В статье представлены результаты мониторинга готовности профессорско-педагогического состава к работе с обучающимися с инвалидностью в образовательных организациях высшего образования Астраханской области, Волгоградской области, Республики Адыгея, Республики Крым и г. Севастополя. Информация собиралась посредством размещения на портале высшего инклюзивного образования Российской Федерации анкеты для преподавателей и анализа полученных количественных данных из общих мониторинговых форм по регионам. Мониторинговое исследование подтвердило наличие ряда проблемных аспектов в обеспечении образовательного процесса для лиц с инвалидностью в вузе: потребность в развитии инклюзивной компетентности профессорско-преподавательского состава; наличие трудностей психологического и методического характера при организации и проведении учебно-воспитательного процесса в инклюзивных академических группах; отсутствие достаточных знаний о специальных технических средствах обучения и навыков адаптации учебно-методического обеспечения с учетом образовательных потребностей студентов различных нозологических групп.
мониторинг, инклюзивное образование, доступная среда, обучающиеся с инвалидностью, ограниченные возможности здоровья
1. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 гг.
2. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 № АК-44/05вн).
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратур, утвержденный приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301.
4. Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки Российской Федерации 26.12.2013 № 06-2412вн)