с 01.01.2016 по 01.01.2019
ростов-на-дону, Ростовская область, Россия
ГРНТИ 18.01 Общие вопросы искусства и искусствоведения
ОКСО 07.09.02 Реконструкция и реставрация архитектурного наследия
ББК 30 Техника и технические науки в целом
ТБК 6012 История науки
BISAC ARC014010 Historic Preservation / Restoration Techniques
Статья посвящена изучению основных условий распространения европейских тенденций в архитектуре Дамаска во времена Французского Мандата, которые повлияли на традиционную архитектуру и методы проектирования в городе Дамаске в этот период. В статье также рассмотрены функционально-планировочные, архитектурно-художественные и конструктивно-технические особенности жилых и общественных зданий, которые были построены в соответствии с французскими инженерными стандартами в течение Мандатного периода. Особое внимание уделяется административным аспектам организации архитектурно-строительных мероприятий и изменениям законодательства в период действия Французского Мандата. Основные мероприятия рассматриваются в области архитектуры и строительства, осуществляемые французскими властями периода Мандата, существует серьезное культурное воздействие Франции на мандатные страны, сначала четко определены в области архитектуры. Наиболее заметные градостроительные мероприятия, связанные с изменениями в исторической градостроительной системе, отражены в традициях европейских принципов градостроительства. Новые архитектурные формы появляются благодаря сочетанию местных традиций и французских архитектурных тенденций. Целью данной статьи является выявление основных предпосылок и архитектурных особенностей Европы, которые повлияли на традиционную архитектуру Дамаска во время французского мандата.
политики вестернизации, политические факторы, экономические факторы, социальные факторы, административные аспекты, архитектура Дамаска периода Французского Мандата
Введение. В начале двадцатого века синтез архитектуры разных стран становится растущей тенденцией среди сирийских и европейских архитекторов. Так что во время Мандата кульминация политики вестернизации архитектуры конца девятнадцатого века выявила некоторые противоречия. В то же время западные и другие конструкции в западном стиле становятся неисчерпаемым источником идеологического и художественного вдохновения, а Запад – теоретическим руководством и источником необходимых технических знаний.
Европейские архитекторы и инженеры, работающие в Дамаске, представляли средства, которые превратили вестернизацию в движение «радикализации». Таким образом, на рубеже первой половины двадцатого века архитектурно-строительная практика Дамаска была разделена на две основные части: западная и местная тенденции. У каждого есть свои пионеры, свой стиль и своя интеллектуальная основа [1].
Методология. Основой данной работы стали проведенные автором натурные и архивные исследования произведений архитектуры Дамаскс в периоде Французского Мандата. При проведении исследования использовался метод сравнительного анализа произведений архитектуры Дамаска и в периоде Французского Мандата.
Степень разработанности темы. История архитектуры Дамаска от момента образования в 12 веке до н.э. до 19 века н.э. рассмотрена в трудах целого ряда исследователей, как в Сирии, так и за ее пределами. Среди них следует отметить: С. Абдулас, М. Аль-Азхари, Н. Аль-Мунаджид, А.Аль-Бахнаси, K.M. Базили, С. Валтир, А. Надиф, К. Шихаби, М.Зейн Аль Бадин, Г. Хальбуни. Однако архитектура Дамаска периода Французского Мандата изучена недостаточно. Это важный период в истории сирийской архитектуры, когда отмечается зарождение новых тенденций на стыке традиционной и европейской архитектуры, нуждается в детальном рассмотрении и осмыслении.
Основная часть. Основными предпосылками распространения европейских тенденций в архитектуре Дамаска периода Французского мандата были: изменение законодательства, социально-экономические условия, политические события, административные мероприятия, религиозные и культурные факторы, транспорт и планирование факторы, внутрипрофессиональные факторы, технические и художественные разработки [1].
