Особенности интеллектуально-личностного потенциала курсантов, обучающихся в академии ФСИН России
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены результаты эмпирического исследования интеллектуально-личностного потенциала курсантов, обучающихся в Академии ФСИН России. В исследовании приняли участие 275 курсантов различных специализаций в период первоначальной профессиональной подготовки в учебном центре академии. Из них 75 человек специализация «Оперативно-розыскная деятельность»; 100 человек – специализация «Организация режима в УИС»; 50 человек – специализация «Пенитенциарная психология»; 50 человек – специализация «Тыловое обеспечение в УИС». Установлена взаимозависимость показателей интеллектуально-личностного потенциала курсантов Академии ФСИН России с социально-демографическими характеристиками, а также выбранной специализацией. Обозначена роль психологов ФСИН России в повышении интеллектуально-личностного потенциала курсантов, а также работе с преподавателями и курсовыми офицерами.

Ключевые слова:
интеллектуально-личностный потенциал, специализация, курсант, Академия ФСИН России, социально-демографические характеристики, психолог
Текст

Актуальность исследования интеллектуально-личностного потенциала курсантов образовательных организаций ФСИН России связана с решением проблемы повышения их профессиональной компетентности, реализацией задач профессионального психологического отбора и аттестации сотрудников, а также психологического сопровождения их профессиональной деятельности.

Под интеллектуально-личностным потенциалом в психологии понимается: а) единство личностных и интеллектуальных компонентов в процессе регуляции выборов и принятии решений человека, реализуемое через принятие и преодоление неопределенности и отображаемое в формировании новообразований как показателей приложенных усилий субъекта [4]; б) система психических свойств, являющаяся основой личностного и профессионально-личностного развития человека» [5]; в)  психическое явление, заключающееся в непрерывном самосовершенствовании и стремлении к личностному, профессиональному развитию и реализации творческих возможностей и способностей [1]; г) интегративное состояние актуализированных и остающихся невостребованными психологических качеств личности, которые могут быть реально задействованы в профессиональной деятельности [7].

Теоретический анализ научных работ позволяет рассматривать интеллектуально-личностный сотрудника ФСИН России как способность к актуализации интеллектуального и личностно-мотивационного компонентов, необходимых для эффективного решения служебных задач и выполнения служебных обязанностей. Интеллектуальный компонент интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России включается в процесс принятия решений в зависимости от специфики задач и выполнения служебных обязанностей. Личностно-мотивационный компонент потенциала активизирует и регулирует выполняемые сотрудником отдельные служебные действия и деятельность [2].

Результаты эксперимента. Прежде чем характеризовать интеллектуально-личностный потенциал курсантов, раскроем некоторые социально-демографические особенности. Анализ анкетных данных 275 курсантов показал, что в Академию ФСИН России на все специализации зачисляются лица мужского и женского полов (рис. 1). Значительно больше лиц мужского пола поступают на специализацию «Оперативно-розыскная деятельность». Полагаем, что это связано с традиционным комплектованием оперативных подразделений представителями мужского пола, а также со спецификой и экстремальностью осуществляемой ими деятельности, где требуется обладание комплексом маскулинных качеств личности.

 

          

Рисунок 1. Частотные распределения курсантов Академии ФСИН России по половому признаку

 

Семейное положение обследуемых по признаку наличия братьев и сестер (рис. 2) свидетельствует о том, что больше всего братьев и сестер имеют курсанты, обучающиеся по специализации «Оперативно-розыскная деятельность», меньше всех – курсанты, обучающиеся по специализации «Организация режима в УИС» (р≤0,0174).

 

Рисунок 2. Частотные распределения курсантов Академии ФСИН России по признаку наличия братьев и сестер

 

Абсолютным лидером по наличию медалей по окончании школы являются обучающиеся по специализации «Оперативно-розыскная деятельность» (рис. 3). Меньше всего медалей у курсантов, обучающихся по специализации «Тыловое обеспечение в УИС».

 

Рисунок 3. Частотные распределения курсантов Академии ФСИН России по признаку наличия медали по окончании школы (колледжа, техникума)

 

Значительная часть обследуемых выросла в полных семьях. Лишь 10 % поступивших на обучение по специализации «Тыловое обеспечение в УИС», воспитывалась в неполных семьях (рис. 4).

