В статье приводятся результаты социологического исследования, целью которого является определение места и роли маркетинга в управлении деятельностью профессиональных образовательных организаций. Основываясь на материалах интервью с руководителями организаций и документальных источниках, описаны организационные формы и структуры управления маркетинговой деятельностью, проанализированы направления и результативность маркетинговой работы учреждений. Исследователи констатируют, что большинство профессиональных образовательных организаций в той или иной степени используют элементы маркетинга в своей деятельности. Анализируется целеполагание руководителей и рыночная ориентация деятельности профессиональных образовательных организаций. Авторы приходят к выводу, что маркетинг рассматривается лишь как одно из направлений работы, но не выступает способом управления учреждением среднего профессионального образования.
маркетинговая деятельность, маркетинг образования, управление образовательной организацией, профессиональное образование, целеполагание руководителей
Происходящие социально-экономические изменения и реформирование системы профессионального образования страны создают принципиально новые условия для функционирования профессиональных образовательных организаций. Согласно требованиям государственной концепции социально-экономического развития, в настоящее время образовательное учреждение должно планировать свою учебную, финансовую, социальную и управленческую деятельность. Образовательной организации «...необходимо решать проблемы, напрямую связанные с оценкой потребностей потребителей, а также с проведением практических мероприятий для удовлетворения этих потребностей и борьбой за потребителя»1. Для решения поставленных задач необходим принципиально новый подход к управлению, основанный на изучении и внедрении элементов маркетинга в деятельность профессиональных образовательных организаций.
С целью определения места и роли маркетинга в управлении деятельностью образовательных организаций было проведено обследование всех учреждений профессионального образования Самарской области, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих и служащих, а также специалистов среднего звена. Отметим, что регион — один из продвинутых субъектов РФ в реализации политики маркетинговой ориентации системы профессионального образования — маркетинг заявлен важным направлением, определяющим деятельность профессиональных образовательных организаций.
Основными информантами являлись руководители образовательных организаций, начальники маркетинговых служб, специалисты по маркетингу. В качестве источника информации также выступали документы образовательных организаций: уставы (миссии, программы развития, публичные доклады), положения о маркетинговых службах, отчеты о работе маркетинговых служб (в том числе результаты исследований и рекомендации).
____________
1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).