Проблемы истории Африки в университетских курсах на примере историко-географического изучения Эфиопии российскими учеными-исследователями на рубеже XIX–XX вв.
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена проблеме преподавания в рамках университетских курсов по выбору проблем истории Африки на примере актуальной темы историко-географического изучения Эфиопии российскими учеными на рубеже XIX–XX в. Автор статьи приходит к выводу о необходимости использовать в преподавании данного курса современных образовательных подходов и методик.

Ключевые слова:
история Африки, научное изучение, преподавание истории.
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Как показывает практика, изучение истории африканского континента, жизни и быта африканских народов представляется достаточно сложной задачей в рамках существующих университетских курсов, т.к.  в учебных планах отводится совсем немного времени для изучения подобных дисциплин и существующие курсы дают лишь самые общие обзорные представления об истории «освоения» Африки белыми колонизаторами.  Еще сложнее обстоит дело с изучением особенностей географического исследования континента российскими учеными-исследователями, т.к. эта страница истории остается практически неизученной и по сей день. О географических экспедициях великих западных исследователей африканского континента – Д. Ливингстона, Г. Нахтигаля, Ж. Маршана  и других написаны десятки научных работ, тогда как их российским коллегам А.К. Булатовичу, Л.К. Артамонову, Н. Курмакову и др. повезло гораздо меньше и они остались практически в тени своих более знаменитых предшественников.  Особую роль в этих научных исследованиях россиян в 1880–1900 гг. играла находящаяся в Восточной Африке христианская Абиссиния (как называли страну европейцы – прим. авт.) или Эфиопия, на протяжении полутора десятилетий привлекавшая к себе отечественных ученых и путешественников и ставшая первой африканской страной, установившей дипломатические отношения с Российской империей (1898 г.).

Десятки россиян побывали в этой стране в составе множества экспедиций – ученых, инженеров, военных, врачей, оставивших по возвращении крайне интересные материалы об Эфиопии, ее государственном и общественном устройстве, полезных ископаемых, климате, плодородии почв. Эти сведения стали ценнейшим вкладом в развитие отечественной эфиопистики в последующие годы, однако сама история географического и научного изучения этой страны по-прежнему требует изучения, т.к. вопросы, связанные с формированием научных представлений об Эфиопии, отборе и критике полученных в результате исследовательских экспедиций научных данных не получили достаточного отражения в специальной исследовательской литературе, по причине отсутствия обобщающих исследований по данной теме.

С начала 1880-х – в середине 1890-х гг. в Абиссинии побывали многие российские путешественники: В.Ф. Машков, А.В. Елисеев, Н.С. Леонтьев, А.К. Булатович, Л.К. Артамонов, регулярно публиковавшие на страницах отечественных газет и журналов результаты проведенных ими новейших исследований на территории Африки,  знакомили читателей  с жизнью и бытом населяющих эфиопское нагорье африканских народов. Наиболее влиятельные и популярные отечественные издания, такие как «Вестник Европы», «Нива», «Русское богатство», «Гражданин», «Новое время», «Наблюдатель», «Нижегородские Ведомости», «Московские Ведомости», публиковавшие статьи и заметки, посвященные политической истории и религиозным верованиям Абиссинии, анализировали и внешнеполитическую деятельность в регионе крупнейших колониальных держав.

Результатом деятельности русских дипломатов, ученых, представителей духовенства и организации успешных научно-исследовательских и официально-деловых экспедиций в Абиссинию в конце XIX в. явилось не только расширение представлений российских политических кругов и общественности об Эфиопии, но и установление первых политических, религиозных и культурных контактов России с Эфиопией, ставших своего рода основой для последующего научно-исследовательского изучения Абиссинии и способствовавших дальнейшему развитию дипломатических и общественных отношений двух стран [4, с. 68]. 

Экономическая заинтересованность российских промышленных и деловых кругов в зоне Красного моря приводила к еще более внимательному изучению российской прессой политических событий в Восточной Африке, порождая невиданный доселе интерес россиян к истории и культуре Абиссинии.

Особое значение в формировании этих общественных и научных представлений об Эфиопии, наряду с периодическими изданиями имели и издававшиеся в России отчеты и дневники Императорского Российского географического общества (далее – ИРГО),  имеющие непреходящую ценность первоисточника [1, с. 22].

