Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье исследуются мысли, заложенные в основу одного из малоизвестных произведений Л.Н. Толстого – философа и публициста, а именно, трактата «Так что же нам делать?». Автор проводит параллели с Радищевым, рассматриваются рассуждения Толстого о добре и зле и показана суть его ответа на свой же сакраментальный вопрос.
Толстой Л.Н., вечные вопросы России, совесть, добро, зло, истина, Радищев.
Лев Николаевич Толстой – вершина русской классической литературы. К сожалению, сегодня школьники часто не в состоянии прочитать все четыре тома его главного произведения «Война и мир», однако, готовясь к ЕГЭ, они так или иначе слышали о главных героях, «раскрывали их образы» в сочинении по литературе. Романы «Война и мир», «Анна Каренина», в меньшей степени «Воскресение», неоднократно экранизировались в России и за рубежом. И это, без сомнения, серьезный, красивый, ответственный, умный кинематограф. На сценах драматических театров идут спектакли по произведениям Толстого, есть опера «Война и мир», балет «Анна Каренина» и одноименный мюзикл. Любой российский ребенок еще до школы прочитал или слышал сказки и истории Толстого, написанные им для детей.
Наверное, каждый знает хоть немного о Ясной Поляне, о простой трудовой жизни, которую старался вести Лев Николаевич, о его сподвижнице-подвижнице жене Софье Андреевне и о трагическом и загадочном уходе Толстого из дома в ночь на 28 октября 2010 г. по старому стилю.
Чего ж вам боле?
Передо мной тонкая, в пожелтевшем бумажном переплете книжка с портретом гениального старца с пронзительными светлыми глазами врубелевского Пана. Красным цветом заглавие «Так что же нам делать?». Издание «Посредника», 1906 г. Сразу возникают как минимум три соображения.
Первое. Жанр произведения – по определению самого автора – трактат. Восходящее к лат., traktatus – слово «трактат» обозначает «ученое рассуждение о каком-то предмете» (карманный словарь иностранных слов. Сост. Н.Я. Гавкин. Киев,
Второе. Трактат вышел в
И третье. В.И. Ленин писал о вечных вопросах, стоящих перед мыслящими людьми России, – Кто виноват? (автор – Герцен,
Недаром появление отдельных глав, и позже – самой книги, вызвало такой мощный отклик в обществе, в России и за ее пределами.
Что же подвигло Льва Николаевича на создание этого трактата о бедности и богатстве, рабстве и насилии, о деньгах и философии, о женщине и проституции, о городе и рабочих, о детях и стариках? «Статья о переписи загородила дорогу. Мне необходимо сказать все, что я знаю в этом направлении», пишет Толстой своему секретарю и поверенному другу В.Г. Черткову в начале декабря
На самом деле, в
Сравнив себя с хирургом, только приступившим к осмотру раны, Толстой пишет: «Я убедился, что рана…неизлечима…, а единственная надежда излечения есть воздействие на те части, которые кажутся не гнилыми, но которые поражены точно так же». Это обвинение в адрес власти и общества было сформулировано и нацелено очень четко. На общество в целом, но не в привычном для нас ракурсе. Мы воспринимаем общество в силу нашего образования и традиции как некую тотальность, мыслимую раздельно лишь структурно либо функционально. У Толстого же общество – это каждый и все вместе. Однако «вместе» не означает, что можно снять ответственность с себя и радостно потирать руки, спрятавшись за спины других. Отвечать совместно – означает начать с себя. В этом, собственно, и состоит пафос гениального мыслителя и философа-этика. Да, власть виновата, да, законы несправедливы, да, довлеет насилие, рабство, деньги, но вглядись в себя, найди в себе ответы на мучительные вопросы, и всё можно повернуть в правильную сторону.
Благотворительность – увы – не панацея. «Прежде чем делать добро, мне надо самому встать вне зла, в такие условия, в которых можно перестать делать зло. А то вся жизнь моя – зло. Я дам 100 тысяч и все не стану еще в то положение, в котором можно делать добро, потому что у меня еще останутся 500 тысяч. Только когда у меня ничего не будет, я буду в состоянии сделать хоть маленькое добро. Я<...>чувствовал, и чувствую, и не перестану чувствовать себя участником постоянно совершающегося преступления до тех пор, пока у меня будет излишняя пища, а у другого совсем не будет, у меня будут две одежды, а у кого-нибудь не будет ни одной».