Изменение законодательства. Реформы, проведенные Францией в Сирии, были, по сути, частью двойной заботы о модернизации и рационализации, основанной на западных принципах городского управления, определяемой экономическими интересами. Но во многих отношениях французские реформы только усилили обширное движение регуляторных и административных реформ, которое османы начали с середины девятнадцатого века, известного как танзимат, целью которого было построение системы по западным стандартам, часто по французским.
Французы продолжили процесс административных и законодательных реформ или вносили новые позиции в сирийское законодательство в соответствии с их новыми целями. Реформы велись в пяти направлениях: кадастр и переопределение статуса собственности на землю; статус вакуф, имущества, которым в основном управляют благочестивые фонды; экспроприация; налог на застройку и разрешение на строительство [1].
Что касается владения землей, то эти реформы были направлены на унификацию различных земельных статусов, чтобы гарантировать безопасность собственности, разрешить экономическое развитие. Кроме того, делая возможной ипотеку, а значит, кредит, эта политика позволила рассмотреть инвестиционную политику, основанную на банковских кредитах. Благодаря индивидуализации собственности налоговая база также стала более четкой. Инструментом, служащим этим преобразованиям, стал новый кадастр, вдохновленный первоначально британской системой Закона Торренса, который был внедрен в нескольких французских колониях и известен как земельная книга. Одним из его других последствий было разъяснение понятия общественного достояния, которое также создавало права и, следовательно, доходы для государства (которые включали положения, уже присутствующие в османском законодательстве 1883 года). Реформа вакуф вызывала внимание, так как этот вид собственности обладал значительным экономическим потенциалом, особенно в городе, где по праву вакуф владели и управляли многочисленными объектами недвижимости, жилыми зданиями и различными службами. Но в этой области были ограниченные возможности для маневра французских реформаторов, что позволило им внести лишь минимальные коррективы, и этот вид собственности претерпел мало изменений [1].
Параллельно с этими реформами, в основном относящимися к земельному законодательству, мандатная администрация провела другие законодательные изменения, призванные обеспечить лучший контроль над урбанизацией. Введение разрешения на строительство в 1928 году, постепенно расширяемого и преобразованного в разрешение на строительство в 1930 году, стало существенным нововведением. Этот новый регламент был логическим результатом попыток решения основных проблем городского устройства - реконструкции центра, расширение города, систематизация городского планирования. Кроме того, были отозваны османские положения, касающиеся экспроприации, а затем их объект расширился в 1932 году с учетом общественной пользы по гигиеническим причинам, разрешавшей экспроприацию по зонам. В результате этих реформ цели администрации распространились на несколько позиций, основной из которых является городское планирование. Однако эти постепенные изменения трансформировали возможности городского вмешательства. Они также были объединены с распределением функций между различными государственными субъектами для определения новых рамок городского развития [1].
Политические факторы. 15 сентября 1919 года англичане и французы, собравшиеся на Версальской конференции, договорились о входе Франции в Сирию, а в 1920 году французы взяли под контроль Сирию и контролировали все государственные объекты. Кроме того, школы и институты были полны учителей для преподавания французского языка, который приобрел статус официального языка. Вместе с этим административные расходы сирийского народа увеличились за счет увеличения налогов. В то же время правительство не было признано, а сирийская конституция не была реализована. Новая административная система была представлена следующими министерствами: Министерство юстиции, Министерство финансов, Министерство образования, Министерство общественных работ и сельского хозяйства, а также Генеральный секретариат, который временно руководит текущей работой в Министерстве внутренних дел [2].
В 1931 году Верховный комиссар издал указ об упразднении национального правительства в Дамаске, назначив своего представителя в сирийском государстве главой нового правительства и предоставив себе полномочия, предоставленные президенту Республики при проведении выборов, что означало обеспечение победы его сторонников в парламенте. (рис.1).
Армия была демобилизована властями мандата и сформировала армию сирийских и несирийских солдат из французских колоний и французского командования.