Изучение Красноморского региона с середины 1880-х гг. стало систематическим и носило комплексный характер, о  чем свидетельствует не только увеличение числа публикуемых материалов и статей в периодических изданиях общества, но и тематика исследований, богатство фактического материала об Абиссинии. В этих изданиях общества особое место занимали выдержки из мемуаров многих российских путешественников, являвшихся действительными членами ИРГО: В.Ф. Машкова, К.С. Звягина, А.К. Булатовича, Л.К. Артамонова, П.Н. Краснова. Наибольшее число статей, посвященных Эфиопии и Африке, в целом пришлось на период  с конца 1880-х – конец 1890-х гг. в «Известиях РГО», годовых отчетах. 

С начала 1890-х гг. появились материалы о климатических особенностях Эфиопии и Эритреи в «Метеорологическом вестнике», приводились данные о динамике  климатических изменений. Более редкими являлись заметки по разделу «Мелкие известия», кратко знакомящие читателей с происходящими в Абиссинии политическими  событиями, анализировались и успехи основных колониальных держав в этом регионе [1, с. 24].

 Сами же имеющиеся записки и дневники ИРГО об Абиссинии данного периода условно делились на несколько основных направлений:

  1. описание быта, условий жизни эфиопских племен, сбор этнографических коллекций;
  2. проведение аэросъемки, определение высот и составление карт, барометрических исследований;
  3. изучение природы и фауны, описание существующих животных видов и условий их обитания:
  4.  изучение структуры существующих языков, запись отдельных слов и терминов, анализ древних эфиопских рукописей;
  5. публикация научных материалов, рецензий, записок иностранных исследователей;
  6. сведения о государственном строе Абиссинии, внешней политике европейских стран в ее отношении.

 

«Известия ИРГО» и другие периодические издания общества  могут служить полезным источником для изучения отношения российской общественности и научных кругов к этой стране, ее богатой истории и культурным традициям, содержат крайне ценные в научном отношении сведения о том, как последовательно проводилось исследование Восточной Африки отечественными учеными. Благодаря сугубо научному подходу, энтузиазму и непредвзятости своих членов, а также стремлению со стороны Общества дать качественную оценку происходящим в этом регионе событиям, ИРГО сумело поставить исследования по Эфиопии в России на подлинно научную основу.

В целом же деятельность ИРГО в отношении изучения Эфиопии в этот период носила не только сугубо научный характер, но и являлась отражением официальной государственной политики России в отношении африканских стран, своего рода формой государственного участия в освоении  богатого ресурсами Красноморского региона.

Однако изучение данной темы в рамках университетских курсов по выбору представляется достаточно сложной задачей, т.к. научная литература по этой теме начала появляться в отечественной историографии лишь в последние годы [1, 2, 3, 4, 5]. Особенно следует выделить работу А.В. Хренкова [5], посвященную деятельности в Эфиопии поручика Н.С. Леонтьева – ставшего единственным подданным Российской империи, который удостоился звания губернатора одной из Эфиопских провинций. Н.С. Леонтьев также внес весомый вклад в изучение страны и развитие с ней дипломатических отношений.

Проблема изучения Северо-Восточной Африки российскими исследователями –  членами Императорского Русского географического общества на рубеже XIX–XX вв. имеет не только сугубо научный, но и методический аспект, т.к. спецкурс по данной теме в высших учебных заведениях может рассматриваться в качестве составной части более обширного курса по истории географического изучения Африки европейскими и российскими исследователями. Для изучения данной  темы в рамках существующих университетских курсов представляется крайне желательным обращение студентов-историков к воспоминаниям участников российских исследовательских экспедиций, их отчетам и дневникам, знакомство с материалами ИРГО, отличавшимися особой точностью в описании проделанной исследователями научной работы. Оптимальным в целях изучения темы участия русских исследователей в научном освоении Северо-Восточной Африки представляется работа в рамках курса по выбору «История колониальных империй и независимых государств Африки».

При прохождении данного  курса особое внимание следует уделить проблеме развития политической и экономической заинтересованности российской общественности и деловых кругов в освоении Красноморского региона, который с открытием Суэцкого канала в 1869 г. приобрел значение важнейшей торговой и геостратегической артерии для европейских держав. Именно с этого момента Эфиопия привлекала к себе внимание  и российских научных кругов, вызвав настоятельную необходимость изучения страны отечественными исследователями и ее природных ресурсов, благодаря чему с середины 1870 х гг. появились специальные исследования, брошюры и статьи, посвященные жизни отдельных племен эфиопского нагорья, гипсометрическим особенностям профиля страны,  в изданиях общества стали публиковаться материалы европейских исследователей Абиссинии, содержащие подробные сведения о религии, флоре и фауне, климатических условиях страны.

