личностных коррелятов цветовых предпочтений студентов. Выявлена взаимосвязь уровня самооценки личности и стабильности цветовых выборов по тесту М. Люшера. Представлены результаты социометрического тестирования, позволившего на основе цветовых предпочтений выявлять статусно-ролевые позиции студентов и сформировать проектные группы. Сделан прогноз о востребованности цветового консалтинга в сфере визуализации многомерных данных.
: цветовые предпочтения, психология цвета, цветовой тест Люшера, самооценка, социометрия, цветовой консалтинг
Теория цвета по решаемым научно-практическим задачам, своему предмету и объекту, является междисциплинарной областью, включающей волновую и цифровую теорию света, физиологическую оптику, психофизиологию, психофизику сенсорных систем, эргодизайн и целый ряд других парадигмальных направлений наук, связанных с человеком и техникой (Б.А. Базыма [2], В.А. Зверев, В.С. Лежнюк [8], Л.П. Кравцова [12], Б.А. Шашлов [19] и др.).
В истории науки известно: на рубеже XVI-XVII веков было сделано открытие, что природные кристаллы обладают свойством разлагать свет на цвета. Исследования дисперсии света были выполнены английским астрономом и математиком Томасом Харриотом (1560-1621), чешским ученым Йохансеном-Марци (1595-1667). Марци дал объяснение появления радуги, окрашенности тонких пленок и определил, что каждому цвету соответствует свой угол преломления. Однако, в донаучный период теории цвета и света не получил экспериментального подтверждения.
В XVII веке заканчивается донаучный период в истории развития учения о цвете. Подлинный переворот в науке о цвете произошел в 1666 году, когда английский математик и астроном Исаак Ньютон (1642-1726), пропустив солнечный луч через стеклянную трехгранную призму, открыл разложение (дисперсию) белого света на спектр. [9]
Ньютон не только открыл дисперсию цвета, но и выполнил ряд оптических экспериментов с призмами для подтверждения своих выводов. Результаты исследований Ньютон представил в Лондонском королевском обществе в 1672 году в докладе «Новая теория света и цветов». Сочинение «Теория света и цветов» было опубликовано лишь в 1704 году в труде «Оптика». Научная значимость в трудах Ньютона состояла и в том, что цветовые лучи можно было измерить с помощью длины волны, обозначаемой греческой буквой λ, то есть охарактеризовать их численно.
Цвета в спектре располагаются в определенном порядке, при этом каждый цвет постепенно и незаметно переходит в другой цвет. Здесь возникает закономерный вопрос, почему Ньютон проведя аналогию с музыкальным рядом, составил цветовой ряд, привязав его к семи нотам октавы: до – (красный), ре – (оранжевый), ми – (желтый), фа – (зеленый), соль – (голубой), ля – (синий), си – (фиолето-вый).
Впервые Ньютон разделяет науку о цвете на две составляющие: объективную (физическую) и субъективную, связанную со зрительным восприятием. Проведя аналогию между звуком и цветом, Ньютон считал, что колебательные движения воздуха, действуя на ухо, вызывают ощущения звука, так и действие света на глаз производит ощущения цвета.
И. Ньютон впервые обратил внимание на психофизиологическую природу цвета и отметил проблему субъективности восприятия цвета и множественности факторов, влияющих на восприятие и психосемантику цвета [2, 7, 9 и др.].
Существует проблема, связанная с тем, что ответ на вопрос о природе цвета полученный в психофизиологических исследованиях, оказывается в противоречии с житейским опытом человека. Представления о свете и цвете формируются на основе многолетнего зрительного опыта. Мы определяем цвет как свойство, как физическую характеристику внешнего объекта, аналогичную весу, плотности (мы говорим: «Яблоко - красное»). Свет также видится как характеристика источника излучения. Причина этого – «объектность» нашего восприятия, суть которого заключается в том, что субъективные (психические) образы нашего восприятия представлены сознанию как объекты среды, они отождествляются с предметами внешнего мира. Для обыденного опыта цвет и свет не порождаются зрением, а только передаются с помощью зрения. Существует терминологическое смешение между физикой и психофизиологией с применением терминов «свет» и «цвет». С точки зрения физики, свет – это электромагнитное излучение, т.е. видимая часть спектра, а также некоторые другие участки спектра, невидимые глазом. Термин «цвет» в физике обычно используется для обозначения монохроматического или узкополосного излучения. Выражение: «Призма разлагает белый свет на цветные лучи» является очень распространенным в физической литературе [19].