Самое наглядное влияние на архитектурно-строительную практику Дамаска эти реформы оказали в первую очередь в плане строительства новых правительственных зданий и министерств, а также приспособления целого ряда монументальных зданий к новой административной функции (Министерство связи и технологий и некоторые правительственные здания) [2].
Рис. 1. Этно-религиозная карта Сирии
Экономические факторы. С началом Первой мировой войны сирийская промышленность получила сильный удар, связанный с потерей рабочей силы и иностранного рынка, отсутствием покупательной способности среди населения и разрушением ресурсов. Даже шелковая промышленность, которой славился Дамаск, значительно упала. После окончания Первой мировой войны и введения Французского Мандата в отношении Сирии страна была ограничена в узких экономических рамках, закрыты жизненно важные сферы торговли и предпринята попытка компенсации экономических потерь силами сельского хозяйства. Тем не менее, рост населения, высокий уровень жизни в городах и отсутствие новых методов ведения сельского хозяйства подтолкнули людей к промышленной работе, возникли некоторые новые отрасли промышленности. Становление современного производства было связано с распространением машин в 1928 году, чему способствовали власти. Было принято решение оборудование для промышленного производства освободить от таможенных пошлин, после чего было принято решение ввести высокие таможенные пошлины на иностранные товары, что заставило эти отрасли удовлетворить основные потребности страны.
В течение мандатного периода страна испытывала наибольшую потребность в оживлении экономической ситуации. Экономическая программа правительства направлена на снижение налогов и облегчение экспорта сирийских продуктов на французские рынки без уплаты таможенных пошлин. Экономическая деятельность была ограничена по нескольким причинам – несамостоятельность экономики Сирии, связь которой с французской экономикой в первую очередь была направлена на удовлетворение интересов Франции, отсутствие в Сирии торгового порта и др. Торговый обмен осуществлялся через порт Бейрута. Все офисы агентств и коммерческих компаний собрались там. Банк Сирии и Ливана монополизировал выпуск сирийской валюты. Валюта была выпущена на имя Банка Сирии и Ливана на французском и арабском языках. Правительство Мандата строило дороги на окраинах городов и расширяло железнодорожные линии не только из соображений развития торговли, но и по военным причинам. Одновременно правительство расширяло военные здания, не обращая внимания на расширение таможенной деятельности, что давало возможность идти в ногу с соседними странами [2].
Администрация Мандата стремилась обеспечить требования страны унифицировать городские проекты, нацеленные на смягчение экономического кризиса. Разрушение экономической жизни сильно повлияло на местную архитектуру с точки зрения затрат, выделяемых для реализации зданий, сооружений и городских проектов. Отмечаются перемены в пространственной организации города, которые выявили новые экономические тенденции. Так, в городе и окрестностях появились локальные рынки, предназначенные для местных религиозных и этнических меньшинств, в том числе для курдов вдоль дороги и для христиан в Баб Тоуме [2] (рис. 2).
Рис. 2. Места для размещения местных
коммерческих рынков. Источник: Из архива Французского Центра Ближнего Востока в
Дамаске (IFPO) (Под редакцией исследовател)
Социальные факторы. Изменения в социальных аспектах:
- Проявления средневекового общественного уклада продолжал преобладать в жизни дамасских народов вплоть до начала двадцатого столетия. После двух мировых войн оно претерпело большие успехи, и возможно, важные переменные, которые имели место в положении женщин в сирийском обществе, и коренные изменения, которые произошли в их образе жизни и образе жизни, оказали самое глубокое влияние на изменение модели дома в Дамаске в соответствии с этим естественным развитием [3].
- Изменение социальной структуры семьи жителей Дамаска и ее отражение в архитектуре жилого дома. Архитектурно-планировочное решение сирийского дома сложилось в прошлом с целью объединить все ветви и поколения одной семьи под одной крышей. Семья изменилась и имела тенденцию к изоляционизму. Дом все больше соответствовал потребностям молодежи и их представлениям о семье.
