с 01.01.2002 по 01.01.2007
Белгород, Белгородская область, Россия
с 01.01.2018 по настоящее время
Россия
УДК 34 Право. Юридические науки
BISAC COM032000 Information Technology
BISAC LAW011000 Civil Law
BISAC LAW014000 Commercial / General
Развитие инновационной деятельности – ключевое звено в решении практически многих задач развития энергетического сектора. Глобальные изменения в организации научной, инженерной и инновационной деятельности, связанные с процессами цифрового развития, в полной мере затрагивают и Россию. Необходимость модернизации экспериментальной базы и системы информационного обеспечения инновационной деятельности с защитой авторских прав на ее результаты, создание и развитие государственной информационной системы не вызывает сомнений. Дальнейшее развитие правового обеспечения инновационной деятельности в сфере энергетики должно осуществляться при условии тесного взаимодействия науки, государства, энергетических компаний и имеет своей целью обеспечение динамичного развития энергетики, модернизации экономики, уровня жизни общества.
краудфандинговые инвестиции, НИОКР, инвестиционные платформы, цифровизация, инновации, энергетика
Энергетическое право РФ представляет собой комплексную отрасль права, включающую в себя общественные отношения, являющиеся предметом правового регулирования гражданского права, уголовного, административного и трудового права, а также, сочетающую их методы правового регулирования.
На сегодняшний день не предусмотрено регулирование инновационной деятельности в энергетическом комплексе посредством специальных нормативных актов. Существующие механизмы поддержки базируются на общих нормах и отдельных законодательных актах.
Нормативно-правовое регулирование договорного механизма, участие государства в создании субъектов инновационной инфраструктуры, развитие механизмов государственно-частного партнерства, кадровое обеспечение, цифровизация инновационного процесса, являются одними из основных тенденций государственного регулирования в энергетике Российской Федерации.
Инновационная политика нашей страны основывается на нормах федерального законодательства и, прежде всего, ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [1]. Цели и основные направления государственной поддержки инновационной деятельности определяются Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. [2]. Стратегия развивает совместно с бюджетной стратегией и Энергетической стратегией России на период до 2030 г. положения инновационной политики, приведенные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [3]. Исходя из содержания Энергетической стратегии, к числу основных составляющих государственной энергетической политики относятся в том числе инновационная и научно-техническая политика.
Одним из главных механизмов по реализации государственной энергетической политики является стимулирование и поддержка стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инновационной сфере. Согласно Энергетической стратегии России на период до 2030 г. «переход страны от экспортно-сырьевого к ресурсно-инновационному развитию с качественным обновлением энергетики и смежных отраслей», а также переход «российского энергетического сектора на ускоренное инновационное развитие и новый технологический уклад» являются одними из основных требований по переходу на инновационный путь развития. Стратегической целью государственной энергетической политики является создание устойчивой национальной инновационной системы в сфере энергетики для обеспечения российского топливно-энергетического комплекса высокоэффективными отечественными технологиями и оборудованием, научно-техническими и инновационными решениями в объемах, необходимых для поддержания энергетической безопасности страны.
Для того чтобы подчеркнуть взаимосвязь инновационного и цифрового развития энергетического комплекса, обратимся к анализу положений Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 321 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики"»[4].
Одной из задач, на решение которой направлена упомянутая Программа, является содействие инновационному и цифровому развитию топливно-энергетического комплекса.
В рамках реализации задачи по содействию инновационному и цифровому развитию топливно-энергетического комплекса планируется обеспечить:
− создание условий для разработки, развития и внедрения платформенных решений, цифровых сервисов и технологий в отраслях топливно-энергетического комплекса в рамках ведомственного проекта «Цифровая энергетика»;
− совершенствование действующих и разработку новых механизмов государственной поддержки создания и внедрения инноваций в отраслях топливно-энергетического комплекса на основе лучших практик отечественного и мирового опыта;
− реализацию мероприятий по развитию интеллектуальной электроэнергетики в рамках плана мероприятий («дорожной карты») «Энерджинет» Национальной технологической инициативы и плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению «Энерджинет».