Цветовые ощущения связаны с воздействием определенной части спектра электромагнитного излучения, как показано в работах [7, 9]. Действием на органы зрения излучений,
λ = 380780 длины волн которых находятся в диапазоне λ = 380780 нм, приводит к форми-рованию не только ощущению светлот, но и возникновению и развитию так называемых световых способностей [20, 21]. Таким образом, в физиологической оптике и психологии цвета принято считать, что цвет излучений в диапазонах λ = 380¸400 нм и λ = 700¸780 нм аналогичен цвету излучений с длинами волн λ = 400¸700 нм соответственно, что свидетельствует с позиций психофизики сенсорных систем наличию порогов цветовых ощущений [9].
Количественная оценка светлоты цветовых ощущений связана с оптическим изображении на сетчатке глаза и контрастной чувствитель-ностью глаза. Существует психофизический феномен адаптации при восприятии яркостей и задача измерения спектральной чувствительности глаза, связанная с цветовыми способностями [6, 8].
Восприятие светлоты и цветности зависит от физических свойств излучений, в целом ряде исследований показано, что с изменением мощности излучений (яркости) изменяется светлота, с изменением длины волны – цветность [19].
Совместное действие светлоты и цветности можно проиллюстрировать на следующем примере. Если поместить окрашенную поверхность частично на прямой солнечный свет, а частично – в тень, то светлота меняется, а цветность нет. Совокупность светлоты и цветности обозначается термином «цвет». Уточним, что будем рассматривать только ощущение цвета от воздействия световых излучений на зрительные органы человека. Ощущение цвета можно выразить трехмерной величиной. Эта величина также носит назва-ние «цвет». [2]
Необходимо различать два близких понятия: окраска предмета и его цвет. На бытовом уровне эти понятия обычно не различаются. Окраска характеризует спектральные свойства поверхности предмета отражать те или иные излучения в направлении глаза (или измерительного прибора). Цвет данного предмета – это то, как реализуется эта отражательная способность с учетом условий его освещения и рассматривания. Например, белый снег. Кривая его отражения p(λ) примерно параллельна оси абсцисс. При ясной погоде тени на снегу синие, а если закат багровый, то красные.
Цвет – это сложное явление, поэтому наука о цвете включает в себя физические, физиологические и психологические аспекты. Физика цвета рассматривает оптические явления, возникающие при рассматривании предметов в отраженном или проходящем свете, а также аппаратуру и методы получения и измерения соответствующих спектров. Физиология цвета изучает действие излучений на глаз, причины возникновения светового и цветового ощущений, работу зрительного аппарата. Психология цвета изучает влияние психологических факторов на ощущения, вызванные излучениями с определенными физическими характеристиками.
На рисунке 1 приведена диаграмма чувствительности зрения человека к разным цветам [9].
Рис. 1. Зависимость относительной чувствительности глаза от длины волны
Из этой кривой светочувствительности человеческого глаза видно, что зрение человека наиболее чувствительно к зеленому цвету. При восприятии зеленого цвета зрительная система человека не напрягается, а наоборот расслабляется. Из кривой видно также, что глаз имеет очень низкую чувствительность к фиолетовому и красному цветам. Это означает, что при восприятии фиолетового и красного цветов глаз сильно напрягается. Это может привести к напряжению все зрительной системы.
Важной особенностью цветовосприятия являются дифференциально-психологические различия цветовых ассоциаций [5, 11, 15, 22, и др].