- Культурное и социальное положение людей изменилось, и выросло число интеллектуалов и выпускников университетов, которые учились в западных странах и их влияние на распространение западных интеллектуальных и культурных тенденций.
- Диаспоры европейцев, компактно проживавших в Дамаске, были не многочисленны, но очень влиятельны из-за их богатства и сплоченности в дополнение к их социальному и культурному влиянию. Сразу же начинается формирование зон компактного проживания французского населения в западном стиле в соответствии с западными обычаями и традициями жителей этих районов. Это большие окна и зеленые насаждения между зданиями.
- Тенденция к подражанию Западу.
- Высокая плотность населения из-за естественного прироста населения.
- Появление особых зон компактного проживания [3] (рис. 3–4).
Рис. 3. Расширение Дамаска между 1918–1942 гг. (Подготовлено исследователем),
Рис. 4. Развитие области Дамаска между 1918–1942 гг. (Подготовлено исследователем)
Административные аспекты. С введением Французского Мандата изменилась система административного устройства Сирии. Государственные учреждения и институты были реформированы в соответствии с европейской моделью. Были внедрены такие институты, как таким как муниципалитет, который расширил свои полномочия постепенно. Эти новые учреждения первоначально размещали в существующих зданиях Дамаска, адаптированных для новой функции. Затем административные здания были расширены в начале Французского Мандата в 1920 году, чтобы занять большую часть османских зданий, которые стали их собственностью после окончания османской эпохи. Преимущественно в начале Французского Мандата в 1920 году, для размещения новых административных функций были задействованы некоторые османские здания, которые стали их собственностью после окончания османской эпохи [4].
Две организации, созданные в 1921 году, должны были сыграть заметную роль в вопросах городского планирования: Земельный кадастр и Департамент общественных работ. Первый, под руководством инженера Камиля Дуррафурда, управляющего кадастром Сирии и Ливана, обеспечил регистрацию объектов недвижимости во вновь созданном кадастре. С разделом по топографии Совет разработал, в частности, перечисленные планы исследований по городскому планированию и расширению.
Департамент общественных работ, созданный под руководством Управления Верховного комиссара, также призван играть жизненно важную роль в вопросах городского планирования через несколько своих отделений. Управление автомобильных дорог и мостов отвечало за разработку правил дорожного движения и работу на дорогах. Он был по определению вовлечен в городское планирование. Отдел общественных работ также занимался вопросами гигиены, трамваев и электричества. Он должен был сотрудничать с отделом древностей и убедиться в его согласии. Муниципальный технический офис, основанный в середине 30-х годов в Министерстве внутренних дел, также отвечал за расширение муниципалитетов страны [4].
Религиозные и культурные факторы. Повлиявшие на динамику изменений традиционного жилого дома, были следующими: строится много новых мечетей, правительственных зданий, дворцов, школ, бань, больниц, клубов, даже кинотеатров и других зданий. Строительство и планировка культовых сооружений напрямую связана с религиозными законами, в соответствии направления частей света, помещение для молитв всегда ориентировано на юг, в направлении Мекки, священного города всех мусульман. Михраб (место для молитв) расположено всегда в южной части помещения (рис. 5). Культовая и дворцовая архитектура Сирии в составе Османской империи приобрела черты турецкого зодчества. Наиболее ответственные постройки возводились по проектам турецких (османских) архитекторов (например, архитектор Сенан, построивший культовый и благотворительный комплекс - такие Сулеймание в Дамаске). Фасады зданий облицованы контрастными рядами черного и белого (или желтоватого) камня в стиле аль-абляк. Интерьеры дворцов и богатых жилых домов становятся все более нарядными. Фасады зданий османского периода облицованы также контрастными рядами цветного камня и расписаны в стиле аль-ажеми. Ислам был против настенной живописи, запрещалось изображение человека, использовался геометрический орнамент [4].
