Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена исследованию основных особенностей формирования румынской языковой картины мира (ЯКМ). Отмечаются ее константы и изменения, происходящие в эпоху глобализации. Автор рассматривает этнонациональные концепты и ценностные архетипы на достоверном лингвистическом и культурологическом материале на фоне фундаментальных основ языкового сознания этого народа. Своеобразие румынской ЯКМ основывается на ее близости к фольклорным истоками и традициям народного творчества, что было обусловлено историческими условиями существования этой нации. Детально рассматриваются такие исключительно самобытные явления румынского языкового сознания, как, например, «миоритическое пространство» относящееся к безэквивалентной лексике и образующее этнонациональные концепты только этого народа. В статье показано, что наряду с сохранением основных ценностных архетипов в ЯКМ появляются тенденции к универсальности достижений и поисков в области искусства. В этой связи подчеркиваются коммуникативные аспекты проблемы и диалектика всеобщности и своеобразия в сегодняшней ЯКМ этой страны.

Ключевые слова:
этнонациональные константы, сущностные аспекты национальной культуры, ценностная ориентация, румынская лингвистическая модель мира.
Текст

Язык — исповедь народа.
Лучиан Блага,
румынский философ, поэт, эссеист

Константы и переменные

Кажется труизмом, банальностью мысль о том, что в эпоху глобализации национальные культуры приобрели столь много общих черт, что их можно считать единым целым. Однако едва ли с этим можно согласиться на уровне детального рассмотрения процессов, имеющих место в этих самых «глобализирующихся» культурах, настолько своеобразны происходящие в них лингвокоммуникативные изменения [3, с. 4–5]. Как известно, это своеобразие самым определенным образом выражается (и вместе с тем определяется) языковой картиной мира (в дальнейшем будет использоваться общепринятая аббревиатура ЯКМ. — Т.С.).

Румынская ЯКМ уникальна. Она и по сей день составляет одну из основ консолидации нации, утверждая ее самобытность и неповторимость. Сказанное не означает абсолютной неизменности ценностных оснований национальной культуры, тем более — языка. Языковое сознание каждого народа создает свою ЯКМ в течение всего периода существования, с момента самосознания себя как ценностной нации, развивая, уточняя, дополняя и пересматривая даже те константы, которые составляют ее фундамент. Что и говорить о развитии языка за счет отражения им меняющейся действительности — той среды, которая пронизана языком и которую в то же время язык призван отражать.

ЯКМ каждого народа создает модель мира в соответствии с географией, историей, соответствующей им национальной психологией — менталитетом, где взаимодействуют общечеловеческое, национальное и личностное. Здесь суммирован коллективный опыт, составляющий «несущие конструкции» языкового сознания; запечатлены важнейшие духовные константы, свойственные данному народу.

В целом картину мира можно представить как сложное многоуровневое образование, в которое наряду с лингвистическим уровнем входит множество других; а язык, в свою очередь, закрепляет на вербальном уровне понятийные и до-понятийные знания, религиозный опыт, этические и эстетические ценности, выражая вместе с тем и глубинные пласты мифологического коллективного бессознательного (в духе К. Юнга) [5, с. 287].

Список литературы

1. Александров Д.С. Отношение к историческому прошлому как фактор формирования идентичности: Сб. научных статей «Философия и методология истории» // V Всероссийская научная конференция. Коломна, 2013.

2. Воевода Е.В. Подготовка современных специалистовмеждународников: осмысление новой парадигмы // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 1. С. 296-301.

3. Гойхман О.Я. Коммуникативистика в современном обществе // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2012. Т. 1. № 1. С. 4-8. DOI:https://doi.org/10.12737/68.

4. Межкультурная коммуникация в условиях глобализации / В.С. Глаголев, Н.И. Бирюков, Н.Н. Зарубина, Т.В. Зонова, А.Н. Самарин, М.В. Силантьева. М.: МГИМО, 2010. C. 6-34.

5. Петренко В.Р., Митина О.В. Психологический анализ динамики общественного сознания. М.: Изд-во МГУ, 1997.

6. Румынская народная поэзия. М.: Худож. лит-ра, 1987.

7. Сарангулян К.С. Очерк семиотической характеристики ритуала // Сб. статей: Семиотика и проблемы коммуникации. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1981.

8. Сергеева А.В. Русские стереотипы поведения, традиции, ментальность. М.: Флинта, Наука, 2008.

9. Цивьян Т.В. Балканская лингвистическая модель мира. М.: ЦИДРИК, 2006.

10. Chitima J.C. Masata ceriisau fondul autohtoral in spiratiei lue Brâncusi // Comunicarelaal III-lea Simpozion interjudetean «Mehedinti - istorie si cultura». Droveta - Turnu Severin. Decembrie-Mehedinti, 1980.

11. Constantiniu F. O istorie sincera a poporului român. Bucuresti: Univers Enciclipedic,1997.

12. Draghicescu D. Din psihologia poporului român. Bucuresti: Historia, 2006.

13. Eliade M. Profetism românesc (Destinul culturii românesti). Bucuresti: Roza vânturilor, 1990.

14. Papadima O. O viziune româneasca asupra lumii. Bucuresti: Stiinta, 1995.

15. Plesu A. Limba pasarilor. Bucuresti: Humanitas, 1997.

Войти или Создать
* Забыли пароль?