Восприятие света и эстетическое переживание его существенно зависит от ассоциаций, вызываемых цветом. Явление цветовых ассоциаций заключается в том, что данный цвет возбуждает те или иные эмоции, представления, ощущения, то есть воздействием цвета возбуждаются другие органы чувств, а также воображение, память о пережитом. Можно классифицировать цветовые ассоциации следующим образом [2]:
1) Весовые (легкие, тяжелые, воздушные, невесомые);
2) Температурные (горячие, теплые, холодные, пламенеющие, леденящие);
3) Осязательные (мягкие, жесткие, колючие, нежные);
4) Пространственные (выступающие, отступающие, близкие, далекие);
5) Акустические (тихие, громкие, звонкие, музыкальные, свистящие, лающие);
6) Вкусовые (сладкие, вкусные, горькие, сухие, слащавые);
7) Возрастные (детские, молодежные, стариковские);
8) Сезонные (весенние, летние, зимние, осенние);
9) Этические (мужественные, сентиментальные, смелые);
10) Эмоциональные (веселые, грустные, скучные, спокойные, драматические, трагические);
11) культурные (напоминающие колорит всевозможных явлений культуры – от живописи знаменитых художников до средового дизайна)
Любое прилагательное нашей речи может характеризовать цвет. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Возможны также врожденные ассоциации: например, светлые цвета кажутся легкими, а темные тяжелыми. Это ощущает человек даже в раннем детстве, до опыта. Наиболее однозначные ассоциации: температурные, весовые, слуховые. Разные люди оценивают эти качества цвета одинаково. Например, красный всем кажется горячим и громким, а голубой – холодным и тихим. Наиболее неоднозначные ассоциации: вкусовые, осязательные, эмоциональные, то есть те, которые связаны с более интимными переживаниями. Здесь даже близкие люди могут совершенно по-разному реагировать на одни и те же цвета. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции. Это можно объяснить двойственностью их природы. Желтые и зеленые вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков, а вместе с тем в природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зеленого связывается в сознании с определенным предметом или явлением – отсюда и богатство ассоциаций. Самая обширная область культуры, где не обойтись без ассоциаций – названия цветов. Большинство употребляемых в практике цветообозначений происходят от сравнения с какими-либо предметами, явлениями, произведениями природы и искусства. Приведем небольшие списки различных оттенков хроматических и ахроматических цветов, употребительных в русском языке. Например, один только красный цвет имеет множество оттенков на основе ассоциаций: свекольный, вишневый, бордовый, малиновый, клюквенный, брусничный, багровый, багряный, пунцовый, гранатовый, рубиновый, кровавый, алый, кумачовый, томатный, коралловый, розовый, терракотовый, винный, маковый, червленый, медный и т.д. [7].
В ассоциациях здоровых испытуемых существуют сильные и относительно однозначные связи между цветами и эмоциональными состояниями [8, 10].
Особенности восприятия различных цветов связаны не только эмоциональными состояниями, но и с более устойчивыми личностными характеристиками, такими как самооценка, уровень притязаний, статусно-ролевые позиции в группе [1, 3, 13].
Особенности цветовых выборов студентов с высокой и низкой самооценкой нами изучалось на основе модифицированного варианта цветоасоциативного теста М. Люшера [22].
Для эмпирического исследования были выбраны следующие методики: стандартная методика определения самооценки методом ранговой корреляции (через определение коэффициента корреляции между реальными и идеальными «я» и восьми цветовой тест Люшера в интерпретации С.Н. Федотова, Л. Н. Гришиной и Г.С. Гутянского [17].
Результаты цветовых выборов студентов с высоким уровнем самооценки отражают оптимистическую, активную, жизнелюбивую позицию личности, а результаты лиц с низким уровнем самооценки проявляют комплекс психологически неблагоприятных факторов, препятствующих установлению нормальных межличностных отношений.
