с 01.01.2019 по 01.01.2020
Уральский юридический институт МВД России
с 01.01.2009 по 01.01.2013
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Россия
Целью статьи является изучение сформировавшейся в настоящее время проблемы единого толкования Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и его исполнение всеми правоохранительными органами Российской Федерации, недопущение дискриминации ВИЧ-инфицированных и обеспечение прав и свобод других категорий подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
содержание под стражей, права ВИЧ-инфицированных, размещение в камерах лиц с ВИЧ-инфекцией, изолятор временного содержания
В соответствии с п. 2 ст. 33 «Раздельное размещение в камерах» Федерального закона от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [4] отдельно от других подозреваемых и обвиняемых должны содержаться больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении.
Согласно п. 3.1 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 1 г. Москвы «Об утверждении СП 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции» ВИЧ-инфекция это болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека − антропонозное инфекционное хроническое заболевание, характеризующееся специфическим поражением иммунной системы, приводящим к медленному ее разрушению до формирования синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД), сопровождающегося развитием оппортунистических инфекций и вторичных злокачественных новообразований.
В настоящее время лица, содержащиеся в изоляторах временного содержания МВД России (далее ИВС) со статусом ВИЧ-инфекция, содержатся раздельно, как это требует законодатель в части второй ст. 33 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в связи с этим возникают проблемные вопросы соблюдения прав и свобод подозреваемых и обвиняемых со статусом ВИЧ и без такового. Согласно государственной политике РФ по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, «не допускаются увольнение с работы, отказ в приеме на работу, отказ в приеме в организации, осуществляющие образовательную деятельность, и медицинские организации, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных на основании наличия у них ВИЧ-инфекции, равно как и ограничение жилищных и иных прав и законных интересов членов семей ВИЧ-инфицированных, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом», данная норма указана в ст. 17 Федерального закона от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».
Указанное положение подтверждает политику государства, выражающуюся в реализации на практике идеи не выделять и не обобщать таких лиц в отдельную категорию граждан. То есть эти лица находятся в обществе на равных условиях, кроме соблюдения ими необходимых мер предосторожности с целью недопущения распространения инфекции. Так же в уголовном законодательстве закреплена ответственность за умышленное заражение ВИЧ-инфекцией. Целью указанных норм является обеспечение государством защиты прав и свобод, не зараженных граждан. В настоящее время лица, имеющие статус «ВИЧ-инфицируемый», находятся среди нас, и это не предается огласке государственными органами, и данная информация охраняется государством.
В современной медицине благодаря появлению антиретровирусной терапии качество и продолжительность жизни ВИЧ-положительных людей принципиально не отличается от ВИЧ-отрицательных. Соблюдая терапевтические медицинские предписания, человек достигает нулевой вирусной нагрузки, вследствие чего не способен инфицировать других людей, в том числе при незащищённом половом акте.
В Российской Федерации функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений в большей степени, чем Министерство внутренних дел осуществляет Федеральная служба исполнения наказания России (далее ФСИН), должностные лица которой соблюдают и подчиняются требованиям Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». При этом в учреждениях ФСИН лица, зараженные ВИЧ–инфекцией, содержатся совместно со здоровой частью подозреваемых, обвиняемых и осужденных, так как обоснованно предполагается, что они эпидемиологической опасности не представляют (обычный бытовой контакт с ВИЧ-инфицированным привести к заражению не может, только через медицинские инструменты, контакт с кровью или другими биологическими жидкостями организма и половым путем), что зафиксировано в методических указаниях МУ 3.1.3342-16 «Эпидемиологический надзор за ВИЧ-инфекцией» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26 февраля 2016 г.) на основе всесторонних международных и национальных исследований.
