Россия
студент
Статья посвящена последствиям действий немецкого режима в Курской области в Великую Отечественную войну. Согласно архивным документам приведены экономические, людские и ресурсные потери почти двухлетней оккупации. Также рассмотрено отношение немцев к мирным жителям, раненым бойцам. Приведены фамилии палачей, устанавливавших «новый порядок». Установлены названия части деревень, сожженных немецкой армией. Доказано целенаправленное уничтожение мирных жителей Курской области.
Великая Отечественная война, Курская область, жертвы, фашизм, немцы
Постоянные нападки Запада, попытки переписать ход Великой Отечественной войны, жалость к немецким солдатам и очернение советских воинов-освободителей – это та реальность, с которой общество сталкивается ежедневно. И если мнение взрослого поколения такая ложь и клевета не способны изменить, то у современной молодежи складывается своя точка зрения на ход истории и жертвы. В каждой области, затронутой войной, найдется немало событий (боевых действий) и героев. Школьникам необходимо об этом рассказывать. Точно также нельзя не сказать и о нескончаемых человеческих жертвах от рук «невинных» немецких солдат.
Целью исследования является изучение случаев безжалостного отношения оккупантов к местному населению Курска и Курской области.
В школе преподают лишь жалкую часть всего того, что происходило на самом деле. В результате архивной работы удалось найти много информации о невинных жертвах, пострадавших от рук немецко-фашистских захватчиков. Курская область была оккупирована в течение 23 мес. в западных районах и до 7 мес. в восточных районах. За время оккупации территории Курской области (по данным 58 районов) погибло от рук немецко-фашистских захватчиков 30 166 чел. (1040 детей), угнано 42 523 чел. [1].
Безжалостно немцы расстреливали больных, инвалидов, женщин и детей. После неудачных военных операций они особенно жестоко вымещали зло на мирном населении. В первые дни оккупации г. Курска были расстреляны 10 граждан около бани на улице Дзержинского. Вторично в декабре 1941 г. немецкие оккупанты расстреляли 25 чел. граждан г. Курска на площади около медицинского вуза (на данный момент там установлен монумент) и 5 чел. у хлебозавода, также они истребили всех евреев г. Курска, которые не успели эвакуироваться [1]. На Вахте Памяти 2018 были найдены останки 17 мирных жителей. 16 из них – евреи (старики, женщины и дети) и один мирный житель, который их укрывал. Взрослых немцы расстреливали, а детей убивали прикладами. Местная жительница утверждала, что после расправы из-под земли некоторое время доносились стоны.
Кроме жестоких издевательств над женщинами, стариками, детьми, немецко-фашистские солдаты издевались над ранеными пленными военнослужащими. Они бесчеловечно расправились над 17 ранеными командирами и красноармейцами, которые находились в госпитале при больнице Солдатского сельсовета. Им резали пальцы на руке, носы, выкалывали глаза, а после этого расстреливали. В колхозе «Красный Герой» (Старороговский сельсовет) в 2 хатах заживо было сожжено 50 раненых красноармейцев [3].
Немецкие палачи не щадили никого. Пытаясь добиться покорности населения г. Курска и Курской области, оккупанты использовали разнообразные виды репрессий и террор. Они учинили кровавые злодеяния в Сапоговской психиатрической больнице, где по приказу немецкого врача Керна, было отравлено ядами 538 чел. больных, а 330 чел. умерли с голоду. Сотни трупов обнаружены за городом в Щетинке, Знаменки, на Солянке. Вблизи деревни Щетинка было обнаружено семь ям с количеством трупов советских граждан свыше 1000 чел. На Солянке обнаружена яма с 46-ю расстрелянными гражданами. Вблизи Знаменской рощи обнаружено уже в середине 1944 г. 443 черепа с костями. В Курской городской тюрьме было произведено насильственное умерщвление 300 женщин, зараженных немцами сифилисом (совсем недавно обнаружили яму с несколькими десятками трупов во дворе Льговской тюрьмы) [1].
И это лишь единичные примеры зверствования немецко-фашистских захватчиков. Их было намного больше. Особенно жестокая расправа была над теми, кто знал, но скрывал место расположения партизан, таких лиц приговаривали к смертной казни. Эти примеры показывают, что немцы целенаправленно истребляли советских граждан под всякими предлогами, их основная цель была уничтожить [8]. Имеется немало доказательств, когда немецкие оккупанты сжигали целые села. В области полностью были сожжены 157 сел, а большая часть населения этих сел расстреляна, трупы сожжены, либо же выброшены на улицу, долгое время запрещалось их хоронить.
Опустошение территорий, подлежащих оккупации, и безжалостное отношение к населению были детально разработаны до нападения на СССР. Существовали специальные памятки для офицеров и солдат вермахта, в них говорилось: «убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик – убивай, этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься навеки» [7].