Рис. 5. «Михраб» место для молитв в доме Чирази
В конце XIX в. этот архитектурный язык меняется, богатые торговцы хотели перенести великолепие Европы в Дамаск, хотели изменить уклад своей жизни, своеобразный протест правящему классу, а в свою очередь, этим хотели удивить посетителей. Меняется значение входной зоны здания - она становится более помпезной, богато украшается. Не было ни одного сантиметра свободного на стенах дамасских домов, вся плоскость стены покрывалась фресковой живописью, которую производили поверх цветной каменой кладки, покрытой слоем штукатурки. Темами таких настенных панно были: растительный орнамент, обрамляющий картины с природными и архитектурными пейзажами. В художественном оформлении зданий происходила своего рода борьба противоречий, своеобразная «эклектика с барочными формами». В жилых постройках этого периода появляются новые помещения: столовые комнаты и библиотеки [4].
Факторы транспорта и планирования. Развитие транспорта и появление автомобиля привело к необходимости расширения улиц и более регулярному планированию города и увеличению возможности размещения жилья в других, более удаленных районах.
Некоторые дороги были открыты из-за особых потребностей, в первую очередь военных. Расширение города привело к необходимости больших широких улиц, и период Французского Мандата требовал создавать дороги по военным причинам.
Перегруженность Дамаска населением, расширение территории города и необходимость объединения Дамаска с его пригородами привели увеличению общественного транспорта. Так, трамвай впервые появился в 1905 году. Линии общественного транспорта стали еще одним элементом городского каркаса, с особыми требованиями.
В 1936 году мандатные органы поручили Французскому управлению архитектуры и градостроительства в сотрудничестве с архитектором Мишелем Эхосаром организовать план расширения для города Дамаск [5].
Внутрипрофессиональные факторы. Первым условием формирования новой архитектуры Дамаска стало становление собственной архитектурной школы, становление профессии «архитектор», «инженер» (изменение статуса архитектора в обществе).
Отмечается также связь с французской архитектурной школой: обучение во Франции (Европе), работа французских архитекторов, работа сирийских мастеров в качестве помощников у французских архитекторов, распространение европейской специальной литературы, представители Сирии на съездах зодчих, развитие теории архитектуры.
В период Французского Мандата отмечается также изменение структуры заказчика. Важным становится расширение круга европейцев среди заказчиков, а также мандатной администрации как заказчика административных и ряда общественных зданий.
Оказало влияние на профессиональную действие принятие ряда законов, связанных с архитектурной деятельностью (градостроительный кодекс и т.д.).
Влияние европейской архитектурно-строительной практики сказалось на распространении новых технологических возможностей строительства (новые конструкции, строительные материалы) [5].
Технические и художественные разработки. Разработка материалов, используемых в строительстве, и появление бетона, который изменил традиционные архитектурные формы, создал условия распространения эстетики простых, больших и гладких поверхностей.
Развитие строительных материалов и освоение новых конструктивных систем способствовало росту этажности зданий и требовало новых для Дамаска композиционных решений. Кроме того, это способствовало распространению таких технических приспособлений, как лифт, который преимущественно на раннем этапе распространен в правительственных зданиях. Не малую роль сыграло развитие системы водопровода и водоотведения – доставка воды на верхние этажи зданий. Для снабжения города водой создавались специальные водохранилища [5]. Новые технологии, выразившиеся в архитектуре зданий, связаны с внедрением строительных материалов, отличных от традиционных. Законодательно определялся образ новой застройки Дамаска. Были приняты два муниципальных подзаконных акта - запрет на строительство из самана, кирпича-сырца, из дерева и глины; регламент о планировании земельного участка и наличия дополнительных пристроек к основному зданию.