После тестирования на уровень самооценки были определены следующие подгруппы: 30 студентов с низким уровнем самооценки (низкая и неадекватно заниженная самооценка), 60 студентов со средним уровнем самооценки (с коэффициентом корреляции идеального и реального «я», близким к 0) и 30 студентов с высоким уровнем самооценки (высокая и неадекватно завышенная самооценка).
«Нормативный выбор» (основные цвета 1, 2, 3, 4) отражающий оптимистическую активную позицию личности, представлен у половины всех лиц с высоким уровнем самооценки. Этот вариант выделяется как идеально гармоничный. Существенно реже такой выбор встречается у лиц со средним уровнем самооценки и еще реже – у лиц с низким уровнем самооценки. При проверке достоверности различий между лицами с низким и высоким уровнями самооценки по параметру «частота встречаемости нормативного выбора» получено φ*эмп = 2,12, указывающее на статистически достоверные различия при p ≤ 0 ,05 [21].
Выбор синего цвета на первых позициях чаще встречается у 50 % лиц с низким уровнем самооценки. Выбор синего цвета на первых позициях указывает на склонность к интроверсии, на избирательность в контактах, пассивную позицию, потребность в глубокой привязанности как инструменте достижения внешней защиты. Лица с низкой самооценкой постоянно ждут подкрепления со стороны. Потребность в понимании, любви и поддержке является ведущей. Преобладание стремления к покою, уединенности, всплески активности быстро сменяются фазой пассивности. У лиц с высоким уровнем самооценки синий цвет на первых позициях встречается в 36,7% случаев.
Различия обнаружились по предпочтениям в отношении красного цвета: выбор красного цвета на первых позициях среди лиц с низким уровнем самооценки встречается лишь у
13,3 %, у лиц со средним уровнем это показатель составляет 20 %, а из лиц с высоким уровнем самооценки его выбрали более чем половина испытуемых (53,3 %). Выбор красного цвета на первых двух позициях указывает на потребность в достижении, обладании, лидировании, целенаправленность, высокую поисковую активность. Активность и наступательность, высокая мотивация достижения, потребность в обладании жизненными благами, стремление к доминированию, непосредственность и раскрепощенность поведения,
потребность в самореализации, противодействие обстоятельствам, препятствующим свободной самореализации личности, черты мужественности, склонность к риску – все эти черты, соответственно, более присущи студентам с высокой самооценкой.
Рассчитав частоту встречаемости каждого цвета на той или иной позиции цветового выбора, был получен обобщенный цветовой выбор лиц с высоким и низким уровнем самооценки, который представлен в табл. 1.
Таблица 1
Обобщенный цветовой выбор студентов с разным уровнем самооценки
Студенты с разным уровнем самооценки Обобщенный
цветовой выбор
Лица с низкой
самооценкой 12 453 067
Лица с высокой
самооценкой 32 140 567
Анализ мотивов учебной деятельности студентов с низкой самооценкой и высокой самооценкой на основе интервьюирования показал, что студенты с высокой самооценкой стремятся стать высококвалифицированными специалистами, получают от учебы интеллектуальное удовлетворение, хотят добиться одобрения родителей и окружающих. Обобщенные актуальные потребности по тесту Люшера у студентов с высокой самооценкой представлены в табл. 2.
Таблица 2
Обобщенные актуальные потребности по тесту Люшера у студентов с высокой самооценкой
Основной способ
действия и цель, к которой личность стремится +3+2 Активность, высокая мотивация достижения, потребность в обладании жизненными благами, стремление к доминированию, целенаправленность действий, непосредственность и раскрепощенность поведения, высокая самооценка, потребность в самореализации, противодействие обстоятельствам, препятствующим свободной самореализации личности, черты стеничности и мужественности, склонность к риску сочетаются с такими тенденциями, как скептичность и внешне обвиняющие реакции, потребность в отстаивании собственных установок, упорство, противодействие обстоятельствам, которое носит защитный характер. Чувство соперничества. Значимость собственной социальной позиции. Стрессоустойчивость, стремление к престижной позиции, доминированию.
