Республика Крым, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Актуальность данной статьи обусловлена отраслевыми, организационными преобразованиями и длительной инновационной напряженностью труда государственных служащих, в данных условиях только личность владеющая методами оптимизации функциональных состояний и умеющая целенаправленно и адекватно использовать психологические ресурсы может эффективно осуществлять трудовую деятельность. Объект исследования – способы оптимизации функциональных состояний государственных служащих, способствующие активизации психологических ресурсов. Предметом исследования являются возможности использования методов оптимизации функциональных состояний в целях активизации психологических ресурсов государственных служащих в условиях напряженности инновационного труда. Целью статьи выявления конструктивных методов оптимизации и активизации функциональных состояний государственных служащих. Методами исследования являлись: анализ и систематизация научно-психологической литературы по тематике исследования; анкетирование; сравнительный анализ групп исследования; статистические методы обработки данных. На основе эмпирического исследования выявлено, сто самыми распространенными приемами оптимизации функциональных состояний во время рабочего дня выступают микроперерывы и паузы для чая/кофе, а также общение по телефону и месседжерам с друзьями, а также приемы имеющие негативное влияние на здоровье. Также были выявлены гендерные особенности в применении способов оптимизации психических состояний. Выявлено, что «ресурсные техники» саморегуляции (связанные с активацией психологических ресурсов) используются государственными служащими в три раза реже, чем «обыденные» (нецеленаправленные и неосознанные). Научная новизна исследования состоит в расширении, дополнении и уточнении научных взглядов о возможности активизации психологических ресурсов и оптимизации функциональных состояний в условиях длительной инновационной напряженности.
психология труда, государственные служащие, инновационный труд, функциональные состояния, оптимизация, активизация психологических ресурсов
Актуальность.
Изучение особенностей психологической саморегуляции играет значительную роль в разработке подходов и методов оптимизации жизнедеятельности и повышения эффективности трудовой деятельности. В то же время понятие функционального состояния является ключевым в контексте изучения особенностей функционирования системы профессиональных инструментов психологической саморегуляции.
Во многих исследованиях показано, что наличный уровень профессионального благополучия может рассматриваться как результат конструктивной работы системы средств саморегуляции [1, 6, 7, 10 и др.]. Совершенно очевидно, что процесс труда в течение рабочего дня вызывает состояние пониженной работоспособности. Возникновение этого состояния в нормальных условиях естественно. И хотя это деструктивно, можно использовать методы и приемы саморегуляции функциональных состояний, адекватные условиям труда, которые обеспечивают запуск механизмов их оптимизации и восстановления работоспособности. Однако, если необходимые процессы оптимизации затруднены или невозможны, то накопление негативной симптоматики приводит к развитию хронического утомления или хронического стрессового синдрома [4, 5, 12 и др.]. Опасность этого состояния заключается в высоком риске развития психосоматических заболеваний и неврозов. Очевидно, что такая ситуация приводит к постепенному выраженному ухудшению производительности, а эффективная работа становится невозможной.
Проблема.
В случае постоянного деструктивного функционирования средств саморегуляции функциональных состояний государственного служащего и невозможности устранения хронических признаков неблагополучия неизбежно развитие профессионально-личностных деформаций деструктивного типа – как вариантов нежелательного негативного профессионального развития [3, 11 и др.].
Эффективную роль в противодействии таким нарушениям у государственного служащего играет эффективная саморегуляция функциональных состояний, которая позволяет блокировать негативные состояния на стадии острых проявлений и предотвращать накопление деструктивных симптомов. Критериями эффективности системы средств саморегуляции функциональных состояний у профессионала можно считать: наличие таких психологических ресурсов, как гибкость в выборе стратегий, средств и методов саморегуляции состояния, своевременность, адекватность их использования в конкретных условиях, отсутствие признаков снижения профессионального самочувствия и профессиональных и личных деформаций. Эффективная работа системы средств саморегуляции – залог высокой профессиональной успешности государственного служащего.
Степень изученности проблемы исследования.
