В статье рассматривается анализ текущего состояния автомобильного рынка Российской Федерации и ведущих стран Европейского союза, а также прогноз его развития. При проведении исследования применялись методы сравнительного, статистического анализа.
автомобильный рынок, продажи, объем, прогноз, тенденции, Россия, Европейский союз
На современном этапе автомобильный рынок является одним из основных секторов экономики Российской Федерации. В
Однако следует отметить, что, несмотря на последовательный рост мировых продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в течение последних 8 лет, в
При этом точками роста продаж сейчас являются страны БРИКС. После кризисного периода в
Что касается стран ЕС, то в совокупности они считаются третьим регионом в мире по объему продаж автомобилей. Однако в
Экспертные оценки движения мировых продаж легковых и легких коммерческих автомобилей на
Несмотря на продление санкций, автомобильный рынок в России по итогам
Но в сравнении с западными странами отечественный рынок обладает значительным потенциалом роста, фундаментальными драйверами которого являются низкая плотность автомобильного парка и его изношенность. По результатам
На современном этапе Российская Федерация довольно активно участвует так же в международной торговле автомобилями различного класса и назначения.
Так, за 2012–2018 гг. вывоз автотехники из России показывал волнообразную траекторию. Если в
На этом этапе ввоз в РФ автотехники (автомобилей, комплектующих и запчастей) показывал сначала снижение стоимостных объемов с 44,6 млрд долл. США в
Рассмотрение ключевых тенденций развития отрасли позволяет отметить, что к одной из основных относится возрастающий спрос на электромобили. Снижение стоимости электрических батарей, ужесточение экологических норм и государственная поддержка заметно повысят рост спроса на инновационные модели во всех странах мира. В ближайшие десять лет Китай, ЕС и США станут ключевыми рынками продаж в этом сегменте. Влияние цифровых технологий на покупку автомобиля долгое время оставалось ограниченным и получило распространение лишь в последние годы, т.е. намечается переход на выбор автомобиля с использованием Интернета, без посещения дилерских центров. Растет значимость таких факторов как удобство покупки, возможность осуществить конфигурацию и заказ в Интернете, наличие широкой линейки дополнительных опций.
Несмотря на то, что многие предпочитают пользоваться персональным автомобилем, набирает обороты система каршеринга, что, по оценкам, выгоднее, чем иметь собственный автомобиль. Причем рост этого сектора приходится на крупные города, жители которых стремятся экономить время, снижать транспортные расходы. Ожидается, что среднегодовой рост рынка каршеринга достигнет 25% [3].
Помимо этого, автопроизводители начали активно разрабатывать технологии для создания беспилотных автомобилей. Тем не менее сильно повлиять на автомобильный рынок подобные технологии не должны по причинам неподготовленности транспортной инфраструктуры, неопределенности государственного регулирования, наличия значимых инженерных проблем, высокой стоимости автономного автомобиля.
Таким образом, можно подвести некоторые итоги. Страны с развитой экономикой занимают больший удельный вес во многих секторах мирового хозяйства, включая автомобилестроение. В последние годы такими лидерами традиционно являются Германия, Франция и США, но азиатский регион так же приближается к высоким позициям. Что касается России, то она в целом имеет хорошие шансы на повышение своей позиции в общем рейтинге, а среди экономических факторов, которые могут повлиять негативно в будущем на автомобильный рынок РФ [2], можно выделить состояние внешней рыночной конъюнктуры (геополитические риски), динамику цен на нефть и обменного курса рубля, а также риск введения новых санкционных мер.
1. Автомобильный рынок России и СНГ. Статья - Режим доступа: https://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/ey-automotive-sector-overview-2019-rus/$FILE/ey-automotive-sector-overview-2019-rus.pdf
2. АвтоБизнесРевю. Журнал | Свой среди профессионалов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://abreview.ru/stat/acea/countries/ (дата обращения: 20.11.2019).
3. АвтоБизнесРевю. Журнал | Свой среди профессионалов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://abreview.ru/stat/aeb/ (дата обращения: 21.11.2019).
4. Гладков И.С. Внешняя торговля Европейского союза в зеркале международной статистики // Экономические и социально-гуманитарные исследования. - 2019. - № 3 (23). - С. 22-29.
5. Гладков И.С. Международная товарная торговля в 2018: перемены в группе лидеров (успехи и неудачи) // Власть. - 2019. - Т. 27. - № 2. - С. 88-92.
6. Гладков И.С. Международная торговля на перепутье: актуальные тренды//Международная экономика. - 2019. - № 4. - С. 6-14.
7. Гладков И.С. Международная товарная торговля: тренды и итоги 2016 г. // Власть. - 2017. - Т. 25. - № 5. - С. 91-97.
8. Гладков И.С. Внешняя торговля России в 2018 г.: подъем продолжается// Международная торговля и торговая политика. - 2019. - № 1 (17). - С. 60-71.
9. Гладков И.С. Внешнеторговые связи Европейского союза и России в контексте мировой торговли: тренды 2017 г//Журнал экономических исследований. - 2018. - Т. 4. - № 4. - С. 28-41.
10. https://www.unctadstat.unctad.org (accessed 20.11.2019.)
11. Eurostat. http://ec.europa.eu/eurostat/ (Last update of data: 20/11/2019)