Актуальное состояние личности x2x4 Актуальность надежды на повышение социального
статуса и материальной обеспеченности
Студенты с низкой самооценкой, как показали результаты интервьюирования стремятся к избеганию осуждения и наказания за плохую учебу, надеются на успешное обучение на последующих курсах, хотят достичь уважения преподавателей.
Обобщенные актуальные потребности по тесту Люшера у студентов с низкой самооценкой представлены в табл. 3.
Таблица 3
Обобщенные актуальные потребности по тесту Люшера у студента с низкой самооценкой
Основной способ действия и цель,
к которой
личность
стремится +1+2 Потребность в прочной и глубокой привязанности, эмоциональном комфорте и защите от внешних воздействий. Дружелюбность, комфортность установок. Потребность в понимании и любви является ведущей. Потребность в оберегании от посягательств своей социальной позиции, потребность как в самоуважении, так и в сохранении личностного рено-ме в глазах значимых окружающих. Деликатность в сфере межличностных контактов сочетается с упрямством в отстаивании своей позиции.
Актуальное
состояние
личности x4x5 Стремление преодолеть предубеждение и недоброжелательность окружающих; настороженность во взаимоотношениях в связи с тенденцией к преувеличению значимости их мнения. Недоверчивость, переживание чувств обиды, стремление улучшить впечатление о себе в глазах значимых окружающих. Упрямство и своеволие, возводимые в принцип.
Как показано в наших и других исследованиях цветодиагностика может быть использована не только для выявления личностных способностей, но и для оценки сработанности и совместимости, анализа социально-психологического климата, формирования малых групп с учетом статусно-ролевых позиций и функциональных ожиданий [4, 14, 16].
Существует несколько подходов к формированию творческих групп и решению задач о распределении студентов между руководителями, так, например, в работе [13] предложена схема «многие к одному», основанная на решении задачи об устойчивых паросочетаний с использованием алгоритма Гейла-Шепли (D.Gale, L.S. Shapley).
Для формирования творческих паросочетаний проектных групп студентов на основе социометрической методики, нами предложена цветовая шкала предпочтений, представленная в табл. 4.
Таблица 4
Социометрическая шкала цветопредставленийдля формирования проектных групп
Бальная оценка –3 –2 –1 0 +1 +2 +3
Цветопредпочтения черный серый синий зелёный желтый оранжевый красный
Выбор цветопредпочтений обусловлен спектральным воздействием цвета на эмоциональную среду с учетом индивидуально-линейных особенностей (рис. 1).
Блок-схема алгоритма работы аппаратно-программного комплекса (Патент RUS 1809455, МКИG09Б7/07) для обработки социометрической информации, которой описан в работах [4, 14], показана на рис. 2.
Алгоритм формирования проектных студенческих групп включает: анализ цветоматрицы взаимных связей, вычисление персональных и групповых социометрических индексов; построение социограммы; экспертную поддержку принятия решения и интерпретацию результатов.
В табл. 5 представлена социоматрица одной из групп студентов (группа наноэлектроники), которая сформирована для проектирования цветомузыкальной установки на основе принципа лазерной анимации [14, 21].
Для построения координатной социограммы и назначения руководителя проектной группы были вычислены: коэффициент эмоциональной экспансивности (отношение студентов ко всем членам группы) Ei; индекс социометрического статуса (отношение студентов группы к данному члену) Si; индекс успеваемости (нормированное значение успеваемости обучения) Бi; суммарное значение индекса авторитетности (экспансивность+ статус + успеваемость) ∑ и рейтинг студентов R.