Проблематику психологии профессиональной деятельности рассматривали в своих работах А.В. Брушлинcкий, А.А. Вeрбицкий, Е.И. Исаeв, Е.А. Климoв, А.В. Карпoв, Ю.Н. Кyлюткин, Л.М. Митинa, Е.Ю. Пряжникoва, Н.С. Пряжникoв, В.И. Слобoдчиков, И.В. Сыромятникoв, А.Н. Яшкoва и др.
Психологические ресурсы личности исследовались Э. Фроммом, С. Хобфоллом, М. Аргайлом, А.П. Кэмпбеллом, С. Мадди, Д. Кошабой, Д. Гринбергом, М. Перре и У. Бауманном, Анцыферовой Л.И., Бодровым В.А., Водопьяновой Н.Е., Куликовым Л.В., Леонтьевым Д.А. Маклаковым А.Г., Малыхиной Я.В., Муздыбаевым К. и др.
Особенности практики индивидуального совершенствования во взаимосвязи с практикой профессионального самопреобразования в своих работах затронули В.Н. Абрамова, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Н.Р. Битянова, Н.Я. Большунова, М.Р. Гинзбург, Н.Г. Григорьева, А.А. Деркач, В.П. Зинченко, Л.Н. Иванова, А.А. Козлова, Е.Ю. Коржова, Д.А. Леонтьев, В.В. Майков, В.А. Петровский, Л.М. Попов, В.Э. Чудновский и др.
Формирование продуктивных способов оптимизации функциональных состояний и развитие психологического потенциала в русле способствования росту эффективности труда и сохранению здоровья изучали В.В. Барабанщикова, И.Н. Бондаренко, А.Н. Занковский, Е.М. Климова, О.А. Конопкин, Т.Л. Крюкова, А.С. Кузнецова, А.Б. Леонова, Т.В. Мальцева, И.А. Моросанова, Г.С. Никифоров, А.О. Прохоров, А.В. Чернов и др.
Методика исследования.
С целью получения теоретических и эмпирических данных были использованы материалы монографических исследований, периодической литературы, научных статей, результаты формализованного интервью и опроса. В качестве респондентов в исследовании приняли участие 100 государственных служащих. Эмпирическое исследование проводилось на базе: Администрации Кировского района Республики Крым и органах местного самоуправления; Отдела МВД России по Кировскому району Республики Крым; Межмуниципального управления МВД России по закрытому административно-территориальному образованию Саров.
Анкетирование было проведено среди 100 государственных служащих, в их числе 50% мужчин и, соответственно, 50% женщин. В равных долях представлены две возрастные группы 30-39 лет и 40-50 лет. Сформулированные в анкете вопросы способствовали изучению проблем использования способов саморегуляции функциональных состояний, для поиска путей их совершенствования и подключения психологических ресурсов.
Результаты эксперимента.
Проведем анализ полученных результатов исследования. Стаж в должности государственного служащего 5-10 лет – 40 % респондентов (40 человек), 10-15 лет – 40 % респондентов (40 человек), остальные 20 % респондентов (20 человека) – более 15 лет (рис. 1).
Рис. 1. Стаж в должности государственного служащего
После обработки анкеты, были получены результаты отраженные в таблице 1. Результаты подсчитывались в процентном отношении по количеству выборов, также сравнивались процентное отношение выборов мужчин и женщин. Далее было проведено ранжирование приемов саморегуляции функциональных состояний (таблица 2).
Таблица 1.