Рисунок 4. Частотные распределения курсантов Академии ФСИН России по признаку воспитания в полной и неполной семье

 

Методики исследования. Для оценки интеллектуально-личностного потенциала курсантов, обучающихся на первом курсе в Академии ФСИН России, использовались следующие методики: «Продвинутые прогрессивные матрицы» Дж. Равена; тест «Исключение слова»; субтест «Числовые ряды» теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра в адаптации К. Сугоняева; «Личностный профиль» Г. Айзенка (Eysenck Personality Profiler) в адаптации К. Сугоняева; опросник карьерных ориентаций «Якоря карьеры» Э. Шейна в адаптации В. А. Чикер, В.Э. Винокуровой.

Результаты исследовании по опроснику «Личностный профиль» (Г. Айзенка / К. Сугоняева) показали, что курсанты из неполных семей и обучающиеся по специализации «Тыловое обеспечение в УИС» отличаются от курсантов из полных семей: более высокими показателями активности и ассертивности; более низкими показатели общительности (рис. 6), тревожности, самоуничижения, подавленности, импульсивности и агрессивности (рис. 7), психотизмом и нейротизмом (рис. 5).

 

Рисунок 5. Шкальные оценки показателей курсантов Академии ФСИН России по опроснику «Личностный профиль» Г. Айзенка / К. Сугоняева обучающихся по специализации «Тыловое обеспечение в УИС»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6. Шкальные оценки личностных показателей курсантов Академии ФСИН России по опроснику «Личностный профиль» Г. Айзенка / К. Сугоняева обучающихся по специализации «Тыловое обеспечение в УИС»

 

Рисунок 7. Шкальные оценки личностных показателей курсантов Академии ФСИН России по личностному опроснику «Личностный профиль» Г. Айзенка / К. Сугоняева обучающихся по специализации «Тыловое обеспечение в УИС»

 

Исследованием установлены минимальные различия между курсантами различных специализаций в продуктивности, скорости и точности выполнения теста «Продвинутые прогрессивные матрицы» Дж. Равена (табл. 1).

 

Таблица 1

Средние показатели продуктивности, скорости и точности в разных группах испытуемых

 

Специализация «Пенитенциарная психология»

Специализация «Тыловое обеспечение в УИС»

Специализация «Организация режима в УИС»

Специализация «Оперативно-розыскная деятельность»

Продуктивность

10,5366

10,6341

10,1739

10,5082

Скорость

1,9837

2,0000

1,9976

2,0000

Точность

0,8855

0,8861

0,8457

0,8756

 

Наименьшей эффективностью выполнения данного теста обладают курсанты, обучающиеся по специализации «Организация режима в УИС» (Рис. 8), средней – обучающиеся по специализации «Оперативно-розыскная деятельность», и одинаково высокой – обучающиеся по специализации «Тыловое обеспечение в УИС» и специализации «Пенитенциарная психология».

 

Рисунок 8. Средние показатели эффективности курсантов Академии ФСИН России по тесту «Продвинутые прогрессивные матрицы» Дж. Равена

 

Статистический анализ результатов исследования вербального интеллекта свидетельствует о том, что наилучшими показателями продуктивности по данному тесту отличаются курсанты, обучающихся по специализации «Оперативно-розыскная деятельность». В трех остальных группах различия в показателях продуктивности минимальны (рис. 9).

 

 

Рисунок 9. Средние показатели продуктивности курсантов Академии ФСИН России по тесту «Исключение слова»

 

Различия по скорости и точности выполнения теста «Исключение слова» (Таб. 2) между группами курсантов Академии ФСИН России минимальны.

 

Таблица 2

Средние показатели по тесту «Исключение слова» в разных группах испытуемых

 

Специализация «Пенитенциарная психология»

Специализация «Тыловое обеспечение в УИС»

Специализация «Организация режима в УИС»

Специализация «Оперативно-розыскная деятельность»

Продуктивность

21,8293

21,5366

21,2464

22,6557

Скорость

3,5945

3,5976

3,5942

3,6189

Точность

0,7602

0,7482

0,7401

0,7827

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 10. Средние показатели эффективности курсантов Академии ФСИН России по тесту «Исключение слова»

 

Наибольшей эффективностью выполнения теста «Исключение слова» обладают курсанты, обучающиеся по специализации «Оперативно-розыскная деятельность», и курсанты, обучающиеся по специализации «Организация режима в УИС».