Рис. 2. Блок схема алгоритма работы аппаратно-программного комплекса по патенту RUS 1809455
Таблица 5
(группа (1LA)) Лазерная анимация
№ ФИО 2 4 11 12 20 Ei Si Бi ∑ R
2 GKA X +1 +0 +3 +1 0,67 0,60 0,75 1,35 2
4 DTA 0 X +3 +3 +1 0,50 0,80 0,70 1,50 1
11 MVV +3 +2 X -1 +1 0,45 0,60 0,25 0,85 5
12 MMA +1 +1 +1 X +1 0,75 0,60 0,55 1,15 3
20 SVV +3 +2 +3 +3 X 0,25 1,00 0,12 1,12 4
Вычисленные индексы позволили определить лидера группы в учебной деятельности (студент GKA №2), неформального лидера (студент SVV №20), наиболее авторитетного студента (студент DTA №4) и построить координатную социограмму (рис. 3), где Бi – успеваемость, Si – социометрический статус.
Рис. 3. Координатная социограмма проектной студенческой группы «Лазерная анимация»
Перспективным направлением цветовой психодиагностики является способ оценки психофизического состояния человека, в рамках которого проводится анализ выполненного им цветного рисунка, а именно измеряют площади и яркости его фрагментов. Затем определяют яркость рисунка путем суммирования яркостей фрагментов и светимости фрагмента рисунков. Значения светимостей фрагмента рисунка, выполненных в одинаковом свете, суммируют, составляют, числовой ряд из суммарных значений светимостей цветов, использованных в рисунке. После чего определяют уровень выраженного психофизического состояния по значениям числового ряда светимостей цветов, рассматривая его как подобие цветной шкалы теста Люшера [6].
Разработан и практически апробирован-также способ цветового шкалирования жизненного пути и карьерного роста, который позволяет учитывать динамику цветовых предпочтений на различных временных интервалах [8].
Испытуемому предлагают оценить вспоминаемые этапы жизни по пятибалльной шкале, присваивая оценку 5 баллов ответу «отлично». Наносят данные оценки в виде прямоугольников, окрашенных в ассоциирующиеся с данным периодом цвет, на диаграмму на координатной плоскости, по оси абсцисс которой отмечается возраст исследуемого, а по оси ординат субъективное восприятие различных периодов жизни. Оценку психологического состояния личности осуществляют по коэффициенту ретроспективного восприятия (Крв), рассчитываемому по формуле:
,
где Крв – коэффициент ретроспективного восприятия периодов своей жизни; N – количество лет в оцениваемом периоде; H – оценочный коэффициент данного периода жизни по пятибалльной шкале; Клюш – коэффициент цветоэмоционального восприятия этапа жизни с использованием цветовых эталонов Люшера; V – возраст испытуемого. При необходимости возможно дальнейшее развитие теста, предложив испытуемому нарисовать контурную линию диаграммы, а затем дополнить её, создав какой-то образ. Способ позволяет объективно отразить психическое состояние и динамику его изменения, оценить восприятие различных этапов жизни для исследования межличностных отношений как с группой людей, так и с отдельно взятым человеком в течении длительного и короткого промежутков времени.
Заключение
1. Проведенный теоретико-экспериментальный анализ подтвердил широкие диагностические и прогностические возможности цветоассоциативных тестов для изучения личностных особенностей, темперамента, самооценки, эмоциональных предпочтений, статусно-ролевых позиций студентов в малых группах.
2. Цветовой консалтинг может быть успешно использован в кадровой работе, маркетинговых коммуникациях, дизайн-проектировании, в процессе организации, планирование и проведения эргономической исследований.
3. Следует ожидать повышения спроса на услуги цветового консалтинга в сфере визуализации многомерных данных при конструировании адаптивных тестов, дизайн-проектировании информационных интерфейсов и эргономическом обеспечении, разработки и эксплуатации интернета-вещей.
1. Аверченков В.И., Кондратенко С.В., Спасенников В.В., Математическое моделирование процесса тестирования с использованием шкалы цветовых предпочтений // Информационные системы и технологии. - 2016 - №2 (94). - С. 5-13.
2. Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика. - М.: Речь, 2005. - 172 с.
3. Гарбузова Г.В., Мельников И.В. Педагогический дизайн и эффективность интернет курсов // Эргодизайн., 2018 - №1 (01). - С. 17-22.