На практике формируется двойной подход к данной проблеме в различных системах государственных органов. Лицо ВИЧ-инфицированное содержится в учреждении ФСИН совместно со здоровой частью подозреваемых и обвиняемых, а в ИВС МВД осуществляется строго раздельное содержание данных категорий лиц, что приводит к разногласию между ведомствами РФ в практике применения Федерального закона от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также может стать причиной разглашения сведений о наличии у лица ВИЧ-инфекции, что приводит к их необоснованной дискриминации и считается недопустимым в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г. № 1017 «Об утверждении Правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», рекомендацией N R (93)6 комитета министров Совета Европы
государствам-членам «Относительно пенитенциарных и криминологических аспектов борьбы с инфекционными заболеваниями, в частности СПИДом, и смежных проблем здравоохранения в исправительных учреждениях». (Принятая 18.10.1993 на 500-ом заседании представителей министров).
Выявленная проблема сегрегации подозреваемых и обвиняемых с ВИЧ-инфекцией в условиях содержания ИВС МВД России заинтересовала уполномоченного по правам человека Свердловской области Татьяну Георгиевну Мерзлякову, которая считает, что раздельное содержание таких лиц ведет к дискриминации их прав. В связи с чем в ФСИН России и МВД России направлены соответствующие запросы по содержанию ВИЧ-инфицированных лиц.
Согласно ответу на запрос МВД России утверждает, что ВИЧ в соответствии с Международной классификации болезней Х пересмотра, отнесена к инфекционным болезням и согласно п. 3.5 СанПина — 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции» от 24.03.2011 года источником ВИЧ-инфекции являются люди, инфицированные ВИЧ на любой стадии заболевания, в том числе в инкубационном периоде, поэтому согласно 103-ФЗ от 15.07.1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержатся отдельно от других категорий лиц, находящихся в ИВС МВД России.
В соответствии с ответом ФСИН России толкование нормы 103-ФЗ от 15.07.1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [4], основанное на решениях Европейского Суда по правам человека и Федерального закона № 38-ФЗ от 30.03.1995 г. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», противоположно. «ВИЧ-инфекция не передается контактно-бытовым путем. При инфицировании человека вирусом иммунодефицита ВИЧ-инфицированные — граждане Российской Федерации обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации» (п. 1 ст.5 № 38-ФЗ от 30 марта 1995 г.). Лица, зараженные вирусом иммунодефицита человека, в помещениях учреждений находятся на общих основаниях. Только при наличии у них других инфекционных заболеваний, наряду с ВИЧ-инфекцией, они могут быть изолированы по эпидемиологическим показаниям.
Сложившаяся ситуация привела к применению «двойных стандартов» в обеспечении прав и свобод человека, что считается недопустимым. В настоящее время Уполномоченный по правам человека Свердловской области обратился к Уполномоченному по правам человека Российской Федерации Татьяне Николаевне Москальковой для решения этого проблемного вопроса на федеральном уровне.
Анализ судебных решений по данной проблеме, в том числе и международного характера, позволяет сделать вывод, что раздельное содержание лиц указанной категории на основании лишь наличия ВИЧ-инфекции неминуемо приведет к нарушению закрепленных в законодательстве прав человека. (Решения Европейского Суда по правам человека: Дело «Салматов» против Российской Федерации от 31.07.2008 г. жалоба № 3522/04, Дело «Артемьев» против Российской Федерации от 27.05.2010 г., жалоба № 14146/02, Дело «Фефилов» против Российской Федерации от 17.07.2018 г., жалоба № 6587/07). Решения и определения национальных судов Российской Федерации: Калининский районный суд г. Тюмени дело № 2-975-13 от 28.03.2013 г., Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области дело № 2-3606/2017 2-3606/2017~М-2726/2017 М-2726/2017от 14.07.2017 г., Мариинский городской суд дело № 33-13138/2014 от 28.10.2014 г., Кемеровский областной суд дело № 33-461/2015 от 20.01.2015 г., Московский городской суд дело N 33-9726 от 04.04.2012 г.