Использование приемов саморегуляции функциональных состояний государственными служащими
Ранг |
Метод оптимизации |
Процент выборов |
||
Общее количество выборов |
Мужчины |
Женщины |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1/2 |
|
100% |
50% |
50% |
7 |
|
64% |
8% |
56% |
1/2 |
|
100% |
50% |
50% |
14 |
|
43% |
18% |
25% |
5 |
|
74% |
39% |
35% |
4 |
|
82% |
50% |
32% |
10 |
|
53% |
28% |
35% |
19 |
|
32% |
6% |
26% |
6 |
|
68% |
37% |
31% |
18 |
|
34% |
13% |
21% |
8 |
|
61% |
43% |
18% |
20/21 |
|
29% |
9% |
20% |
12 |
|
47% |
23% |
24% |
20/21 |
|
29% |
18% |
11% |
22 |
|
26% |
26% |
0% |
9 |
|
57% |
49% |
8% |
11 |
|
51% |
46% |
5% |
3 |
|
95% |
45% |
50% |
15 |
|
39% |
21% |
18% |
17 |
|
36% |
29% |
7% |
7 |
|
67% |
33% |
34% |
23 |
|
23% |
18% |
5% |
26 |
|
15% |
11% |
4% |
35 |
|
5% |
3% |
2% |
25 |
|
18% |
12% |
6% |
13 |
|
44% |
23% |
21% |
28 |
|
12% |
8% |
4% |
29-31 |
|
9% |
3% |
6% |
32/33 |
|
8% |
5% |
3% |
29-31 |
|
9% |
5% |
4% |
36 |
|
5% |
0% |
5% |
32/33 |
|
8% |
6% |
2% |
16 |
|
37% |
24% |
23% |
24 |
|
19% |
8% |
11% |
34 |
|
6% |
3% |
% |
27 |
|
13% |
5% |
8% |
29-31 |
|
9% |
6% |
3% |
37 |
|
3% |
2% |
1% |
Обсуждение результатов.
После проведения процедуры ранжирования выделились самые популярные приемы и менее востребованные (рис. 2, рис. 3).
Самыми распространенными приемами оптимизации функциональных состояний во время рабочего дня выступают микроперерывы и паузы для чая/кофе, а также общение по телефону и месседжеоам с друзьями. Однако, в популярные приемы попали и менее конструктивные способы: прием алкогольных напитков, перекуры и перекусы бес отрыва от работы. Каждый из них имеет негативное влияние на здоровье.
Как видно из диаграмм самым непопулярным оказался предложенный респондентом свой способ саморегуляции. Таких способов было всего три. Два мужских ответа: в перерыве катаюсь на машине и флирт с девушками; женский вариант: в перерыве иду за покупками. Все приемы попавшие в менее популярные имеют конструктивное влияние как на психику, так и на организм.
Рис. 2. Наиболее популярные приемы саморегуляции функциональных состояний в профессиональной деятельности государственного служащего
Рис. 3. Наименее популярные приемы саморегуляции функциональных состояний в профессиональной деятельности государственного служащего
Интересно сравнение в использовании указанных приемов между мужчинами и женщинами (рис. 4).
Рис. 4. Гендерное различие наиболее популярных приемов саморегуляции функциональных состояний в профессиональной деятельности государственного служащего
Так в равной степени одинаково мужчинами и женщинами используются микроперерывы и перерывы в работе, чтобы выпить чашечку чаю/кофе. Нет существенных различий и в приемах связанных с общением. Значительную разницу можно наблюдать в предпочтении мужчин в использовании внутренней вербальной агрессии и приеме алкогольных напитков. Женщины чаще предпочитают занятие своим внешним видом или отвлечение на внешние предметы. Мужчинам более свойственны перекусы без отрыва от работы.
Выводы.
В нашем исследовании выделились две группы респондентов. Первую группу составили государственные служащие, которые использовали приемы саморегуляции функциональных состояний не обращающиеся к активации психологических ресурсов (вопросы в анкете №№1-19) и оптимизация не отличалась целенаправленностью и осознаностью. Данные приемы были выбраны 1084 раза. Вторую группу составили государственные служащие, которые использовали для саморегуляции функциональных состояний техники, обращающиеся к активации психологических ресурсов (вопросы в анкете №№20-36) и оптимизация функциональных состояний проходила целенаправленно и осознанно. Данные техники были выбраны 343 раза.
Таким образом можно сделать вывод, что так называемые «ресурсные техники» саморегуляции используются государственными служащими в три раза реже, чем «обыденные».