Первой экспедицией, предпринятой с целью устройства на побережье Красного моря российской угольной станции для обеспечения транзита русских судов, стала экспедиция Н.И. Ашинова, обернувшаяся дипломатическим фиаско из-за противодействия французских властей. Однако она не носила научного характера, и ИРГО не участвовало в ее организации и подготовке.

При изучении тематики необходимо обратить особое внимание и на то обстоятельство, что  именно частные инициативы, предпринятые на средства отдельных представителей российской общественности, стали первым подготовительным этапом на пути к научному изучению страны российскими исследователями и путешественниками. Поэтому, несмотря на отсутствие должной подготовки и специальных научных знаний, экспедиция Н.И. Ашинова способствовала усилению интереса российской общественности к региону, а, следовательно, и его дальнейшему научному изучению [1, c. 73]. С целью усвоения материала студентам требуется ознакомиться с отчетами и дневниками русских путешественников, составить подробный маршрут их экспедиций,  проанализировать характер собранных ими сведений. Весьма полезным может оказаться использование сравнительного метода для анализа результатов, полученных экспедицией Н. Леонтьева, в сравнении с более ранними экспедициями В. Машкова, а также А.К. Булатовича.  При решении этой задачи студентам поможет составление собственных комментариев к материалам отчетов и дневников  Н.С. Леонтьева, А.К. Булатовича, с которыми им следует ознакомиться до семинарского занятия по теме. Подведение итогов научной деятельности российских исследователей в Эфиопии целесообразно проводить, разбившись на группы.

Крайне важной является работа с картой региона Красного моря, что позволяет не просто использовать принцип наглядности в обучении, но и оценить масштаб проведенных научных экспедиций российскими исследователями. К сожалению, могу отметить по собственному опыту преподавания различных исторических курсов, у многих студентов исторических факультетов знания о географии изучаемых регионов являются весьма общими и нередко находятся на уровне старших классов средней школы.

При работе с историческими источниками также необходимо составить собственный развернутый комментарий, на основании данных преподавателем контрольных вопросов по теме. Подготовка подобных контрольных вопросов  представляется крайне важной и насущной задачей, т.к. это позволит изучить данную тематику в рамках курса по выбору более проблемно и глубоко. Особое внимание при этом следует уделить оценке характера деятельности российских путешественников в Эфиопии, собранных ими богатых этнографических материалах и наблюдениях; провести сравнение результатов их исследований с более ранними научными достижениями россиян.

В конце каждого занятия по темам курса по выбору необходимо подвести итоги обсуждения в группе, а также оценить представленные сообщения и студенческие проекты. В заключение курса необходимо подвести итоги по данной теме и всему спецкурсу – отметить значение исследований ИРГО конца XIX – начала XX в. в Восточной Африке для последующего развития отечественной науки, в качестве рекомендации для преподавания спецкурса. В целом же, разработанная методика и практические рекомендации не исключают и включение данного курса по выбору в качестве дополнительного блока  в рамках научного изучения стран Азии и Африки российскими и зарубежными исследователями.

Список литературы

1. Агуреев С.А. История географического изучения Эфиопии членами Императорского Русского Географического Общества в конце XIX-начале XX в. (научно-методическое издание). - М., «У Никитских ворот». - 2010. - 112 с.

2. Агуреев С.А. Деятельность Российского Общества Красного Креста в Эфиопии 1896-1897 гг. и российская общественность. Статья// Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. - М., - 2008. - № 6. - С. 57-65.

3. Агуреев С.А. Восприятие Эфиопии в российском общественном сознании на рубеже XIX-XX вв. Статья// Российская история. М., - 2009. - № 2. - С. 36-42.

4. Агуреев С.А. Эфиопия в отражении российского общественного мнения в конце XIX- начале XX вв. Монография - М., РУДН, 2011. - 265 с.

5. Хренков А.В. Африканское генерал-губернаторство поручика Н.С. Леонтьева// Азия и Африка сегодня. - М., 2001. - № 4. - С. 35-44.

Войти или Создать
* Забыли пароль?