Согласно медицинским сведениям, ВИЧ-инфицированный подвергается большей, чем не инфицированный человек опасности при содержании со здоровым лицом, так как иммунитет у инфицированного ослаблен, любая инфекция, которая не страшна здоровому человеку, может привести к серьезным осложнениям при болезни.
Федеральным законом от 9 марта 2001 г. № 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации» в ч. 2 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ внесены изменения, согласно которым специальные лечебно-исправительные учреждения для содержания ВИЧ-инфицированных осужденных перестали существовать. Это является основанием для содержания данных лиц и прохождения ими лечения совместно с остальными осужденными.
Отсюда возникает вопрос о формировании единой для всей системы правоохранительных органов правовой практики содержания ВИЧ-инфицированных в местах предварительного заключения и лишения свободы. Требуется более точное законодательное определение, насколько ВИЧ-инфекция представляет инфекционную и эпидемиологическую опасность. Формирование единого подхода к указанной проблеме, обусловленное научными медицинскими данными, позволит в полной мере ответить на вопрос об актуальности правовых норм, регулирующих на данный момент вопросы содержания ВИЧ-инфицированных в свете соблюдения, как их прав, так и прав других категорий лиц, содержащихся в местах предварительного заключения и лишения свободы. Кроме того, актуализация законодательства и правоприменительной практики позволит оптимизировать расходы государства по содержанию вышеуказанных лиц, избежать обоснованных претензий и жалоб с их стороны в том числе в международные судебные инстанции. Для этого необходимо внести дополнение в ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 15.07.1995 № 103 и в п. 18 приказа МВД России от 22.11.2005 г. № 950 приложение в виде перечня инфекционных заболеваний, при которых совместное содержание подозреваемых и обвиняемых не опасно и допустимо в соответствии с требованиями Европейского Суда прав человека.
1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
2. Конвенция «о защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года.
3. «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»: федеральный закон от 30.03.1998 № 54-ФЗ.
4. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»: федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ
5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. От 27.06.2011).
6. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации»: федеральный закон от 9 марта 2001 г. № 25-ФЗ.
7. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»: федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ.
8. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»: постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5.
9. Рекомендация N R (93) 6 комитета министров совета Европы государствам-членам «Относительно пенитенциарных и криминологических аспектов борьбы с инфекционными заболеваниями, в частности СПИДом, и смежных проблем здравоохранения в исправительных учреждениях»: принята Комитетом Министров 18 октября 1993 года на 500-м заседании Представителей Министров.
10. «Об утверждении СП 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 1 г. Москва.
11. «Об утверждении Правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»: постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г. № 1017.
12. «Эпидемиологический надзор за ВИЧ-инфекцией»: методические указания МУ 3.1.3342-16 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26 февраля 2016 г.)
13. «Профилактика ВИЧ-инфекции»: СанПин - 3.1.5.2826-10 от 24.03.2011 г.
14. Решение Европейского Суда по правам человека: Дело «Салматов» против Российской Федерации от 31.07.2008 г жалоба № 3522/04.
15. Решение Европейского Суда по правам человека: Дело «Артемьев» против Российской Федерации от 27.05.2010 г., жалоба № 14146/02.
16. Решения Европейского Суда по правам человека: Дело «Фефилов» против Российской Федерации от 17.07.2018 г., жалоба № 6587/07.
17. Решение Калининского районного суда г. Тюмени дело № 2-975-13 от 28.03.2013 г.
18. Решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области дело № 2-3606/2017 2-3606/2017~М-2726/2017 М-2726/2017от 14.07.2017 г.,
19. Решение Мариинского городского суда дело № 33-13138/2014 от 28.10.2014 г.
20. Определение Кемеровского областного суда дело № 33-461/2015 от 20.01.2015 г.
21. Решение Московского городского суда дело № 33-9726 от 04.04.2012 г.
22. "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2005 N 7246): Приказ МВД России от 22.11.2005 № 950 (ред. От 18.10.2012).