В г. Курске немцы собирали здоровое мужское население до 50 лет, которых, объявив военнопленными, размещали в лагеря организованные в ряде пунктов города, не кормили, не давали воды и заставляли работать. Тех, кто не выполнял нормы, били резиновыми палками, отказавшихся – расстреливали. Жителям под страхом смерти запрещали приобретать топливо. По появляющимся верховным гражданам на улицах стреляли без предупреждения. Немцы поголовно грабили население, ходили по дворам, домам и отбирали белье, обувь, одежду, продукты. Жителей целыми семьями с детьми разували, раздевали и выгоняли во время мороза из домов, а сами занимали дома и хозяйничали в них [6]. Расстреливая активистов, представителей комсомола, заставляли их предварительно самим вырывать себе могилы.
Через городские управы, старост, кулаков проводилось вылавливание партизан, коммунистов, евреев. В городах и селах стояли виселицы с повешенными для устрашения населения. В домах, где находилось по 3-5 чел. арестовывали, подозревая в них партизан. Во временно оккупированных районах немцы распространяли слухи о том, что Ленинград и Москва окружены, что немецкие войска стоят у реки Волга, что советское правительство переехало в Сибирь, а всех возвращающихся из плена или окружения красноармейцев в командование частей РККА расстреливает.
В лагерях военнопленных, которые находились под открытым небом, под снегом, на холоде, кормили полусырой капустой, которую давали в котелке на 5 чел. Немцы часто без повода стреляли в толпу пленных и изредка обкидывали их гранатами.
В районах, находившихся под оккупацией немцев, были вывешены приказы, гласившие о том, что:
- Граждане не должны верить, что немцы грабят и убивают.
- Партийные и советские работники должны зарегистрироваться в немецкой комендатуре.
- Все, кто знает о том, где скрываются партийные и советские работники обязаны донести в комендатуру; за скрытие – смертная казнь.
- Кто сообщит о местонахождении партизан, тому за голову каждого партизана будет выплачено 100 руб. За укрытие – смертная казнь… [6].
Ущерба области нанесено 26 819 678 300 руб. [2]. Были уничтожены такие структуры, как: здание Дома Советов на Красной площади, Обкома ВКП/Б, Госбанка, Управления связи, Почтамта, Горсовета, Горкома, гостиницы, сельхозбанка, центральной сберкассы, больницы, школы и ряд других больших зданий. Выведены из строя Курский трамвай, полностью уничтожены 4 трамвайных вагона и частично 30 вагонов (весь трамвайный парк). Особенно пострадали здания промышленно-производственного назначения областного и районного подчинения, которые были полностью разрушены и выведены из строя.
Из 3648 школ области (имевшихся на начало 1941 г.) фашисты частично разрушили около 2100 и полностью уничтожили 1295 здания, так же подвержено уничтожению 75% всех предприятий города. Имущество совхозов и колхозов было нещадно разграблено, уничтожено 706 больниц и 387 амбулаторий, сожжено 65 000 жилых домов, более 400 000 граждан Курской области остались без родного дома [5].
Много населенных пунктов, таких как Самсоновка, Выползово, Новая Деревня, Калиново, Больше-Княжая, Стародубцево, Шиповка, Рябиново, Роговое, Колодезек были стерты с лица земли [4].
Организаторами и исполнителями злодеяний и зверств, разрушений и ограблений на территории Курской области являлись представители немецкого командования и гестапо. Всего было установлено 51 фамилия этих палачей. В г. Курске эту подлую работу возглавляли: Штумфельд, Марсель, Фляг, Шварц, капитан Шпанкер, руководитель гестапо – майор Кунц, доктор Керн и др. Они пытались воплотить в жизнь стратегию рейхсфюрера СС Г. Гиммлера: «…ни одного человека, ни одной головы скота, ни одного центнера зерна, ни одной железнодорожной линии, ни один дом не должен остаться целым, не должно быть ни одной шахты, которую можно было бы эксплуатировать в течение ближайших лет, не должно быть ни одного неотравленного колодца. Враг должен найти страну полностью выжженной и разрушенной» [8].
Задача нашего поколения вечно хранить память о тех героях, которые отдали свои жизни ради мирного неба над нашей головой, о невинных жертвах и подвигах тружеников тыла. Нельзя допустить, чтобы такие зверствования повторились. Как видим из приведенных ранее цифр:
- не было «невинных» немецких солдат, которые не хотели воевать на восточном фронте;
- фашисты проводили целенаправленное уничтожение мирных жителей.
1. Государственный архив Курской области (далее: ГАКО). Ф. Р - 3605. Оп. 1. Д. 228.
2. ГАКО. Ф.Р - 3605. Оп. 1. Д. 229.
3. ГАКО. Ф. Р - 3605. Оп. 1. Д. 248.
4. ГАКО. Ф.Р - 3605. Оп. 1. Д. 289.
5. ГАКО. Ф.Р - 3605. Оп. 1. Д. 303.
6. ГАКО. Ф.Р - 3605. Оп. 1. Д. 307.
7. Документы обвиняют. Сборник документов о чудовищных зверствах германских властей на временно захваченных ими советских территориях. Вып. 1 - М., 1943. - 205 c.
8. Дюков А.Р. За что сражались советские люди [Текст] - М.: Яуза, Эксмо, 2007. - 576 c.