РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «УПРАВЛЕНИЕ (РУКОВОДСТВО) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ» (ЧАСТЬ 2) (ОКОНЧАНИЕ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье дан библиографический анализ исследований, посвященных определению сущности понятия «профессиональный стандарт», представлен краткий обзор источников по данной теме. Автор осуществляет руководство группой по разработке регионального профессионального стандарта. В статье представлены результаты исследования по конкретизации трудовых функций руководителя образовательного учреждения. Автором предлагается для обсуждения проект регионального профессионального стандарта «Управление (руководство) образовательной организацией».

Ключевые слова:
профессиональный стандарт; опыт разработки профессиональных стандартов; исследование трудовых функций руководителя образовательного учреждения; проект профессионального стандарта; карточка вида трудовой деятельности; трудовые действия; необходимые знания; необходимые умения.
Текст

* Окончание. Начало см. в № 2/2013.

КАРТОЧКА ВИДА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Квалификационный уровень: седьмой.

Вид трудовой деятельности: управление (руководство) образовательной организацией.

Возможные наименования должностей: руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения.

Обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности

Трудовая деятельность включает постановку целей образовательной организации, мотивацию и организацию деятельности всех категорий работников, контроль образовательного процесса и результатов освоения стандартов обучающимися всех ступеней образования представленных в организации. Выполнение деятельности связано с высокой степенью ответственности за жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников) и сотрудников. Обязательно соблюдение прав и свобод работающих и обучающихся (воспитанников), уважение их человеческого достоинства и потребностей.

Трудовая деятельность предполагает принятие на себя ответственности за качество образования и его соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, основным образовательным программам образовательной организации и (или) индивидуальным образовательным программам.

Трудовая деятельность имеет высокую коммуникативную насыщенность, предполагает представление и защиту интересов образовательной организации во внешней среде, управление коллективом (командой), необходимость взаимодействия с учредителем, коллегами, родителями обучающихся (законными представителями) и другими социальными партнерами.

Трудовая деятельность требует самостоятельного поиска, анализа и оценки профессионально значимой информации, применения профессиональных знаний в области управления образовательной организацией. Условием осуществления деятельности является постоянный профессиональный и личностный рост (путем самообразования, освоения программ профессиональной переподготовки, магистратуры и др.). Требует высокой стрессоустойчивости.

Рост квалификации связан с овладением «смежными» трудовыми функциями, относящимися к управленческой деятельности (экономика, финансы, право). Деятельность осуществляется с использованием широкого спектра информационно-коммуникационных технологий, в том числе электронных (цифровых) образовательных ресурсов.

Деятельность предполагает разработку нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность организации

Требования к профессиональному образованию

Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по профилю управленческой деятельности; высшее профессиональное образование и лицензия (сертификат, разрешение) на право управления образовательной организацией

Требования к опыту работы

Педагогический стаж - не менее пяти лет, опыт работы заместителем руководителя образовательной организации - не менее трех лет.

Опыт работы руководителем организаций других сфер деятельности не менее пяти лет

Особые условия допуска к работе

Осуществление управленческой деятельности в образовательной организации предполагает обязательные, внеочередные, периодические медицинские осмотры (обследования).

Руководители, уклоняющиеся от медицинских осмотров, к работе не допускаются.

Лица, осужденные за совершение уголовных преступлений, в отношении которых решением суда в качестве меры основного или дополнительного наказания установлено лишение права занимать определенные должности в образовательных учреждениях или заниматься педагогической деятельностью на определенный срок, не могут выполнять трудовую деятельность до окончания установленного срока

Список литературы

1. Барахович И.И. Коммуникативный аспект стандарта профессиональной деятельности // Философия образования. - 2011. - № 2. - C. 254-259.

2. Белков Б. Чем отличается профессиональный стандарт от образовательного стандарта? [Электронный ресурс] Режим доступа: http: // www. expertclub.ru/ sections/hr/publications/5

3. Блинов В.И. Профессиональные стандарты педагогической деятельности // Педагогика. - 2010. - № 5. - C. 46-54.

4. Данилкина С. Профессионализм - понятие не субъективное. Время стихийного развития HR-менеджмента в России прошло // Управление персоналом. - 2007. - № 11. - С. 77, 78.

5. Зибарев Д. Система профессиональных стандартов // Социальная защита. - 2008. - № 12 (200); Трудовые отношения. - 2008. - № 12 (141). - С. 60, 61.

6. Кондаков А.М. Стандарт: инновационность и преемственность // Педагогика. - 2009. - № 4. - C. 16-18.

7. Квалификационные характеристики должностей работников образования (раздел Единого квалификационного справочника должностей руководителей специалистов и служащих): сборник нормативных правовых актов с комментариями / под ред. В.Н. Понкратовой, Ж.П. Осипцовой. - М.: Изд-во МИСИС, 2009. - 94 с.

8. Кузьминов Я.И., Матросов В.Л., Шадриков В.Д. Профессиональный стандарт педагогической деятельности (проект) // Вестник образования. - 2007. - № 7. - С. 23.

9. Машукова Н.Д., Орбачевский Л., Павлов Ф. Профессиональный стандарт как способ совмещения предложения специалистов и спроса на них // Человек и труд. - 2005. - № 6. - С. 84.

10. Рябов В.В., Фролов Ю.В. Проектирование критериев оценки качества подготовки и переподготовки специалистов. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.testor.ru/files/qualimetry/4.doc

11. Софинский Н.А. Профессиональные стандарты. Научно-исследовательский институт труда и социального страхования. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www .niitruda. ru/analytics/ publications /post_62. html

12. Шепель В. Наш целебный источник - труд: какой профессиональный отпечаток привносит он в деятельность управленцев // Российское образование. - 2006. - № 4. - С. 33-37.

13. Шкляева Н.А. Проблемы определения компетентности руководителя муниципального образовательного учреждения // Управление социальными системами [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.uecs.ru/logistika/item/1549-2012-09-24-06-58-23

Войти или Создать
* Забыли пароль?