Для того чтобы сделать окончательные выводы о развитии интеллектуального компонента интеллектуально-личностного потенциала у курсантов Академии ФСИН России, обучающихся на различных специализациях, проанализируем результаты выполнения методики «Числовые ряды», предназначенной для оценки подвижности и способности мышления к перестановкам, индуктивного числового мышления и теоретических счетных способностей.

 

Рисунок 11. Средние показатели продуктивности курсантов Академии ФСИН России по методике «Числовые ряды»

 

Самые низкие показатели в операциях с числами показывают курсанты, обучающиеся по специализации «Пенитенциарная психология» (Рис. 11), а самые высокие – сотрудники, обучающиеся по специализации «Тыловое обеспечение в УИС».

Показатели скорости и точности выполнения методики «Числовые ряды» существенных различий не имеют (табл. 3).

 

Таблица 3

Показатели выполнения теста «Числовые ряды» в разных группах испытуемых

 

Специализация «Пенитенциарная психология»

Специализация «Тыловое обеспечение в УИС»

Специализация «Организация режима в УИС»

Специализация «Оперативно-розыскная деятельность»

Продуктивность

19,9756

22,6585

21,4638

21,8033

Скорость

3,2866

3,3293

3,3514

3,3012

Точность

0,7663

0,8570

0,8065

0,8310

 

Рисунок 12. Средние показатели эффективности курсантов Академии ФСИН России по методике «Числовые ряды»

 

Стоит отметить, что по показателям эффективности группы испытуемых практически уравнены (рис. 12).

Подробно раскроем уровневый статистический анализ личностно-мотивационного компонента интеллектуально-личностного потенциала курсантов, обучающихся на различных специализациях. На рисунке 13 представлены личностные особенности курсантов, проявляющиеся в поведении и необходимые для взаимодействия на службе и регуляции служебной деятельности: общительность, активность и ассертивность.

Самыми низкими показателями по этим трем шкалам опросника обладают курсанты, обучающиеся по специализации «Тыловое обеспечение в УИС» (р ≤ 0,01). Ассертивность снижена у курсантов, избравших специализацию «Оперативно-розыскная деятельность». Полученные данные подтверждаются результатами тестирования, представленными на рисунке 14. Именно курсанты, выбравшие специализацию «Тыловое обеспечение в УИС», имеют самый высокий уровень тревожности, самоуничижения и подавленности. Это прямое следствие низкой ассертивности, общительности и активности.

 

Рисунок 13 – Средние показатели по шкалам общительности, активности и ассертивности курсантов Академии ФСИН России по опроснику «Личностный профиль» Г. Айзенка / К. Сугоняева

 

Рисунок 14 – Средние показатели по шкалам тревожности, самоуничижения и подавленности по опроснику «Личностный профиль» Г. Айзенка / К. Сугоняева у курсантов Академии ФСИН России

 

Средними показателями общительности, активности и ассертивности обладают курсанты, обучающиеся по специализации «Пенитенциарная психология». Однако тревожность у них значительно ниже (р ≤ 0,05). Полагаем, что такое сочетание обеспечивает успешное выполнение курсантами служебных задач, связанных с взаимодействием и общением в составе группе, регуляции эмоционального состояния. Самыми низкими показателями тревожности, самоуничижения и подавленности обладают курсанты со специализациями «Оперативно-розыскная деятельность» и «Организация режима в УИС», что повышает их интеллектуально-личностный потенциал и способствует эффективному выполнению служебных обязанностей. 

 

Рисунок 15 – Средние показатели по шкалам импульсивности, агрессивности и безответственности по опроснику «Личностный профиль» Г. Айзенка / К. Сугоняева у курсантов Академии ФСИН России

 

На рисунке 15 видно, что курсанты, избравшие специализацию «Оперативно-розыскная деятельность», обладают самыми низкими показателями импульсивности, агрессивности и безответственности, что говорит о высоком уровне личностно-мотивационного компонента потенциала (р ≤ 0,01). Курсанты, обучающиеся по специализации «Тыловое обеспечение в УИС», отличаются самыми высокими показателями импульсивности, безответственности и агрессивности (р ≤ 0,01), что, безусловно, снижает эффективность их служебной деятельности. Для курсантов со специализацией «Организация режима в УИС» характерны низкий уровень безответственности, средний уровень агрессивности и высокая импульсивность. Курсанты со специализацией «Пенитенциарная психология» обладают высокой импульсивностью, средней агрессивностью и высокой безответственностью. Исследованием установлено, что выявленные личностные особенности курсантов снижают эффективность служебной деятельности.