При сравнении выше обозначенных групп по критерию успешности в профессиональной деятельности, в качестве которого выступили факты взысканий и поощрений государственных служащих. Были сделаны следующие выводы.
Группа государственных служащих, которые использовали для саморегуляции функциональных состояний техники, обращающиеся к активации психологических ресурсов и оптимизация функциональных состояний проходила целенаправленно и осознанно. Отличалась потенциальной способностью к успешной профессиональной деятельности и успешной адаптации к инновационному труду.
Таким образом, делаем вывод о том, методы саморегуляции функциональных состояний, обращающиеся к активации психологических ресурсов сопособствуют более эффективному профессиональному труду государственного служащего и сохранению его профессионального благополучия и здоровья.
Важно подчеркнуть, что для государственных служащих успех адаптации к инновационному труду и карьерный успех являются элементами профессионального успеха и благополучия [2, 6, 8, 9, 13 и др.]. Таким образом, способность и умение снятия явных признаков накопления симптомов хронической усталости, профессиональных и личных деструкций в период интенсификации труда и инноваций можно интерпретировать как результат высокой стрессоустойчивости и эффективного функционирования системы средств саморегуляции функциональных состояний.
Анализ качественной специфики наиболее часто используемых методов и средств саморегуляции позволяет сделать вывод, что те государственные служащие, которые умеют использовать методы оптимизации функциональных состояний, на основе активации психологических ресурсов более эффективны в профессиональном труде, менее конфликтны и асоциальны, более привержены организационным требованиям.
1. Бадмаева Д.Г. Саморегуляция активности личности в стрессовых ситуациях (на примере экзаменационного стресса): дис. канд. психол. наук: 19.00.01. - Красноярск: Томский гос. пед. ун-т, 2004. - 157 с.
2. Базаров Т.Ю. Технология центров оценки персонала: процессы и результаты. - М.: Изд-во «Кнорус», 2011.
3. Барабанщикова В.В., Кузнецова А.С. Доминирующая модальность образной сферы как фактор оптимизации функционального состояния в профессиональной среде // Материалы 3-ей Российской конференции по экологической психологии / под ред. В.И. Панова и А.В. Иващенко. - М.: Изд-во РУДН, 2005. - С. 37-47.
4. Бодров В.А. Профессиональное утомление. Фундаментальные и прикладные проблемы - М.: ИП РАН, 2009. - 560 с.
5. Водопьянова Н.Е. Ресурсное обеспечение противодействия профессиональному выгоранию субъектов труда (на примере специалистов «субъект-субъектных» профессий): дис. д-ра психол. наук: 19.00.03 - СПб.: СПбГУ, 2014.
6. Деркач А.А., А.Е. Константинов. Саморегуляция отрицательных психических состояний государственных служащих в особых условиях деятельности: монография - М.: РАГС. - 2007. - 142 с.
7. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). - М.: ИП РАН, 2003. - 318 с.
8. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами - СПб.: Питер, 2003.
9. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. Издание второе, исправленное и дополненное / О.А. Конопкин. - М.: ЛЕНАНД, 2011.
10. Мальцева Т.В. Использование практик трансперсональной психологии в образовательной среде ведомственного вуза. Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 10. С. 140-144.
11. Мальцева Т.В., Купцов А.А. Взаимосвязь механизмов психологической защиты и синдрома эмоционального выгорания у сотрудников полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 1(76). С. 74-79. DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-11011.
12. Мальцева Т.В. Феномен «самоэффективности» в деятельности сотрудников полиции // Актуальные проблемы медицинского и психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел [Текст]: сборник материалов научно-практической конференции / сост. В.Е. Петров, Г.В. Шутко. Домодедово: ВИПК МВД России, 2015. С. 90-93.
13. Постылякова Ю.В. Ресурсный потенциал субъекта профессиональной деятельности // Социальная психология труда: Теория и практика. Том 1 / под ред. Л.Г. Дикой, А.Л. Журавлева. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. - С. 226 - 243.