4. Голубева Г.Ф. Непараметрическая социометрия в анализе связи формальной и неформальной подструктуры общения старшеклассников // Almamater (Вестник высшей школы). - 2017 - №4. - С. 37-39.
5. Дергачёв К.В., Кондратенко С.В., Спасенников В.В., Эргономическое обеспечение разработки дизайна логотипов // Труды академии технической эстетики и дизайна. - 2017 - №1. - С. 41-46.
6. Дадонова Л.П., Патент RUS 2167-603 Способ оценки психофизического состояния человека, - МПК А61В5/16 - 27.05.2001.
7. Драгунский В.В., Цветовой личностный тест: практическое пособие. - Минск: Харвест, 2001. - 448 с.
8. Зверев В.А., Лежнюк В.С., Патент RUS 2113255 Устройство для воздействия на биологический объект электромагнитным излучением. - МПК А61N5/06 - 20.06.1998.
9. Измайлов Ч.А., Соколов Е.Н., Черноризов А.М., Психофизиология цветового зрения. - М.: изд-во МГУ, 1989. - 206 с.
10. Ишнова В.А., Соловьев С.Л., Патент RUS 2401643 Способ оценки психофизиологического состояния человека. - МПК А61В5/16 - 20.10.2010.
11. Кондратенко С.В., Кузьменко А.А., Спасенников В.В., Этнопсихологические особенности цветопредпочтения в маркетинговых коммуникациях // Вестник Брянского государственного технического университета. - 2017 - №3 (56) - С. 88-94.
12. Кравцова Л.П. Нейминг цвета в языке моды // Коммуникативные исследования. - 2017. - №2 (12). - С. 69-86.
13. Подвесовский А.Г., Лагерев Д.Г., Егорова И.Г., Автоматизация распределения студентов по руководителям выпускных квалификационных работ с применением модели двустороннего матчинга // «Современные информационные технологии» ИТ - образования. - 2017. - Т13. - №4. - С.147-157.
14. Спасенников В.В., Смирнов Ю.И., Торбин С.Н., Федотов С.Н.,Патент Rus 1809455 Устройство для оценки психологической совместимости испытуемых - МПК G09В7/07 - 07.09.1990.
15. Спасенников В.В., Кондратенко С.В., Эргономические требования и цветопредпочтения в анализе дизайна логотипов компаний // Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее. - 2014. - №2. - С. 149-155.
16. Сущенко М.А., Худяков А.И., Координатно-социограмный анализ личностной направленности на основе аутосоциометрического моделирования интернативного взаимодействия // Эргодизайн, 2018. - №2 (02). - С. 20-28.
17. Федотов С.Н., Гришина Л.Н., Гутянский Г.С., Прогнозирование изменённых функциональных состояний на основе применения автоматизированного цветоассоциативного теста // Эргономика. Серия: Автоматизация эргономических исследований и разработок, 1991, вып. 1, - С. 59-63.
18. Фролов Д.П. Цветовые технологии рекламной коммуникации // Маркетинг в России и за рубежом. - 2009. - №3. - С. 66-72.
19. Шашлов Б.А., Цвета и цветоведение - М.: Книга, 1986 - 280 с. Шестерина А.М., Гладких А.С., Цвет на телевидении как фактор медиа восприятия // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2018. Т. 4, № 14. С. 38-44.
20. Яньшин П.В. Цвет как фактор психической регуляции // Прикладная психология - 2000. - №4. - С. 14-27.
21. Averchencov V.I., Gulakov V.K., Mirochnicov V.V., Potapov I.A., Spasennicov V.V., Trubakov A.O., Formation of the color palette for content based image retrieval automated systems // World applied sciences journal. - 2013. - T. 24. - C.1-6/
22. Lucher M. The lгsher color test // Tuггrns and ed by Шean A. Scott. - N.Y. : Pocket books., 1971/ - 187 p.