 

Рисунок 16 – Средние показатели шкал нейротизма и психотизма по опроснику «Личностный профиль» Г. Айзенка / К. Сугоняева у курсантов Академии ФСИН России

 

Самым высоким уровнем нейротизма и психотизма обладают курсанты, обучающиеся по специализации «Тыловое обеспечение в УИС»; выше средних показатели нейротизма и психотизма – у курсантов со специализацией «Пенитенциарная психология»; средний уровень – у  курсантов со специализацией «Организация режима в УИС»; самый низкий уровень нейротизма и психотизма – у курсантов, избравших специализацию «Оперативно-розыскная деятельность» (Рис. 16).

Проанализируем личностно-мотивационный компонент интеллектуально-личностного потенциала курсантов Академии ФСИН России, обучающихся по различным специализациям, с точки зрения их отношения к собственной карьере.

 

Рисунок 17 – Средние показатели шкал специализации, менеджмента и автономии по опроснику карьерных ориентаций Э. Шейна («Якоря карьеры») у курсантов Академии ФСИН России

 

По показателям опросника карьерных ориентаций Э. Шейна («Якоря карьеры») существенные отличия между группами курсантов наблюдаются только по шкале специализации. Самые низкие показатели по данной шкале выявлены у курсантов, избравших специализацию «Тыловое обеспечение в УИС». Также наблюдается высокий показатель по шкале автономии у курсантов со специализацией «Пенитенциарная психология» (Рис.17).

В таблице 4 представлены критерии, при помощи которых проведена психологическая оценка уровня выраженности интеллектуально-личностного потенциала курсантов Академии ФСИН России, обучающихся по различным специализациям. Итоговый уровень выраженности интеллектуально-личностного потенциала определялся обобщенной оценкой показателей, набранных курсантами при изучении и оценке их личностно-мотивационного и интеллектуального компонентов.

 

Таблица 4

Критерии уровня выраженности интеллектуально-личностного потенциала

Название

теста

Параметр

НОРМЫ

Средний уровень выраженности признака,

в сырых баллах

Среднее

Отклон

ЯК

Специализация

23,29

4,88

18,41 – 28,17

Автономия

9,86

7,52

2,34 – 17,38

Служение

29,03

0,89

28,14 – 29,92

Вызов

21,75

5,08

16,67 – 26,83

Мотивация к службе

39,5

5,02

34,48 – 44,52

Мотивационная зрелость

111,67

16,46

95,21 – 128,13

EPP

Общительность

23,15

3,49

19,66 – 26,64

Активность

22,4

3,73

19 - 26

Ассертивность

21,56

4,21

17 – 26

Самоуничижение

3,86

6,85

0-11

Подавленность

0,46

1,96

0-2

Склонность к риску

14

4,52

9 - 19

Импульсивность

4,73

4,81

0 - 9

Агрессивность

3,18

3,88

0 - 7

Безответственность

3,2

5,08

0 - 8

Равен

Продуктивность

10,62

1,06

10 - 12

Скорость

2

0,04

1,96 – 2,04

Точность

0,87

0,1

0,77 – 0,97

ИСл

Продуктивность

22,31

2,61

19,7 – 24,92

Точность

0,76

0,1

0,66 – 0,86

ЧР

Точность

0,82

0,12

0,7 – 0,94

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение результатов.

Результаты исследования личностно-мотивационного компонента интеллектуально-личностного потенциала показывают, что курсанты Академии ФСИН России, проходящие обучение по специализации «Тыловое обеспечение в УИС», имеют самый высокий уровень тревожности, самоуничижения, подавленности, импульсивности, безответственности, агрессивности, нейротизма и психотизма. Курсанты со специализацией «Оперативно-розыскная деятельность» обладают низкими показателями тревожности, самоуничижения, подавленности, импульсивности, агрессивности и безответственности. Курсанты, выбравшие специализацию «Организация режима в УИС», имеют низкие показатели тревожности, самоуничижения, подавленности, безответственности, средние показатели агрессивности и высокие показатели импульсивности.