К числу основных проблем инновационного и цифрового развития топливно-энергетического комплекса относятся:
− несогласованность мер государственной политики, направленных на поддержку различных элементов инновационной деятельности;
− дефицит системных мер по стимулированию коммерциализации инноваций в компаниях топливно-энергетического комплекса;
− недостаточность российского рынка сбыта для окупаемости высокотехнологичных инноваций;
− отсутствие эффективных механизмов координации между научно-исследовательскими институтами и организациями реального сектора экономики.
Стратегическими целями инновационного и цифрового развития топливно-энергетического комплекса являются:
− преобразование энергетической инфраструктуры посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений;
− создание эффективной системы поддержки инноваций в отраслях топливно-энергетического комплекса в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации;
− создание условий для реализации комплексных пилотных проектов с участием крупных организаций топливно-энергетического комплекса.
Для содействия инновационному развитию топливно-энергетического комплекса, включая цифровую трансформацию энергетики, необходима соответствующая информационно-аналитическая поддержка принятия решений в сфере топливно-энергетического комплекса во взаимосвязи с другими отраслями экономики, а также организация эффективного стандартизованного информационного обмена между субъектами топливно-энергетического комплекса. Такую поддержку должна обеспечивать государственная информационная система топливно-энергетического комплекса, предназначенная для автоматизации процессов сбора, обработки информации в целях включения ее в государственную информационную систему топливно-энергетического комплекса, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, а также повышения эффективности обмена информацией о состоянии и прогнозе развития топливно-энергетического комплекса.
Согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации основными результатами формирования среды, благоприятной для инноваций, должны стать: устранение барьеров, сдерживающих расширение масштабов инновационной активности предприятий и распространение в экономике передовых технологий; усиление стимулов на уровне компаний к постоянной инновационной деятельности, использованию и разработке новых технологий для обеспечения конкурентоспособности бизнеса; создание благоприятных условий для создания новых высокотехнологичных компаний и развития новых рынков продукции (услуг).
В этой связи, актуальность приобретает грамотное правовое регулирование складывающихся общественных отношений в данной сфере.
На необходимость совершенствования правового регулирования инновационной деятельности в сфере энергетики, проведения правовых исследований в этой области справедливо обращают внимание представители науки [5, c. 10-15], руководители энергетических компаний [6, c. 16-21].
С 1 января 2020 г. в силу вступает ФЗ № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Указанный акт призван создать правовые механизмы, регулирующие отношения, возникающие при финансировании инвестиционных проектов широким кругом инвесторов с использованием информационных технологий, а именно, отношения, возникающие в связи с инвестированием и привлечением инвестиций с использованием инвестиционных платформ. Закон определяет правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ, регулирует возникновение и обращение утилитарных цифровых прав, а также выдачу и обращение ценных бумаг, удостоверяющих утилитарные цифровые права [7].
Помимо этого, с 1 октября 2019 г. в ГК РФ будут внесены изменения, расширяющие перечень объектов гражданских прав за счет включения в категорию вещей – цифровых прав [8].
Не вызывает сомнения тот факт, что грамотное правовое регулирование столь значимого круга общественных отношений позитивным образом должно сказаться на развитии экономики страны. Положения анализируемого ФЗ в полной мере могут быть применены к правовому регулированию энергетического комплекса, еще раз подтвердив взаимосвязь необходимости инновационного и цифрового регулирования в данной области. Поскольку специфика энергетических ресурсов, энергетических объектов, свидетельствующая о повышенной степени риска инновационных процессов, требует особо тщательного правового регулирования, принятие ФЗ № 259-ФЗ представляется положительном моментом.
1. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с изм. и доп. от 25.05.2020№ 159-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 августа 1996 г. № 35, ст. 4137.
2. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020г.» // СПС «КонсультантПлюс».
3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // Собрание законодательства Российской Федерации. № 33. 2009.
4. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 321 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие энергетики» // Собрании законодательства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 18 (часть III) ст. 2167.
5. Лисицын-Светланов А.Г. Энергетическое право: задачи дальнейшего развития отрасли // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Правовое регулирование в сфере электроэнергетики и теплоснабжения». − Москва: Юрист, 2013. - С. 10 - 15.
6. Федоров Д.В. Инновационное развитие электроэнергетического сектора в России // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Правовое регулирование в сфере электроэнергетики и теплоснабжения». − Москва: Юрист, 2013. - С. 16 - 21.
7. Федеральный Закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
8. Федеральный закон от 18.03.2019 № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».