Рассмотрено использование модельных расчетов загрязнения атмосферы при выборе сценариев совершенствования транспортной инфраструктуры, даны алгоритм и примеры расчетов загрязнения атмосферы и построения карт акустического загрязнения с использованием современных программных продуктов.
модельные расчеты, автотранспорт, атмосферный воздух, загрязнение атмосферы, шумовое воздействие.
Модернизация транспортной системы России - актуальная задача. Однако при выборе сценариев совершенствования транспортной инфраструктуры следует не только исходить из экономической целесообразности настоящего времени, но и оценить экологические последствия того или иного сценария развития. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 [1] устанавливает требования к составу проектной документации на различные виды объектов капитального строительства, в том числе линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.). Любой проект должен обязательно содержать «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» и результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду, как на период эксплуатации объекта, так и на период проведения строительных работ.
Снижение уровня загрязнения
При разработке проектной документации для технического проекта, например строительства двухуровневой развязки или замены регулируемого перекрестка на кольцевую развязку в одном уровне, расширения дорожного полотна или, наоборот, его сужения в редких случаях проводится оценка изменения качества атмосферного воздуха всего города или района после введения в эксплуатацию данного объекта [2, 3]. Для проведения такой оценки предлагается использовать следующий алгоритм, схематично представленный на рис. 1.
Например, для определения приоритетных мероприятий по строительству и реконструкции объектов улично-дорожной сети Санкт-Петербурга на 2004-2008 гг. при участии автора были проведены расчеты загрязнения атмосферного воздуха на перспективу с учетом реализации мероприятий. Анализ результатов расчетов показал, что наибольший эффект для улучшения качества атмосферного воздуха на территории Санкт-Петербурга даст осуществление следующих мероприятий:
- реконструкция Пискаревского проспекта на участке от Свердловской набережной до улицы Руставели;
- реконструкция путепровода в створе Пискаревского проспекта через железнодорожные пути станции Пискаревка;
- реконструкция южной набережной Обводного канала со строительством участка от Предтеченского моста до проспекта Обуховской Обороны;
- комплексная реконструкция Синопской набережной на участке от набережной Обводного канала до улицы Моисеенко;
- реконструкция Приморского проспекта на участке от улицы Академика Шиманского до Яхтенной улицы и строительство путепровода в створе Коломяжского проспекта через железнодорожные пути Сестрорецкого направления.
1. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию» (с изм.).
2. Волкодаева М.В., Канчан Я.С. Тенденции и перспективы развития комплексных (сводных) расчетов показателей воздействия выбросов загрязняющих веществ, характеризующих воздействие на качество атмосферного воздуха // Проблемы региональной экологии. 2008. № 6. С. 127-131.
3. Волкодаева М.В., Левкин А.В., Демина К.В. Об учете воздействия автотранспортных потоков при планировании размещения жилых зданий и территорий жилой застройки.// Сборник докладов всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 26-28 марта 2013 г. СПб., 2013 . С. 572-578.
4. Волкодаева М.В., Шпакова М.В. Использование результатов расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе города для оценки качества атмосферного воздуха // Охрана окружающей среды и экологической безопасности в Санкт-Петербурге в 2007 году / Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга. СПб., 2008. С. 214-220.
5. Волкодаева М.В., Левкин А.В. Разработка шумовой карты города по данным натурных наблюдений состава и интенсивности автотранспортных потоков (статья) // Двигателестроение. 2011. №3 июль-сентябрь. С. 41-45.