Результаты исследования интеллектуального компонента интеллектуально-личностного потенциала во взаимосвязи с социально-демографическими характеристиками показали, что для курсантов Академии ФСИН России характерны следующие особенности. Курсанты, обучающиеся по специализациям «Тыловое обеспечение в УИС» и «Пенитенциарная психология», более способны к систематизированной и планомерной интеллектуальной деятельности. Курсанты, избравшие специализации «Оперативно-розыскная деятельность» и «Организация режима в УИС», продемонстрировали более высокие показатели динамических и содержательных особенностей мышления при оперировании вербальной информацией. Самые низкие показатели подвижности и способности мышления к перестановкам, индуктивного числового мышления и теоретических счетных способностей показали курсанты, проходящие обучение по специализации «Пенитенциарная психология», а самые высокие – курсанты по специализации «Тыловое обеспечение в УИС». Курсанты, обучающиеся по специализации «Тыловое обеспечение в УИС» из неполных семей имеют более высокие показатели активности и ассертивности, более низкие показатели общительности, тревожности, самоуничижения, подавленности, импульсивности, агрессивности психотизма и нейротизма, чем сотрудники из полных семей.

Вывод.

Обобщенный анализ полученных эмпирических данных по критериям выраженности интеллектуально-личностного потенциала позволил нам сформулировать следующие выводы: 1) самым низким интеллектуально-личностным потенциалом обладают курсанты, проходящие обучение по специализации «Тыловое обеспечение в УИС»; 2) средним интеллектуально-личностным потенциалом обладают курсанты ФСИН России, выбравшие специализацию «Организация режима в УИС»; 3) интеллектуально-личностным потенциалом выше среднего отличаются курсанты со специализацией «Пенитенциарная психология»; 4) самым высоким интеллектуально-личностным потенциалом обладают курсанты, обучающиеся по специализации «Оперативно-розыскная деятельность».

Проведенное эмпирическое исследование позволяет обозначить роль психологов образовательных организаций ФСИН России, которая заключается в своевременном оказании психологической помощи курсантам, направленной на повышение их интеллектуально-личностного потенциала. В качестве методов могут применяться психологические тренинги [3, 6], индивидуальное консультирование и коррекция, психологическое просвещение. Очевидна роль психолога в работе с преподавателями и курсовыми офицерами, повышение их психолого-педагогической компетентности по вопросам применения методов и приемов развития интеллектуально-личностного потенциала в образовательной, учебно-профессиональной и служебной деятельности.

Список литературы

1. Величко С. В. Роль личностного потенциала в процессах социальной реадаптации / С. В. Величко // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (март 2007 г.) / под ред. Н. А. Коваль. - Тамбов, 2007. - С. 26-30.

2. Ковальчук, И.А. Интеллектуально-личностный потенциал будущих специалистов ФСИН России на этапе первичной подготовки к службе и обучению [Электронный ресурс] / И.А. Ковальчук, Д.В. Сочивко // Психология и право. - 2018. Том 8. - № 4. - С. 204-218. doihttps://doi.org/10.17759/psylaw.2018080418.

3. Ковальчук, И.А. Социально-психологический тренинг как способ развития интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России на начальном этапе служебной деятельности / И.А. Ковальчук, Л.Н. Костина // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2019. - № 3(49) - С. 102-106.

4. Корнилова, Т. В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в стратегиях совладания / Т. В. Корнилова // Вестник Московского университета. - Сер. 14. Психология. - 2010. - № 1. - С. 46-57.

5. Кузьмина, С. В. Развитие личностного потенциала студента с позиции компетентностного подхода / С. В. Кузьмина, Н. В. Власихина // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2013. - № 3 (1). - С. 26-32.

6. Поздняков, В. М. Современные инновации в отечественной уголовно-исполнительной системе и проблемы их психологического обеспечения / В. М. Поздняков // Совершенствование психологической, социальной и воспитательной работы в уголовно-исполнительной системе : сб. материалов круглого стола Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. В. Н. Некрасова, М. А. Черкасовой. - Вологда, 2018. - С. 42-47.

7. Столяренко, А. М. Энциклопедия юридической психологии / А. М. Столяренко. - М.: Юнити Дана, 2003. - 607 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?