В статье рассматривается проблема выбора организационной культуры, адекватной той ситуации, в которой находится конкретный ресторанный бизнес. После краткого анализа основных организационных культур, их достоинств и недостатков применительно к специфике ресторанного бизнеса отмечается, что наиболее широко распространена в ресторанном бизнесе культура власти. Ее суть достаточно проста. Вся власть и все влияние сосредоточены по концентрическим линиям, которые окружают находящегося в центре главу (в ресторанном бизнесе чаще всего это владелец) и уменьшаются по мере удаления от него. Особенности культуры власти в том, что взаимоотношения с находящимся в центре лидером значат в этой культуре гораздо больше, чем формальная должность или занимаемый пост. В ряде ситуаций ресторанного бизнеса (в случае если жизнь хорошо предсказуема) более эффективна ролевая культура. Но перемены — это то, чего в этой культуре не любят. На перемены в окружающей среде организации с ролевой культурой реагируют, прежде всего, их игнорированием, следующая реакция заключается в еще более упорном и усердном делании того, что делалось всегда. Культура задачи в ресторанном бизнесе эффективна на ранних стадиях его развития, например при создании нового ресторана либо в ситуациях рискованных нововведений, например при смене концепции ресторана. Эта культура не типична и в принципе не долговечна в ресторанном бизнесе, и она должна вовремя сменяться культурой власти в случае неудачи или культурой роли в случае успеха. Констатируется, что единого рецепта для выбора адекватной организационной культуры в ресторанном бизнесе нет и ее надо выбирать для каждой конкретной ситуации исходя из размера ресторанного бизнеса, стадии его развития, условий рынка и применяемой технологии организации ресторанного бизнеса.
организационная культура, ресторанный бизнес, управление персоналом, типология Хенди
РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В УПРАВЛЕНИИ ПОВЕДЕНИЕМ
Руководитель физически не в состоянии эффективно контролировать деятельность даже десятка человек. Все, что делает эффективный руководитель, — это создает организационную культуру и уже через нее управляет персоналом. Руководитель делает это через создаваемую им и изменяемую им под меняющийся рынок культуру. Особенно это касается ресторанного бизнеса.
Чтобы контролировать даже пару сотен сотрудников, необходимо создавать систему контроля, а это чревато созданием серьезных проблем. Например, в случае создания системы управления как иерархической системы, когда власть частично делегируется на уровни ниже, это ведет к проблеме лояльности и узурпации власти. На столе одного из председателей КГБ лежала металлическая пластина, на которой было выгравировано: «Предают только свои».
О родовых проблемах бюрократических структур известно всем. Использование проектных и сетевых структур в ресторанном бизнесе не всегда возможно из технологических ограничений. Добавим, что при формировании организационной культуры в ресторанном бизнесе важную роль играет проектирование рабочего места — как внешнего, так и внутреннего окружения человека.
1. Хэнди Ч. Время безрассудства (The Age of Unreason): Пер. с англ. / Под ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001.
2. Акофф Р. О целеустремленных системах / Р. Акофф, Ф. Эмери; Под ред. И.А. Ушакова. М.: АКИ, 2008.
3. Борновалова Т. Анализ изменения организационной культуры российских компаний на стадиях жизненного цикла [Электронный ресурс]: www.guu.ru
4. Ильиных С.А. Организационная культура как инновационный фактор эффективного управления организацией // Вестник ТГУ. - Вып. 6 (62). 2008.
5. Кастелье М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура / Под ред. Иноземцева. М., 2008.
6. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации: Учеб. пособие. М.: Кнорус, 2010.
7. Ляпина А.А. Корпоративная культура и инновации в компании // Инновации. 2009. № 12.
8. Низиенко Е.А. Культурная антропология установки на восприятие инноваций в организациях // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2011. № 1. С. 41-72.
9. Резниченко В.Ю. Социология организаций: управление рисками в организации. М., 2009.
10. Стеклова О.Е. Формирование инновационной культуры организации // Качество. Инновации. Образование. 2008. № 4. С. 31-36.
11. Хэнди Ч. По ту сторону уверенности: изменяющийся мир организаций: Пер. с англ. / Под ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2002.
12. Чудаев А. Доминантный статус инновационной составляющей в системе управленческих ценностей и корпоративной культуре // Инновации. 2008. № 4 (114). С. 93-96.
13. Шейн Э.Г. Организационная культура и лидерство. Построение. Эволюция. Совершенствование. СПб.: Питер, 2007.
14. Frederick Winslow Taylor. The Principles of Scientific Management / Frederick Winslow Taylor. Filiquarian Publishing, 2007.
15. Handy C. The Age of Paradox. Boston: Harvard Business School, 1994.
16. Hill R. EuroManagers and Martians: The Business Cultures of Europe’s Trading Nations // Europublic. 1994. SA/NV/
17. Schein E.N. Organizational Culture and Leadership. San Francisco: Jossey-Bass, 1980.