Объект. Социокультурная традиция, уклад, образ жизни казачества, сложившиеся в истории и формирующиеся в процессе возрождения. Предмет исследования. Процессы институциализации, групповой интеграции и субкультурного развития донского казачества как наиболее представительной части российского казачьего сообщества. Основная гипотеза. Казачество как иерархически организованное сообщество с устойчивой культурой коллективной деятельности в процессе возрождения должно оказаться наиболее интегрирован- ной частью общества, способного к самоорганизации и самоуправлению. Основные проблемы: суверенность казачьего самоуправления, разрыв поколений и традиции, утрата центральной структуры в укладе жизни, социальная эксклюзия, деформация социального положения, уклада и образа жизни, деформация традиции, инверсия социокультурных смыслов традиции в процессе возрождения (главного и вторичного, высшего и низшего, внутреннего и внешнего), культурная ассимиляция, свертывание системы ценностей. Вторичные проблемы. Проблема идентичности казачества. Субидентификационные элементы. Социокультурные основания самоидентификации. Разделение казачества на русскоцентричный и казакоцентричный этнос. Социокультурные типы современного казачества. Методические особенности социологического исследования. Выделение категорий анализа: а) реестровое / нереестровое казачество; б) гендерная структура; в) категоризация по образовательному уровню; г) дифференциация по материальному положению; д) дифференциация по роду занятий; е) дифференциация по стажу пребывания в казачьих организациях; ж) категоризация по традиционалистской мотивации в самоидентификации; з) категоризация по характеру восприятия казачьего движения; и) дифференциация по отношению к землепользованию; к) дифференциация по отношению к госреестру казачьих обществ и госслужбе казачества. Цель. Выявление систематизированной группы проблем, характеризующих отклонение процесса возрождения современного казачества от исторического социокультурного образца, с целью выработки корректирующей стратегии.
суверенность, разрыв поколений, разрыв традиции, система ценностей, уклад, образ жизни, социальная эксклюзия, культурная ассимиляция, национальная идентичность, социокультурный тип
1. Обзор теоретического исследования проблем казачества
В истории существует несколько альтернативных теорий происхождения казачества, его роли, социальной, культурно-исторической и духовной сущности. Среди них известны теории Н.М. Карамзина, С.М. Соловьёва, А.Л. Станиславского, Е.П. Савельева и др. В. Шамборов и Л. Гумилёв выдвинули «восточную гипотезу», известна концепция Г.В. Вернадского. Существует «славянская гипотеза», В.В. Кожинов разработал «северянскую гипотезу», считая регионом формирования казачества Липецкую, Тамбовскую, Воронежскую, Волгоградскую и Ростовскую области. Возникновение казачьего народа относят к VIII–IX вв., а культурное начало — к XII в. Н.М. Карамзин подчеркивал духовные, а не этнические аспекты, указывая, что «казаки образовали воинскую Христианскую Республику».
Родоначальниками «казаковедения» многие называют П.П. Короленко, И.Д. Попко, В.А. Потто, Д.И. Ригельмана, М.А. Караулова, Е.П. Савельева, Е.Д. Фелицина Ф.А. Щербину. Среди наших современников отмечают труды В.Б. Виноградова, А.В. Венкова, В.Н. Ратушняка, Т.В. Таболиной, А.П. Трута, А.Г. Масалова И.А. Казарезова, С.А. Кислицына, А.И. Козлова, В.Н. Королева, А.П. Скорика, Р.Г. Тикиджияна, С.В. Черницына и др. За 1987–2000 гг. по казачьей тематике защищено около 70 диссертаций. Актуальные проблемы современного казачьего движения исследовали К.Н. Максимова, О.В. Матвеева, Т.А. Невская, В.П. Водолацкий. Историко-культурологическе исследования вели А.А. Сазонов, Н.И. Суханова, Т.С. Ткаченко. Социолого-политологические и правовые аспекты возрождения казачества отражены в работах Е.И. Дулимова, И.И. Золотарева, А.И. Киблицкого, А.А. Озерова. Проблемы групповой интеграции и культурного самосознания казачества анализируют В.Г. Бондаренко, В. Колесова, А.В. Игонина.
Методы эмпирического исследования: а) опрос; б) формализованное интервью; в) экспертный опрос; г) анализ документов.
Проблемное поле: черты казачьей ментальности (особенности мировоззрения), идеология жизненного пути, смысложизненные ценности и идеалы, представления об исторической миссии казачества, предпочтительные социальные роли, социокультурная идентификация, особенности нравственного порядка жизни, в числе которых определяется:
а) верность миссии, казачьему слову и делу в жизненном самоосуществлении;
б) верховенство духовно-нравственного контроля в осуществлении жизненного пути;
в) направленность жизненных перспектив по критериям веры, идеологии державного служения, традициям семейной жизни и христианско-патриотического воспитания детей.
Ценностный мир, идеалы, понятия перспективы жизни фокусируются на представлениях людей о «счастье» как итоговой самореализации человека в мире. Проводя исследование, мы сравнили наши результаты с аналогичными региональными и общероссийскими исследованиями 30-летней давности, исследованиями ВЦИОМ (2011).
1. Актуальные проблемы казачьего движения: Материалы круглого стола // Социологические исследования. 1992. № 9. С. 15.
2. Маркедонов С. Неоказачество на Юге России как политический проект. URL: http://www.polit.ru:8021/article/2005/05/27/cossack/
3. Шульгатый Д.А. Куда ведет казаков Москва? URL: http://nacsk.ru/?p=1212
4. Хагуров A.A., Щетнев В.Е. Казачий менталитет: прошлое и настоящее // Возрождение казачества: Тезисы докладов, сообщений, выступлений на V Международной научной конференции. Ростов н/Д., 1995.
5. Сайт Оренбургского войскового казачьего общества. Реестровое казачество: проблемы и перспективы. http://ataman-ovko.ru/historical/articles/1034/
6. Водолацкий В.П. Социальная референтность казачества. Ростов н/Д.: Антей, 2007.
7. Водолацкий В.П. Идентификационная матрица донского казачества. Ростов н/Д.: Антей, 2010.
8. Водолацкий В.П., Волков Ю.Г., Барков Ф.А., Сериков А.В., Черноус В.В., Черных Е.Ю., Садко Д.О. Аналитический доклад по проекту современной России (на примере донского казачества). Ростов н/Д.: Южно-российский филиал Института социологии Российской академии наук, 2011. URL: http://cossacks.klimovo.org/cossack-creativity/science-fiction/94.html
9. Абросимов Д.В., Рыбаков К.А., Черепанов Е.В., Хамидулин Э.Г. Особенности региональной специфики и самоидентификации современного казачества юга России в процессе модернизации гражданского общества. М.: МиК, 2011.
10. Современное российское казачество: политический, социальный, экономический портрет / Сборник материалов по результатам социологического исследования М., 2008. URL: http://www.minregion.ru/upload/04_dmo/kazaki/development/Kazaki_2008.pdf
11. Ефанова О.А., Шишова Ж.А. и др. Информационный бюллетень о ходе реализации аналитической программы Министерства регионального развития РФ «Становление и развитие государственной службы российского казачества в 2008-2010 годах». Вып 2. URL: http://www.yaik.ru/forum/showthread.php?t=738
12. Историко-культурное наследие Кубани, 2007-2013. «Специальность - казак?». URL: http://www.gipanis.ru/?level=1338&type=page&lid=1336