В стилистике сирийских зданий
1910–1950 годов проявил себя международный стиль, арт-деко, которые соединившись с местной традицией создали "сирийский стиль". В этой стилистической новинке традиционное строительство из дерева и глиняного кирпича-сырца утратило свое место, не соответствуя взгляду архитекторов на новые престижные постройки столицы. Камень широко использовался. В течение 1920-х годов широко распространился камень, а также железобетон, который был лучше всего приспособлен к техническим и эстетическим требованиям новых конструкций и художественных образов. Открытие и расширение цементного завода в Чакке в Ливане и Думмаре в Сирии с конца 1920-х до конца 1930-х годов, вероятно, имели решающие последствия [5].
Подготовка новых поколений специалистов из числа коренных народов является одной из заявленных целей Мандата. И все же их влияние на модернизацию сирийских городов является решающим в области градостроительства, и в меньшей степени в области архитектуры зданий. Это менее заметно в частном строительстве, чем в государственном секторе.
Многие европейские архитекторы работали в Дамаске. Их привлекала финансовая выгода, возможности экспериментирования в архитектурных проектах с привлечением научно-технических, археологических или художественных возможностей, а также стремление лучше узнать особенности культуры Востока [6]. Их участие в проектной деятельности восточных стран может быть разделена на четыре основных сектора. Первое – это работа, связанная с проектированием зданий высших учебных заведений.
Второе – это конкурсы архитектурного дизайнерского проектного решения уникальных крупных общественных зданий. Третье – работа по заказу крупных частных компаний, которые участвовали в модернизации страны: железнодорожная компания Дамаск-Хауран, Генеральный совет железных дорог и общественных работ, Компания гидравлических работ и предприятия общего профиля и др. Наконец, четвертый сектор - это рынок частного строительства, часто в интересах правящего класса и богатых представителей сирийского общества (рис. 6).
Рис. 6. Рост объемов строительства Диаграмма, показывающая разницу в количестве разрешений на строительство в течение французского мандата (Подготовлена исследователем)
Выводы. В заключение можно отметить, что с середины девятнадцатого века архитектура Дамаска изменилась из-за влияния Стамбула, когда наряду с традиционными формами проявляются новые тенденции в области проектирования городского пространства и формирования архитектурных образов.
Расширение города продолжалось после введения Французского Мандата. Появились новые районы, сопровождаемые миграциями, ростом населения и развитием транспорта, систем водоснабжения и совершенствованием строительных технологий, систем и строительных материалов [7]. Новые районы, ставшие продуктом расширения города, находились под влиянием европейских моделей с широкими улицами, многоэтажными зданиями и открытыми пространствами. Новые технологические аспекты оказали отчасти влияние и на стилистику и архитектурно-художественный образ зданий.
Французский Мандат стал новым политическим этапом, который принес с собой множество изменений, которые привело к появлению новой архитектуры, включающей тенденции европейской и местной архитектуры.
1. Kakhali Subkhi. Damascus House between Ancient and Modern, Damascus Historical and Archaeological Studies. M.: Directorate General of Antiquities and Museums. Damascus, 1980.25 p.
2. Bianchi Ann Marie. The Expansion of Damascus in the Twentieth Century.M .: Journal of Arab Heritage. Damascus, 1995.218 p.
3. Shehabi Qutaiba. Damascus History and photos.M .: Al-Nouri Foundation for Printing and Publishing. Damascus, 1990.150 p.
4. Khair Safouh. Damascus City.M .: Ministry of Culture. Damascus, 1969.75 p.
5. Rihaoui Abdelkader. Damascus City Heritage and Historical Sites.M .: Damascus, 1969. 102 p.
6. Pascual Jean. Damascus mid-nineteenth century and its structure and functions.M .: Directorate General of Antiquities and Museums. Damascus, 1980.35-47 p.
7. Zine El Abidine Mahmoud.Development and revival of urban fabric of traditional city centers.M .: Heritage Foundation. Riyadh, Saudi Arabia, 2004. 17p.