Долгий путь размышлений о том «что же нам делать?» привел Льва Николаевича Толстого к выводу, который одних (жену и сыновей) навсегда отвратил от него, других же – побудил бросить прежнюю жизнь и объединиться в сообщества толстовцев, трудящихся на земле и лишенных собственности людей.
Вывод «так жить больше нельзя» был для Толстого очевиден, и он же потребовал от него огромной нравственной и духовной работы.
Читая «Что же нам делать?» я интуитивно торопила мысль, мне хотелось узнать, какой путь предложил великий философ и писатель, властитель дум и нравственный гуру тогдашней молодежи? Какой? Ответ лежал на последних страницах.
«Человек, не говоря уже о вложенной в него любви к ближнему, и разумом, и самой природой своей призван к служению другим людям и общей человеческой цели. Я понял, что это естественный закон человека», – пишет Толстой. Несчастья же людей происходят из рабства, которое имеет три орудия – насилие солдатства, присвоение земли и взыскание денег.
И Толстой предлагает соответственно три ответа, или три пути избавления.
«Первое: не лгать перед самим собой, как бы ни далек был мой путь жизни от того истинного пути, который открывает мне разум.
Второе: отречься от сознания своей правоты, своих преимуществ, особенностей перед другими людьми и признать себя виноватым.
Третье: исполнять тот вечный, несомненный закон человека – трудом всего существа своего, не стыдясь никакого труда, бороться с природою для поддержания жизни своей и других людей».
Почти 110 лет прошло с момента смерти Льва Николаевича. Насколько более справедливым стал мир? Россия за это время пережила три революции и две мировые войны, прошла через испытание коммунистического и рыночного эксперимента. Прямые последователи Льва Николаевича, толстовцы, давно сгинули в трудовых сталинских лагерях. Молодежь XXI в. мало читает и почти ничего не знает о философских идеях Толстого.
И все же велик Толстой был не тогда, когда попытался ответить на свой сакраментальный вопрос, а тогда, когда поставил его, и вслед за другим гениальным мыслителем-гуманистом, Александром Николаевичем Радищевым, осознал, что «душа страданиями человека уязвлена стала».
[1] Л.Н. Толстой высказывал свои идеи в довольно непростой для России исторический период. Подробнее о социально-экономической ситуации в период написания данного произведения см. [3; 4; 5; 7; 8; 9].
1. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 томах. М.: Художественная литература, 1983. - т. 16. - С. 166-399.
2. Толстой Л.Н. Так что же нам делать? Издание «Посредника», 1906 г.
3. Гладков И.С., Зорина И.Ю. Генезис российской промышленности//Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 34. - С. 81-86.
4. Гладков И.С., Зорина И.Ю. Развитие российской промышленности в XIX - начале XX веков//Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - № 5. - С. 72-76.
5. Гладков И.С., Пилоян М.Г. История мировой экономики: Научное издание - Справочник /2-е издание. - М.: ИЕ РАН, Проспект. 2016. - 384 с.
6. Кащенко Т.Л., Положенцева И.В. Гуманизация образования в высшей школе как фактор социализации личности//В сборнике: Теоретические и методические проблемы развития современного образования Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Печатается по решению Ученого совета Института социально-гуманитарных технологий, протокол № 6 от 18 февраля 2016 года. - 2016. - С. 339-342.
7. Кащенко Т.Л., Положенцева И.В., Пилоян М.Г. Феномен исторической памяти в XXI в//Журнал исторических исследований. - 2019. - Т. 4. - № 1. - С. 46-50.
8. Пилоян М.Г. Домашнее образование дворянок как важнейшая составляющая женского образования в России: исторические особенности//Журнал исторических исследований. -2018. - Т. 3. - № 3. - С. 42-48.
9. Пилоян М.Г. Зарождение женского образования в Российской империи//Журнал педагогических исследований. - 2018. - Т. 3. - № 3. - С. 1-7.
10. Пилоян М.Г. Формирование организационных принципов системного развития науки и образования в России по идеям Г.В. Лейбница//Журнал исследований по управлению. - 2018. - Т. 4. - № 7. - С. 68-75.
11. Положенцева И., Кащенко Т. Феномен исторической памяти и актуализация личной исторической памяти студентов // Власть. - 2014. - № 12. - С. 42-47.