В статье с позиции аскетической психологии, а также интеграции христианской антропологии и христианской психологии, рассматриваются вопросы ценностно-смысловой ориентации в духовно-нравственном развитии казака. Охарактеризованы основные противоречия христианской нравственности и светской морали, имеющие место в обыденной жизни казака. Раскрыто психологическое содержание принципов христианской самореализации личности казака. Выделены с позиции христианской психологии тенденции и этапы развития религиозности. Охарактеризованы кризисы духовного развития в контексте христианской нравственности.
христианская антропология, христианская психология, динамика духовно-нравственного развития, принципы христианской самореализации личности, этапы и тенденции развития религиозности, кризисы духовно-нравственного развития.
Духовно-нравственное развитие личности является одной из актуальных проблем казачьего образования. В основе такого развития лежит православное вероисповедание как системообразующая основа казачьего менталитета, как мировоззренческий базис. Православная вера на всем протяжении существования казачества сохраняла его как социокультурный феномен. Можно сказать, что вне православия не существует и казачества.
Однако следует заметить, что на сегодняшний день имеются проблемы в направлении духовнонравственного развития молодых казаков. Как справедливо замечает владыка Кирилл, митрополит Ставропольский и Невинномысский, председатель Синодального комитета Русской православной церкви по взаимодействию с казачеством, в настоящее время существует весьма прохладное отношение в среде казаков к православной вере, к соблюдению церковных таинств. Во многом причинами этого являются ценностные ориентации в системе отношений «человек — мир» и «человек — Бог». В этой связи, рассматривая вопрос о духовно-нравственном развитии казачества, следует обратить внимание на христианскую антропологию и христианскую психологию, так как именно в данных науках наиболее целостно раскрывается содержание ценностных ориентиров в эссенциональном и экзистенциональном аспектах.
Рассмотрение ценностей и смыслов бытия человека в христианской антропологии и христианской психологии осуществляется неотделимо от личностного развития. Человеческая личность в соответствии с базисными положениями этих наук понимается как некое человеческое интегративное душевное образование. При этом рассмотрение личности в христианской антропологии и христианской психологии (Зеньковский В.В., Федотов Г.П., Ж.К. Ларше и др.) позволяет найти причину сущностной неоднородности (амбивалентности) физического и метафизического в человеке. Разрешение противоречий амбивалентности, прежде всего, находит свое отражение в ценностно-смысловой ориентации личности, в духовно-нравственной направленности самобытия личности.
1. Августин. Творения / Сост., подгот. текста С.И. Еремеева. Т. 1. СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-пресс, 1998.
2. Виссарион (Нечаев), еп. Гордость. СПб., 1899.
3. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1992.
4. Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. М.: Паломник, 1996.
5. Новый завет // Библия. М.: Российское библейское общество, 2001. С. 1009-1371.
6. Полное собрание творений Святых Отцов Церкви / Святитель Григорий Богослов. Кн. 2. М.: Сибирская Благозвонница, 2011.
7. Фатеев А.Н. Что нового внесло христианство в созидание идеи личности и ее прав по сравнению с античной этико-политической философией. Харьков: Печатное дело, 1906.
8. Феофан Затворник, еп. Начертание христианского нравоучения М., 2003.
9. Филарет, игумен. Конспект по нравственному богословию. М.: Московская патриархия, 1990.
10. Черняева С.А. Психология личности и христианская антропология // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2003. № 3. С. 88-100.