МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ДЕКЛАРАЦИИ И РЕАЛИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье приводятся результаты социологического исследования, целью которого является определение места и роли маркетинга в управлении деятельностью профессиональных образовательных организаций. Основываясь на материалах интервью с руководителями организаций и документальных источниках, описаны организационные формы и структуры управления маркетинговой деятельностью, проанализированы направления и результативность маркетинговой работы учреждений. Исследователи констатируют, что большинство профессиональных образовательных организаций в той или иной степени используют элементы маркетинга в своей деятельности. Анализируется целеполагание руководителей и рыночная ориентация деятельности профессиональных образовательных организаций. Авторы приходят к выводу, что маркетинг рассматривается лишь как одно из направлений работы, но не выступает способом управления учреждением среднего профессионального образования.

Ключевые слова:
маркетинговая деятельность, маркетинг образования, управление образовательной организацией, профессиональное образование, целеполагание руководителей
Текст

Происходящие социально-экономические изменения и реформирование системы профессионального образования страны создают принципиально новые условия для функционирования профессиональных образовательных организаций. Согласно требованиям государственной концепции социально-экономического развития, в настоящее время образовательное учреждение должно планировать свою учебную, финансовую, социальную и управленческую деятельность. Образовательной организации «...необходимо решать проблемы, напрямую связанные с оценкой потребностей потребителей, а также с проведением практических мероприятий для удовлетворения этих потребностей и борьбой за потребителя»1. Для решения поставленных задач необходим принципиально новый подход к управлению, основанный на изучении и внедрении элементов маркетинга в деятельность профессиональных образовательных организаций.

С целью определения места и роли маркетинга в управлении деятельностью образовательных организаций было проведено обследование всех учреждений профессионального образования Самарской области, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих и служащих, а также специалистов среднего звена. Отметим, что регион — один из продвинутых субъектов РФ в реализации политики маркетинговой ориентации системы профессионального образования — маркетинг заявлен важным направлением, определяющим деятельность профессиональных образовательных организаций.

Основными информантами являлись руководители образовательных организаций, начальники маркетинговых служб, специалисты по маркетингу. В качестве источника информации также выступали документы образовательных организаций: уставы (миссии, программы развития, публичные доклады), положения о маркетинговых службах, отчеты о работе маркетинговых служб (в том числе результаты исследований и рекомендации).

____________

1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).

Войти или Создать
* Забыли пароль?